Показатели монопольной власти
В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен А. Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:
IL = (P-MC)/P, (3)
где - индекс Лернера.
Численное значение всегда находится между 0 и 1. Чем больше , тем больше монопольная власть. Для совершенно конкурентной фирмы
На практике МС подсчитать трудно, поэтому его заменяют АС:
Умножим данное уравнение на соотношение Q/Q, получим
Используя этот индекс в качестве меры монопольной власти, можно сказать, что чем выше в долгосрочном плане отношение прибылей к выручке от продаж, тем выше степень монопольной власти на рынке. С другой стороны монопольная власть является величиной обратной ценовой эластичности спроса . Покажем это:
Условием максимизации прибыли является равенство: MR = МС.
Разделим обе части уравнения на (-Р)
или в общем виде:
(4)
Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван по имени предложивших его ученых - индекс Херфиндаля-Хиршмана ( ). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
- индекс Херфиндаля-Хиршмана; - удельный вес самой крупной фирмы, - следующей по величине фирмы и т.д., - удельный вес наименьшей фирмы.
определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т.е. мы имеем пример чистой монополии), то , a .
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то , а ,
Ценовая дискриминация и социальные издержки монопольной власти.
Ценовая дискриминация - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.
Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, т.к. они устанавливают и контролируют цены.
Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:
¾ продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага. Для тех, чей спрос не эластичен, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен ~ более низкая;
¾ блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, т.к. свободное передвижение благ с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;
¾ покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.
Совершенная дискриминация наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны.
Так как цена и предельный доход равны для любой единицы продукции, то кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса Поэтом) монополист, практикующий дискриминацию, получает не только прибыль, обычно для монополиста, но и дополнительную прибыль, равную излишку потребителя. Такая ситуация наблюдается в деятельности част- j ных юристов и врачей, хорошо знающих своих клиентов
На практике чаше встречается ситуация при которой один и тот же товар продается по разным ценам разным группам покупателей, т.е. на различных сегментах рынка с разной эластичностью спроса. Такая дискриминация получила название сегментированной дискриминации.
Социальные издержки монопольной власти. Социальная цена монополии - потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке. На конкурентном рынке P=MC При монополии Р >МС, следовательно. монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема выпуска
Рассмотрим социальные издержки монопольной власти на примере поглощения конкурентной отрасли монополией (рис. 4.6) На конкурентном рынке цена и объем продукта находятся на пересечении кривой спроса D и кривой предельных издержек МС (т. К). При монополизации отрасли монополист устанавливает и исходя из условия MR=МС. В условиях монополии, если цена выше, то покупатели приобретают меньше продукта. Те же, кто приобретает товар по цене , теряют часть излишка (прямоугольник А), а покупатели, которые не могут приобрести товар по цене i, но приобрели его по цене , тоже теряют излишек (треугольникВ). Таким образом, общая потеря потребительского излишка равнаА +В.
В то же время производитель извлекает прибыль (прямоугольник А), реализуя товар по более высокой цене, однако теряет часть излишка производителя, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производителе получают от реализации объема .
Следовательно, общий эффект монопольной власти равен:-А- В + А -С— -(В + С). Величина(В + С)представляет собой чистые убытки общества от монопольной власти.
Общие чистые убытки - это общественные издержки неэффективности из-за более низкого объема производства при монополии в сравнении со свободной конкуренцией.
1.4.3 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящей из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
¾ Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели .предпочли товар конкурирующим фирмам
¾ На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.
¾ Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.
¾ На рынке есть условия для свободного входа и выхода.
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.
Монопольная власть монопольно-конкурентной фирмы базируется на особых качествах продукта в пределах рыночной ниши, занимаемой фирмой. Это позволяет ей оптимизировать производства исходя из равенства: MR = МС.
В течение короткого периода фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Но возможность долгосрочного получения сверхприбыли исключается, поскольку входные барьеры в отрасль не представляют серьезной проблемы. Фирмы невелики, для организации производства требуется относительно небольшой капитал, доступный для выпуска продукции не совсем идентичной, но схожей с той, которая уже имеется на рынке. В результате относительной свободы входа и выхода из отрасли в долгосрочном периоде прибыли и убытки стремятся к нулю, как и в условиях совершенной конкуренции
Краткосрочное и долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции показано на рис. 4.7.
Если предположить, что все фирмы имеют одинаковые средние издержки, представленные кривой АС, то продавец, чья кривая спроса находится выше кривой средних издержек, будем получать положительную экономическую прибыль, поскольку (рис 4.7,а). Это будет привлекать на рынок новых конкурентов, в результате чего кривая спроса будет сдвигаться влево до тех пор, пока не исчезнет положительная прибыль. Такое положение будет достигнуто тогда, когда кривая спроса станет касательной к кривой средних издержек (точка А). В этой точке цена равна средним издержкам АС, а прибыль равна нулю (рис. 4.7, б).
Издержки монополистической конкуренции. Несмотря на то, что в точке А пришли фирмы сведены к нулю. Эта точка не свидетельствует об эффективном использовании ресурсов, поскольку нет равенства Р = MC, которое достигается в условиях совершенной конкуренции (точка К). Как показано на графике, производство при монополистической конкуренции осуществляется на наклонном участке кривой АС. Это означает, го фирма в условиях монополистической конкуренции производит желаемый объем редукции с издержками, превышающими их минимальное значение. Поэтому фирма монополистической конкуренции буде менее эффективной, чем аналогичное предприятие при совершенной конкуренции, поскольку она работает с избыточными мощностями. В данном случае избыток производственной мощности составляет разницу между величинами .
Избыточные мощности и являются платой за монопольную власть, полученную нормой на основе дифференциации продукта. Чем более дифференцирован товар, тем выше угол наклона кривой спроса, а значит, все дальше влево сдвигается объем производства от оптимального размера, который возможен в точке минимальных средних издержек С другой стороны, чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере рынок способен удовлетворить многообразные интересы и вкусы потребителей
В таком случае можно утверждать, что с точки зрения общества в целом монопольно- конкурентная структура обладает и некоторым преимуществом.
В добавлении к издержкам, связанные с избыточной мощностью, существуют такие издержки, связанные с неценовой конкуренцией, прежде всего с рекламой, призванной убедить потребителя в особых качествах продукта данной фирмы.
Реклама занимает особое место в рыночной деятельности монопольно-конкурентной фирмы и затраты на ее проведение значительно увеличивают общие издержки фирмы. Однако, удачно проведенная рекламная кампания способна значительно увеличить спрос на продукцию фирмы и обеспечить получение экономической прибыли.
1.4 4 ОЛИГОПОЛИЯ
Олигополия - это такая рыночная структура при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены. Товар, реализуемый олигополистической фирмой, может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.
Формально к олигополии обычно относит те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства ниже, то отрасль относят к монополистической конкуренции. В американской статистике классически олигопольными считаются отрасли, где 8 крупнейших фирм контролируют 60...90 % рынка.
Барьеры для входа в отрасль. Олигопольные отрасли чаще всего возникают в отраслях с длительным, положительным эффектом масштаба (автомобилестроение, судостроение, металлургия, производство бытовой техники и т.д.). Эффект масштаба предполагает очень крупные размеры эффективного стартового капитала, что напоминает ситуацию с естественной монополией.
Олигопольные барьеры трудно преодолимы, однако отсутствует непреодолимый барьер, характерный для чистой монополии в виде особых прав, предоставленных государством. К традиционным барьерам олигополии относятся, эффект масштаба, монополизация сырьевых источников, монополизация производства технологии и т.д.
В последние десятилетия на первый план вышли научно-технологические факторы: монополизация научно-технологических достижений и открытий, ноу-хау, квалифицированной рабочей силы, производства технологии и т.д.
Характерной чертой олигопольного рынка является взаимозависимость ценовой политики фирм-конкурентов. Занимая значительную долю рынка, обладая мощным потенциалом, любая олигопольная фирма способна занять «нишу» конкурента. Поэтому любая ошибка олигопольной фирмы чревата для нее потерей значительной доли рынка, а может быть и полному вытеснению фирмы с рынка. В силу этого фирма - олигополист, проводя ценовую политику должна предугадать ценовую политику конкурентов, следовательно, в классической олигополии монопольная власть даже очень крупных фирм незначительна.
Однако олигопольные рынки могут быть очень различны по своей структуре, что предопределяет возможность различных рыночных стратегий
В современной экономической литературе выделяют три основные типа олигопольной стратегии:
1. Тайный сговор (картель) - соглашение фирм о единой ценовой и сбытовой политике. В этом случае монопольная власть не ограничена, картель ведет себя как чистый монополист. Однако такие соглашения запрещены антимонопольным законодательством практически всех стран.
2. Лидерство в ценах - отмечается в случаях, когда в отрасли имеется безусловный лидер (в статистике США такой считают ситуацию, когда фирма лидер больше второй и третьей вместе взятых по объем}' продаж). В этом случае фирма - лидер строит свою ценовую политику как фирма - монополист, а остальные вынуждены присоединяться к ней.
3. "Ценовые войны" - в своем крайнем выражении ценовая война способна привести к рыночному равновесию, аналогичному совершенной конкуренции. Однако существует целый ряд стратегий в теории и на практике, позволяющей фирмам-конкурентам получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Разработкой таких стратегий занимается математическое моделирование, теория игр. (Например, модель дуополии Курно, стратегия "мини-макса", "дилемма заключенного" и т.д.).
1.4.5 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задача 4.1
Фирма выпускает товар в условиях монополии. Функция спроса на ее товар описывается формулой: функция полных издержек:
Определите:
а) При каком объеме выпуска прибыль будет максимальной?
б) Какова величина монопольной прибыли?
Задача 4.2
На рис. 4.8. показаны кривые дохода и издержек чистого монополиста. Определите графически:
а) объем выпуска и максимальную прибыль, б) монопольную цену; в) площадь, отражающую прибыль монополии; г) как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию?
Задача 4.3
Фирма действует в условиях монополистической конкуренции. В пределах значений объема выпуска, представляющих интерес, средние затраты длительного периода могут быть описаны функцией: . Коэффициент эластичности спроса на продукцию фирмы по цене равен 5.
Определите объем продаж и цену продукции фирмы = состоянии равновесия длительного периода и объем прибыли получаемой фирмой.
Задача 4.4
На олигополистическом рынке компьютеров действуют семь фирм. Рыночный спрос на компьютеры - D, а предельные издержки производства - МС. Если спрос на продукцию доминирующей фирмы - , а ее предельная выручка для этого спроса то каким будет предложение и цена , остальных шести производителей компьютеров (см. рис. 4.9)