Показатели монопольной власти

В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен А. Лернером и получил название показателя моно­польной власти Лернера:

IL = (P-MC)/P, (3)

где Показатели монопольной власти - student2.ru - индекс Лернера.

Численное значение Показатели монопольной власти - student2.ru всегда находится между 0 и 1. Чем больше Показатели монопольной власти - student2.ru , тем больше монопольная власть. Для совершенно конкурентной фирмы

Показатели монопольной власти - student2.ru

На практике МС подсчитать трудно, поэтому его заменяют АС:

Показатели монопольной власти - student2.ru

Умножим данное уравнение на соотношение Q/Q, получим

Показатели монопольной власти - student2.ru

Используя этот индекс в качестве меры монопольной власти, можно сказать, что чем выше в долгосрочном плане отношение прибылей к выручке от продаж, тем выше степень монопольной власти на рынке. С другой стороны монопольная власть является величиной обратной ценовой эластичности спроса Показатели монопольной власти - student2.ru . Покажем это:

Условием максимизации прибыли является равенство: MR = МС.

Показатели монопольной власти - student2.ru

Разделим обе части уравнения на (-Р)

Показатели монопольной власти - student2.ru

или в общем виде:

Показатели монопольной власти - student2.ru(4)

Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван по имени предложивших его ученых - индекс Херфиндаля-Хиршмана ( Показатели монопольной власти - student2.ru ). При его расчете используются данные об удельном весе продук­ции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фир­мы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

Показатели монопольной власти - student2.ru

Показатели монопольной власти - student2.ru - индекс Херфиндаля-Хиршмана; Показатели монопольной власти - student2.ru - удельный вес самой крупной фирмы, Показатели монопольной власти - student2.ru - следующей по величине фирмы и т.д., Показатели монопольной власти - student2.ru - удельный вес наименьшей фирмы.

Показатели монопольной власти - student2.ru определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т.е. мы имеем пример чистой мо­нополии), то Показатели монопольной власти - student2.ru , a Показатели монопольной власти - student2.ru .

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Показатели монопольной власти - student2.ru , а Показатели монопольной власти - student2.ru , Показатели монопольной власти - student2.ru

Ценовая дискриминация и социальные издержки монопольной власти.

Ценовая дискриминация - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, т.к. они устанав­ливают и контролируют цены.

Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок дол­жен отвечать следующим условиям:

¾ продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага. Для тех, чей спрос не эластичен, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен ~ более низкая;

¾ блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка по­купателям (или продавцам) другого рынка, т.к. свободное передвижение благ с «дешево­го» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что обусловит невоз­можность ценовой дискриминации;

¾ покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифи­цируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

Совершенная дискриминация наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны.

Так как цена и предельный доход равны для любой единицы продукции, то кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса Поэтом) монополист, практикующий дис­криминацию, получает не только прибыль, обычно для монополиста, но и дополнительную прибыль, равную излишку потребителя. Такая ситуация наблюдается в деятельности част- j ных юристов и врачей, хорошо знающих своих клиентов

На практике чаше встречается ситуация при которой один и тот же товар продается по разным ценам разным группам покупателей, т.е. на различных сегментах рынка с раз­ной эластичностью спроса. Такая дискриминация получила название сегментированной дискриминации.

Социальные издержки монопольной власти. Социальная цена монополии - поте­ри для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке. На конкурентном рынке P=MC При монополии Р >МС, следователь­но. монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема выпуска

Рассмотрим социальные издержки монопольной власти на примере поглощения конкурентной отрасли монополией (рис. 4.6) На конкурентном рынке цена Показатели монопольной власти - student2.ru и объем продукта Показатели монопольной власти - student2.ru находятся на пересечении кривой спроса D и кривой предельных издержек МС (т. К). При монополизации отрасли монополист устанавливает Показатели монопольной власти - student2.ru и Показатели монопольной власти - student2.ru исходя из ус­ловия MR=МС. В условиях монополии, если цена выше, то покупатели приобретают меньше продукта. Те же, кто приобретает товар по цене Показатели монопольной власти - student2.ru , теряют часть излишка (пря­моугольник А), а покупатели, которые не могут приобрести товар по цене i, но приобрели его по цене Показатели монопольной власти - student2.ru , тоже теряют излишек (треугольникВ). Таким образом, общая потеря по­требительского излишка равнаА +В.

В то же время производитель извлекает прибыль (прямоугольник А), реализуя товар по более высокой цене, однако теряет часть излишка производителя, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производите­ле получают от реализации объема Показатели монопольной власти - student2.ru .

Следовательно, общий эффект монопольной власти равен:-А- В + А -С— -(В + С). Величина(В + С)представляет собой чистые убытки общества от монопольной власти.

Общие чистые убытки - это общественные издержки неэффективности из-за более низкого объема производства при монополии в сравнении со свободной конкуренцией.

Показатели монопольной власти - student2.ru

1.4.3 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящей из множест­ва мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особен­ностями:

¾ Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным замените­лем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает ис­ключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некото­рые покупатели .предпочли товар конкурирующим фирмам

¾ На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.

¾ Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годо­вых продаж.

¾ На рынке есть условия для свободного входа и выхода.

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похо­жа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фир­мами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Монопольная власть монопольно-конкурентной фирмы базируется на особых каче­ствах продукта в пределах рыночной ниши, занимаемой фирмой. Это позволяет ей опти­мизировать производства исходя из равенства: MR = МС.

В течение короткого периода фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Но возможность долгосрочного получения сверхприбыли исключается, поскольку входные барьеры в отрасль не представляют серьезной проблемы. Фирмы невелики, для организации производства требуется относительно небольшой капитал, доступный для выпуска продукции не совсем идентичной, но схожей с той, которая уже имеется на рын­ке. В результате относительной свободы входа и выхода из отрасли в долгосрочном пе­риоде прибыли и убытки стремятся к нулю, как и в условиях совершенной конкуренции

Краткосрочное и долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции показано на рис. 4.7.

Показатели монопольной власти - student2.ru

Если предположить, что все фирмы имеют одинаковые средние издержки, представленные кривой АС, то продавец, чья кривая спроса Показатели монопольной власти - student2.ru находится выше кривой средних издержек, будем получать положительную экономическую прибыль, поскольку Показатели монопольной власти - student2.ru (рис 4.7,а). Это будет привлекать на рынок новых конкурентов, в результате чего кривая спроса Показатели монопольной власти - student2.ru будет сдвигаться влево до тех пор, пока не исчезнет положительная прибыль. Такое положение будет достигнуто тогда, когда кривая спроса Показатели монопольной власти - student2.ru станет касательной к кривой средних издержек (точка А). В этой точке цена Показатели монопольной власти - student2.ru равна средним издержкам АС, а прибыль равна нулю (рис. 4.7, б).

Издержки монополистической конкуренции. Несмотря на то, что в точке А при­шли фирмы сведены к нулю. Эта точка не свидетельствует об эффективном использовании ресурсов, поскольку нет равенства Р = MC, которое достигается в условиях совер­шенной конкуренции (точка К). Как показано на графике, производство при монополистической конкуренции осуществляется на наклонном участке кривой АС. Это означает, го фирма в условиях монополистической конкуренции производит желаемый объем редукции Показатели монопольной власти - student2.ru с издержками, превышающими их минимальное значение. Поэтому фирма монополистической конкуренции буде менее эффективной, чем аналогичное предприятие при совершенной конкуренции, поскольку она работает с избыточными мощностями. В данном случае избыток производственной мощности составляет разницу между величинами Показатели монопольной власти - student2.ru .

Избыточные мощности и являются платой за монопольную власть, полученную нормой на основе дифференциации продукта. Чем более дифференцирован товар, тем выше угол наклона кривой спроса, а значит, все дальше влево сдвигается объем производства от оптимального размера, который возможен в точке минимальных средних издержек Показатели монопольной власти - student2.ru С другой стороны, чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере рынок способен удовлетворить многообразные интересы и вкусы потребителей

В таком случае можно утверждать, что с точки зрения общества в целом монопольно- конкурентная структура обладает и некоторым преимуществом.

В добавлении к издержкам, связанные с избыточной мощностью, существуют такие издержки, связанные с неценовой конкуренцией, прежде всего с рекламой, призванной убедить потребителя в особых качествах продукта данной фирмы.

Реклама занимает особое место в рыночной деятельности монопольно-конкурентной фирмы и затраты на ее проведение значительно увеличивают общие издержки фирмы. Однако, удачно проведенная рекламная кампания способна значительно увеличить спрос на продукцию фирмы и обеспечить получение экономической прибыли.

1.4 4 ОЛИГОПОЛИЯ

Олигополия - это такая рыночная структура при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены. Товар, реализуемый олигополистической фирмой, может быть как дифферен­цированным, так и стандартизированным.

Формально к олигополии обычно относит те отрасли, где четыре крупнейшие фир­мы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства ниже, то отрасль относят к монополистической конкуренции. В американ­ской статистике классически олигопольными считаются отрасли, где 8 крупнейших фирм контролируют 60...90 % рынка.

Барьеры для входа в отрасль. Олигопольные отрасли чаще всего возникают в от­раслях с длительным, положительным эффектом масштаба (автомобилестроение, судо­строение, металлургия, производство бытовой техники и т.д.). Эффект масштаба предпо­лагает очень крупные размеры эффективного стартового капитала, что напоминает си­туацию с естественной монополией.

Олигопольные барьеры трудно преодолимы, однако отсутствует непреодолимый барьер, характерный для чистой монополии в виде особых прав, предоставленных госу­дарством. К традиционным барьерам олигополии относятся, эффект масштаба, монопо­лизация сырьевых источников, монополизация производства технологии и т.д.

В последние десятилетия на первый план вышли научно-технологические факторы: монополизация научно-технологических достижений и открытий, ноу-хау, квалифициро­ванной рабочей силы, производства технологии и т.д.

Характерной чертой олигопольного рынка является взаимозависимость ценовой по­литики фирм-конкурентов. Занимая значительную долю рынка, обладая мощным потен­циалом, любая олигопольная фирма способна занять «нишу» конкурента. Поэтому любая ошибка олигопольной фирмы чревата для нее потерей значительной доли рынка, а может быть и полному вытеснению фирмы с рынка. В силу этого фирма - олигополист, проводя ценовую политику должна предугадать ценовую политику конкурентов, следовательно, в классической олигополии монопольная власть даже очень крупных фирм незначительна.

Однако олигопольные рынки могут быть очень различны по своей структуре, что предопределяет возможность различных рыночных стратегий

В современной экономической литературе выделяют три основные типа олигополь­ной стратегии:

1. Тайный сговор (картель) - соглашение фирм о единой ценовой и сбытовой поли­тике. В этом случае монопольная власть не ограничена, картель ведет себя как чистый монополист. Однако такие соглашения запрещены антимонопольным законодательством практически всех стран.

2. Лидерство в ценах - отмечается в случаях, когда в отрасли имеется безусловный лидер (в статистике США такой считают ситуацию, когда фирма лидер больше второй и третьей вместе взятых по объем}' продаж). В этом случае фирма - лидер строит свою ценовую политику как фирма - монополист, а остальные вынуждены присоединяться к ней.

3. "Ценовые войны" - в своем крайнем выражении ценовая война способна привес­ти к рыночному равновесию, аналогичному совершенной конкуренции. Однако сущест­вует целый ряд стратегий в теории и на практике, позволяющей фирмам-конкурентам получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Разработкой таких стратегий занимается математическое моделирование, теория игр. (Например, модель дуополии Курно, стратегия "мини-макса", "дилемма заключенного" и т.д.).

1.4.5 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задача 4.1

Фирма выпускает товар в условиях монополии. Функция спроса на ее товар описы­вается формулой: Показатели монопольной власти - student2.ru функция полных издержек: Показатели монопольной власти - student2.ru

Определите:

а) При каком объеме выпуска прибыль будет максимальной?

б) Какова величина монопольной прибыли?

Задача 4.2

На рис. 4.8. показаны кривые дохода и издержек чистого монополиста. Определите графически:

а) объем выпуска и максимальную прибыль, б) монопольную цену; в) площадь, от­ражающую прибыль монополии; г) как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию?

Показатели монопольной власти - student2.ru

Задача 4.3

Фирма действует в условиях монополистической конкуренции. В пределах значе­ний объема выпуска, представляющих интерес, средние затраты длительного периода могут быть описаны функцией: Показатели монопольной власти - student2.ru . Коэффициент эластичности спро­са на продукцию фирмы по цене равен 5.

Определите объем продаж и цену продукции фирмы = состоянии равновесия длительного периода и объем прибыли получаемой фирмой.

Задача 4.4

На олигополистическом рынке компьютеров действуют семь фирм. Рыночный спрос на компьютеры - D, а предельные издержки производства - МС. Если спрос на продукцию доминирующей фирмы - Показатели монопольной власти - student2.ru , а ее предельная выручка для этого спроса Показатели монопольной власти - student2.ru то каким будет предложение Показатели монопольной власти - student2.ru и цена Показатели монопольной власти - student2.ru , остальных шести производителей компьюте­ров (см. рис. 4.9)

Показатели монопольной власти - student2.ru

Наши рекомендации