Оптимизация пассажиропотоков единой транспортной системы города на основе маркетинговых исследований

Подсорин В.А., к.э.н., доцент

Жарикова В.А.

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы оптимизация пассажиропотоков единой транспортной системы города на основе маркетинговых исследований. Автором проведено исследование пассажирских перевозок в рамках единой транспортной системы, где выявлены методы, повышающие их качество.

Ключевые слова

Единая транспортная система, маркетинговые исследования, оптимизация пассажиропотоков, синергия видов транспорта.

В Москве наблюдается рост спроса на пассажирские перевозки, что происходит из-за увеличения поездок и повышения численности населения. На автодорогах с 2010 по 2015 годы зарегистрированных транспортных средств увеличилось на 1,1 млн., ед., (на 18%). На городском транспорте рост пассажиропотока с 2010 года составил 640 млн., чел. Данные Росстата, свидетельствуют о росте численности населения Москвы за эти годы на 821886 чел [6]. Уже сегодня система автотранспорта добилась внушительных результатов. За счёт масштабного строительства развязок, регулирования передвижения грузового транспорта и развития интеллектуальной транспортной системы (ИТС), улучшилась ситуация на автомобильных дорогах. Средняя скорость возросла на 12% и составила в 2015 году 50 км/ч. В выборе между личным автомобилем и общественным транспортом люди отдают предпочтение первому из-за различных рисков: теракта, распространения вирусов, отсутствия комфорта и др. Но видно: использование личного автотранспорта достигает своего предела, это даёт существенный стимул к развитию общественного транспорта. Сейчас главное разгрузить транспорт, за счёт равномерной нагрузки на каждый из его видов.

Правительство разработало программу развитие единой транспортной системы (ЕТС) города Москва [5]. Перед ЕТС стоят следующие задачи: повышение доступности, предсказуемости работы и качества обслуживания на общественном транспорте, создание удобных билетных и тарифных решений, улучшение взаимодействий с жителями города Москва, а также повышение скорости и безопасности передвижения на личном транспорте. Они направлены на оптимизацию и улучшение системы транспорта, а трансформация ЕТС города способствует повышению ответственности за каждого пассажира.

Для оптимизации могут быть использованы следующие направления: автоматизация перевозочного процесса, синергия всех видов транспорта, современные способы оплаты проезда, улучшение комфорта на общественном транспорте и новый подход к маркетинговым исследованиям.

Главным критерием развития ЕТС является оптимизация транспортных потоков [2]. Например: в метрополитене направляется больше поездов в час пик. Для автоматизации ЕТС необходимо, настроить её работу таким образом, чтобы при входе пассажира на посадку, система могла генерировать соответствующую информации для обработки её в специальных центрах. При увеличении пассажиропотоков система будет автоматически подавать сигнал о необходимости к выпуску в нужном направлении дополнительные составы. При снижении пассажиропотока последует сигнал о возможности увеличения интервала между составами, что будет способствовать повышению эффективности использования ресурсов. При таких условиях следует подчеркнуть оптимизацию потребления электроэнергии. В настоящее время самая загруженная станция метрополитена Таганская, следовательно, её нужно автоматизировать одной из первых и проводить на ней эксперименты. Следует заметить, что уменьшение интервала времени между составами может привести к аварийным ситуациям. В строительстве нового «большого кольца», нужно учесть результаты экспериментов, для повышения эффективности его функционирования. Сейчас количество пассажиров на один вагон в среднем 47,25 человек. За счёт автоматизации увеличится среднесуточный пробег вагона, это уменьшит количество пассажиров в вагоне, что в свою очередь снизит нагрузку на состав.

Второй пункт − это синергия всех видов транспорта. В условиях функционирования транспортной системы, каждый вид транспорта должен дополнять другой. Синхронизация расписания каждого вида транспорта позволит оптимизировать пассажиропотоки. При наличии большого потока пассажиров на выходе из метро, будут поступать сигналы в центр управления наземным транспортом, который своевременно отправит транспортные средства в рейс, для сокращения времени ожидания, что позволит уменьшить очередь и быстрее доставить пассажиров ближе к дому. Так как Москва постоянно расширяется, необходимо перевозить пассажиров на более дальние расстояния. Решением этого будет создание транспортно пересадочных узлов. Пассажиры будут меньше времени тратить на переход с одного транспорта на другой, а, следовательно, пересадочные узлы будут разгружаться быстрее. Согласование работы транспортно пересадочных узлов и расписание подвижного состава позволит точнее реагировать на меняющуюся обстановку. Создать синергию использования личного транспорта помогают перехватывающие парковки. В рамках автоматизации наземного транспорта установлено 551 информационное табло. Развито сообщение с Аэропортами, куда ходят аэроэкспрессы и автобусы. Также разграничение зон использования наземного транспорта, специальная полоса для автобусов, позволяет им иметь преимущество перед автомобилями.

В настоящее время на транспорте существует обилие тарифов для разных поездок, а также различные способы покупки и оплаты билетов. В Москве внедрена самая современная система оплаты проезда NFC. На её основе работает карта Тройка, которой оплачивается до 45% всех поездок. Она позволила вдвое снизить очереди в кассах.

Следующий пункт в оптимизации городских пассажиропотоков - это проведение маркетинговых исследований поведения пассажиров на транспорте. Необходимо внести инновацию в самом подходе к исследованию. Успех маркетингового исследования в значительной мере зависит от учёта всех факторов и сил, влияющих на деятельность транспорта, особенно адаптивность к условиям функционирования внешней среды.

На отечественном транспорте нет чёткой структуры сбора информации. Любая информация должна пройти мониторинг, анализ, оценку, прогнозирование и планирование [1]. Транспортные системы собирают информацию, но на одной из стадий она задерживается или не эффективно используется.

Один из самых распространенных методов исследования считается опрос. При его проведении исследователь обращается к респондентам для того, чтобы узнать мнения, факты и настроение. Проводить опрос в письменной форме дешевле, быстрее и проще. Анкетирование дает очень высокий процент брака за счет недопонимания респондентами вопросов, невнимательности при заполнении и несерьезного отношения к вопросам. Телефонные опросы не дают полного контроля для понимания и искренности респондента. На устный опрос половина людей в транспорте не согласится, ведь ответы на вопросы требуют времени, а пассажиры спешат. На транспорте часто проводятся различные виды опросов, но они не дают полной картины, и не всегда позволяют выявить проблему.

Наблюдение как способ получения информации используется в исследованиях гораздо реже. Исследование происходит независимо от желания объекта к сотрудничеству, позволяет обеспечить более высокую объективность и возможность учета окружающей ситуации. Не смотря на все достоинства, наблюдение имеет недостатки, выражающиеся в субъективности восприятия реальности наблюдателей, и поведение объектов может отличаться от естественного, особенно если наблюдение открыто.

Важнейшим инструментом анализа и тестирования в системе маркетинга является эксперимент. Главная цель исследование поведения объекта в динамике при изменении параметров. Полевое исследование, или эксперимент в реальных рыночных условиях эффективнее.

Сбор направленной информации может осуществляться через Фокус-группу. Этот метод имеет сложность в создании побудительных мотивов для участия в группе, а также зависимость результатов от умения ведущего направить дискуссию в нужное русло, вовлечь в нее участников.

Информацию можно получить и из вторичных источников: из бухгалтерской и статистической отчетности, специальных публикаций, официальных справочных изданий, рекламных изданий, систематизирующих и аналитических обобщений, Интернета, выставок, прайс-листов, каталогов, проспектов, экономических и маркетинговых обзоров, специализированных баз данных и пр. Часто, именно это информация является главным источником данных для анализа рынка.

Проведение имитации реальных процессов и явлений предопределяет построение и анализ модели, описывающей конкретную ситуацию. Преимущество метода имитационного моделирования, состоит в том, что он позволяет видеть причинно-следственную связь изучаемых явлений. Однако большие издержки, сложность, зависимость от отдельных предположений ограничивают сферу его применения.

При анализе информации формируется стратегия маркетинга. Необходимо базироваться на качественной, достоверной, актуальной, релевантной и полезной информации [4]. Данные должны содержать в себе полноту проблемы для грамотного решения.

Поэтому нужно не просто проводить опросы, анкетирование, наблюдение и ставить эксперименты, а считывать информацию с транспортных карт. Это позволит создать условия для точного сбора данных, и на этой основе принимать экономически обоснованные управленческие решения. Систематизация информации позволит разделить ЕТС на зоны. В наиболее загруженные отправлять дополнительный подвижной состав. Изучение движения пассажиров на транспорте позволит заранее по дням, месяцам, сезонам планировать движение составов, создавать оптимальные графики, и в конечном итоге экономить капитальные вложения и эксплуатационные расходы.

Для успешной реализации оптимизации необходимо создать комфортные условия на транспорте. Реализация программы по реконструкции подуличных пешеходных переходов, формирование сети «Wi-Fi», покрывающей ЕТС, приобретение новых вагонов повышенной комфортности.

Для оптимизации городских пассажиропотоков необходимо увеличение рабочих мест в спальных районах. Это будет способствовать использованию транспорта только в пределах своего района.

ЕТС города Москвы нужно быть готовым к резкому увеличению транспортного потока, так как в этом году состоится чемпионат мира по хоккею, а в 2018 году по футболу, что существенно увеличит пассажиропотоки.

В качестве выводов следует отметить следующее:

1. Формирование и интенсивное использование ЕТС позволит оптимизировать городские пассажиропотоки для гармоничного распределения нагрузки по всей системе. При этом под единой транспортной системой понимается совокупность всех видов транспорта согласованных между собой.

2. Новый подход к маркетинговым исследованиям на основе автоматизированной системы сбора и обработки информации поможет в анализе проблем на транспорте, в выявлении «узких» мест ЕТС и определение путей для их решения. Важнейшим показателем для оценки эффективности функционирования городской транспортной системы является показатель «среднее время поездки пассажира».

3. Гармоничное развитие различных видов транспорта позволит оптимизировать городские пассажиропотоки, снизить затраты и повысить эффективность использования ЕТС. Это будет способствовать отказу людей от автомобиля в пользу общественного транспорта.

Анализируя всё это, мы планируем будущее.

Список использованной литературы

1. Подсорин В.А. Экономика инноваций [Текст]: учеб. пособие / В.А. Подсорин – М.: МИИТ, 2012. – 123 с.

2. Единая транспортная система [Текст]:учеб. для вузов / В.Г. Галабурда [и др.]. − М.: Транспорт, 1999. – 303 с.

3. Стерхова С.А. Инновационный продукт: инструменты маркетинга [Текст]: учебное пособие / С.А. Стерхова − М.: Издательство «Дело» АНХ, 2010. − 296 с.

4. Транспортный маркетинг [Текст]: учеб. для вузов / под ред. В.Г. Галабурды. – М.: Маршрут, 2006. – 456 с.

5. Открытый отчёт метрополитена: «Итоги работы транспортного комплекса за 2015 год и планы на 2016 год» − (http://mosmetro.ru/press/reports/)

6. Численность и состав населения, раздел Росстата – (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography)

УДК 338.2:656.2

Наши рекомендации