Основные элементы банковской системы

Эмиссионные банки

Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расстроило бы денежное обращение страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы - это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становиться центром по организации банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения. Такие операции, как правило, возлагаются на Центральный банк. Остановимся на нем подробнее.

Центральный банк является важным звеном банковской системы.

Первый Центральный банк появился в Швеции в 1668 году для регулирования ДКС. Это стало историческим открытием, позволившим обуздать стихию рынка при сохранении частного предпринимательства.

Первоначально под Центральными банками подразумевались самые крупные коммерческие банки. Но затем такие банки отказались от осуществления ряда рисковых операций (например, кредитование, операции с ценными бумагами) и в то же время монополизировали эмиссионную функцию. Позднее, в целях предотвращения излишнего выпуска денег и более жесткого контроля над денежной массой, был определен и национализирован лишь один Центральный банк страны.

Центральный банк — это системообразующий элемент в структуре банковского хозяйства. Еще классик политэкономии К. Маркс подчеркивал, что “центральный банк есть ось кредитной системы”.

Центральный банк страны — это основной проводник денежно-кредитной политики, направленной на стабильность денежного обращения, валютного курса национальной денежной единицы, банковского хозяйства в целом.

Чтобы вырабатывать денежную и кредитную политику и играть ведущую роль в их практической реализации, центр должен быть крайне ответственным и располагать необходимыми полномочиями. Для любых функций и задач, которые ставятся перед центральным банком, должны быть предусмотрены хорошо продуманные средства их выполнения. При этом нельзя возлагать на центральный банк задач, которые бы противоречили его первичным функциям и той ответственности, которая из них следует.

Основными задачами центрального банка, как правило, являются следующие:

- поддержание стабильности денежной системы государства;

- обеспечение стабильности покупательской способности национальной валюты;

- влияние на изменение уровня цен в стране.

Достижение целей — это та миссия, которая осуществляется через следующие функции, характерные для центрального эмиссионного банка страны:

- эмиссия наличных денег и контроль за денежным обращением;

- аккумуляция и хранение резервов кредитных учреждений;

- хранение официальных золотовалютных резервов страны;

- расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета и управление государственным долгом;

- кредитование (рефинансирование) коммерческих банков, выполнение роли кредитора;

- денежно-кредитное регулирование экономики;

- контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций (если в стране нет специального надзорного органа).

Основной функцией Центрального банка РФ согласно ст. 75 п. 2 Конституции РФ - защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, одновременно закрепляя за ним особый и самостоятельный конституционно-правовой статус.

Достижение функций главного банка страны осуществляется через операции, которые, как и в случае с коммерческими банками, делятся на пассивные (с помощью которых формируются банковские ресурсы) и активные (по размещению этих ресурсов). Основные активные операции центральных банков — это учетно-ссудные, вложения в ценные бумаги, операции с драгметаллами и иностранной валютой. К пассивным операциям центрального банка принято относить эмиссию банкнот, прием вкладов коммерческих банков и казначейства, операции по формированию собственного капитала.

Центральный банк, как правило, также выдает лицензии на осуществление банковской деятельности, проверяет отчетность в банках, устанавливает нормативы его деятельности и контролирует их выполнение.

По своему положению в банковской системе центральный банк играет роль "банка банков". Выступая в качестве такового, он хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других кредитных организаций, предоставляет им ссуды, выступает в качестве "кредитора последней инстанции", организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств непосредственно через свои отделения или через специальные расчетные палаты, является банком правительства, главным расчетным центром страны.

Особую роль в осуществлении своих функций играет степень независимости центрального банка от исполнительной власти, которая в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей — те, которые подотчетны министерству финансов.

В современной литературе принято выделять следующие основные критерии независимости центральных банков:

- продолжительный (по общему правилу - не менее 8 лет) срок пребывания в должности председателя и членов совета директоров центрального банка;

- ограниченные возможности правительства или парламента назначать на должности либо отстранять от должности председателя и членов совета директоров центрального банка;

- четкое закрепление приоритетов центрального банка. Его основной задачей должно быть обеспечение устойчивости национальной валюты и стабильности цен;

- исключительные права центрального банка по осуществлению денежной эмиссии и управлению денежно-кредитной политикой;

- жесткие ограничения по кредитованию правительства и государственного сектора. В отсутствие таких ограничений центральный банк вынужден осуществлять дополнительную эмиссию;

- возможность центрального банка действовать в качестве юридического лица;

- закрепление имущества в собственности центрального банка;

- самостоятельное финансирование аппарата и деятельности центрального банка;

- неприкосновенность золотовалютных резервов центрального банка;

- осуществление функций банковского контроля.

Теоретическая основа независимости центральных банков основывается на исследованиях, посвященных проблеме временной несогласованности денежно-кредитной политики. Несогласованность, приводящая к повышенной инфляции, не является аргументом в пользу независимости центральных банков как средства решения проблемы. Наоборот, ее можно устранить, только если лишить центральный банк дискреционных полномочий и навязать ему определенное правило экономической политики. Кенет Рогофф, являющийся главным экономистом МВФ с 2001 г., уточнил проблему, используя подход теории игр. Согласно его выводам от инфляционного смешения можно избавиться, если назначать консервативное руководство центрального банка, предварительно четко оговаривая задачи денежно-кредитной политики. Желательно, чтобы центральный банк обладал большим неприятием инфляции, нежели общество в целом. Однако К. Рогофф полагал, что центральный банк может также быть излишне независимым с точки зрения социального оптимума. Таким образом, независимость центральных банков с четким кругом обязанностей денежных властей необходима для успешного противостояния инфляции. С подобными выводами соглашаются и отечественные ученые экономисты, и практики.

Известно, что центральный банк, являясь органом денежно-кредитного регулирования, работает в сфере обмена, что не означает его отрыва от производства. Он не является производителем материальных продуктов, как и обычные деловые банки, но его деятельность базируется на движении товарной массы. Обмен как перераспределение национального дохода постоянно взаимодействует с производством и распределением, являющимися фазами воспроизводственного цикла. Именно материальные потоки являются тем базисом, на котором зиждутся денежно-кредитные отношения. Их отрыв от материального производства и обращения неминуемо приводит к диспропорциям денежного оборота, что, в целом, отрицательно сказывается на всей стадии производства.

Так как “денежно-кредитные отношения являются частью экономики в целом”, считать. что “цель эмиссионного банка - исключительно регулирование денежного оборота, было бы ошибочно. Статус Центрального банка РФ, бесспорно, предполагает его более широкую целевую ориентацию, направленную на содействие посредством денежно-кредитных инструментов развитию производства. Отсутствие в законе о Банке России подобных целевых ориентиров, ограничение денежно-кредитного регулирования только решением задач укрепления рубля искусственно принижает роль эмиссионного банка в экономическом развитии”.

Неэмиссионные банки коммерческие (универсальные) банки

Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие (универсальные) банки, деятельность которых всеобъемлюща. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. Важнейшими их функциями традиционно являются:

- аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

- обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма;

- осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве;

- организация платежного оборота;

- кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота;

- учет векселей и операций с ними;

- хранение финансовых и материальных ценностей;

- доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).

В нашей стране в зависимости от способа формирования уставного капитала выделяют две основные группы коммерческих банков: акционерные и паевые. Физические и юридические лица, являвшиеся организаторами и основателями банка, получают статус учредителей банка, купив "учредительские" паи или акции. Индивидуальные и институциональные инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров. Лица, участвующие своими средствами в формировании уставного капитала паевого банка, называются участниками (пайщиками).

Коммерческие банки могут быть также классифицированы исходя из степени их участия в кредитно-финансовом обслуживании различных категорий клиентов; их роли на рынках кредитно-финансовых услуг, и в первую очередь на рынке кредитных ресурсов; перспектив и возможных форм участия в деятельности государственных структур, в том числе в процессах разгосударствления экономики; размеров собственного капитала коммерческих банков и величины их активов.

Основа основ деятельности коммерческого банка - формирование его собственных средств как базы для привлечения депозитов и осуществления активных операций. В зависимости от размеров уставного фонда все коммерческие банки можно подразделить на три группы:

- мелкие - с уставным фондом до 30 млн. рублей;

- средние - с уставным фондом от 30 до 100 млн. рублей;

- крупные, уставной фонд которых превышает 100 млн. рублей.

Специализированные банки

Деятельность специализированных банков ориентирована на предоставление в основном одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов (например, биржевые, кооперативные или коммунальные банки) либо отраслевая специализация. Наиболее ярко выражена функциональная специализация банков, так как она принципиальным образом влияет на характер деятельности банка, определяет особенности формирования активов и пассивов, построения балансов банка, а также специфику работы с клиентурой.

Инвестиционные и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе посредством выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд. Особенностью деятельности инвестиционных банков является их ориентация на обслуживание и участие в эмиссионно-учредительской деятельности промышленных компаний. В некоторых странах инвестиционным банкам запрещается принимать вклады, их пассивы формируются за счет собственной эмиссионной деятельности (выпуска ценных бумаг) и межбанковского кредита. Они выступают в качестве организаторов первичного и вторичного обращения ценных бумаг третьих лиц, гарантами эмиссии, посредниками и кредиторами при осуществлении фондовых операций.

Учетные и депозитные банки исторически специализируются на осуществлении краткосрочных кредитных операций ( в среднем 3-6 мес.) по привлечению и размещению временно свободных денежных средств, а в общей сумме активных операций существенный удельный вес занимают кредитные и учетные операции существенный удельный вес занимают кредитные и учетные операции с краткосрочными коммерческими векселями. Провести жесткую грань между спецификой деятельности депозитных и учетных банков (домов) весьма сложно. Так, во Франции учетные дома являются одной из разновидностей депозитных банков. Особую роль привилегированных кредитных институтов учетные дома (банки) играют в банковской системе Великобритании, где они наделены привилегией обращаться в Центральный банк как к "кредитору последней инстанции" и осуществляют размещение государственных казначейских векселей. Сберегательные (ссудо-сберегательные, взаимосберегательные) банки строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок, хотя, как правило, большинство из них практикует введение срочных счетов с различным режимом использования, позволяющих изымать вложенные на срок средства практически без ограничений в любое время. Исключение составляет изъятие особо крупных сумм, для чего банки требуют предварительного уведомления клиентов, сроки которого существенно варьируются в различных банках. Среди активных операций доминируют вложения в ипотеки под залог жилых строений и иные ценные бумаги, а также кредитование населения.

Ипотечные (земельные) банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества. Особенность формирования пассива ипотечных банков - существенный удельный вес собственных и привлеченных путем выпуска ипотечных облигаций средств. Специализация ипотечных банков - выдача ипотечного кредита под залог (перезалог) недвижимости.

Степень специализации отраслевых банков, специфика формирования их активов и пассивов зависят в значительной мере от сферы их деятельности, а также от различий, связанных с особенностями организации хозяйственной деятельности отраслевой клиентуры, сезонными и прочими колебаниями производственного процесса.

Заключение

Тема курсовой работы – «Банки и банковские системы РФ и США»

При написании курсовой работы была поставлена цель – изучение банковских систем РФ и США.

В результате написания курсовой работы были решены задачи:

- рассмотрена история становления банковской системы США;

- проанализированы основные элементы банковской системы РФ.

В ходе решения первой задачи было выяснено, что особенность развития банковского сектора в США заключается в том, что до последней трети XIX в. в стране отсутствовала общенациональная денежная единица, а до 1913 г. и общенациональная банковская система. Это приводило к череде крупных и мелких финансовых кризисов, дезорганизующих всю экономику и тормозящих развитие страны.

Объективная потребность в централизации банковского сектора, входившая в противоречие со стремлением отдельных штатов к возможно более полной независимости от центрального правительства, привела к созданию Федеральной резервной системы, в определенной степени, разрешившей конфликт интересов. Участниками ФРС в обязательном порядке стали все банки, имевшие национальный чартер (национальные банки), а имевшие чартер штата (штатные банки) могли входить в ФРГ по желанию. Роль центрального банка в ФРС выполняют двенадцать Федеральных резервных банков, принадлежащие банкам — членам ФРС.

В США сохранилась система регулирования банковской деятельности на федеральном и штатном уровне, которая в настоящее время включает:

- на федеральном уровне — Офис Контролера денежного обращения, Федеральную корпорацию страхования депозитов и независимые правительственные агентства, с одной стороны, и Совет Управляющих ФРС и федеральные резервные банки — с другой;

- на уровне штата — банковский департамент штата.

Регулирующие органы осуществляют постоянный мониторинг банковской сферы, выявляя на ранней стадии негативные процессы и применяя различные меры для предотвращения системных кризисов. При этом на ведущие позиции постепенно выдвинулась ФКСД, осуществляющая страхование депозитов всех коммерческих банков, контрольные требования которой носят исключительно рекомендательный характер. Деятельность банков — не членов ФРС, а таких сегодня более половины, регулируется на тех же принципах и по тем же правилам, что и банков — членов ФРС.

В ходе решения второй задачи было выяснено, что организация банковской системы и правовое регулирование банковской деятельности в России осуществляются в соответствии с Конституцией РФ, законами “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “О банках и банковской деятельности” и другими федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ.

Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять предусмотренные законодательством банковские операции. Она образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество и включает банки и небанковские кредитные организации. Банк — кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц;

- их размещение от своего имени и за свой счет на условиях возвратности;

- платности и срочности;

- ведение банковских счетов юридических и физических лиц.

Банк может осуществлять также другие банковские операции и сделки.

Разделением целей и функций между ЦБ РФ и другими кредитными организациями определяется двухуровневый характер организации банковской системы России. ЦБ РФ составляет верхний ее уровень и находится в федеральной (государственной) собственности. Нижнее звено данной системы представляют коммерческие банки и небанковские кредитные организации.

В ходе рассмотрения курсовой работы можно сказать, что в целом российская банковская система может рассматриваться как определенная целостность. При этом процесс формирования банковской системы далеко не закончен, и как он будет протекать, зависит от многих факторов, и в первую очередь от характера экономической и социальной политики, проводимой правительством.

Необходимость интеграции банковской системы России в мировое банковское сообщество обусловлена целым рядом причин, однако, из числа основных следует выделить задачу привлечения финансовых ресурсов с международных рынков. Однако подобная интеграция невозможна без координального преобразования современной банковской системы России, разработки концепции и модели национальной банковской системы, адекватной рыночным отношениям. Интеграция национальной банковской системы в мировое банковское сообщество не является самоцелью, но она важнейший фактор усиления геополитических позиций России.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” (ред. от 27.07.2006 г.)

2. Федеральный закон от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (ред. от 12.06.2006 г.)

3. Антонов Н. Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: Финстатинформ, 2005.

4. Баренбойм П.Д., Лафитскип В.И., May В.А. Конституционная экономика. - М: 2002. - С. 50.

5. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело, Финансы и статистика. М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Вешкин Ю.Г. Банковские системы зарубежных стран. - М.: Экономистъ, 2006. С. 22.

7. Вознесенский Е. П. Операции коммерческих банков // Банковские услуги.-2005.-N 3. - С. 33-40.

8. Коробова Г.Г. Банковское дело. – М.: Экономистъ, 2006.

9. Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики // Банковское дело. — 2002. №5. С. 2.

10. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / Под ред. Ф. Энгельса. - М.: Политиздат, 1978. -Т. III. - Кн. 111. - С. 626.

11. Моисеев СР. Независимость центрального банка: институциональный анализ и статус Банка России // Бизнес и банки. - 2001. - № 49. - С. 8.

12. Морозов А.А. Кредитные правоотношения и денежное обращение в Российской Федерации. – М.: ИВЭСЭП, 2006.

13. Омаров A.M. Персонал управления. - М.: изд. Академии бюджета и казначейства, 2001. - С. 15.

14. Основы банковского дела в Российской Федерации / Под ред. О.Г. Семенюты - Ростов – на – Дону:Феникс, 2001.

15. Полшцук А.И., Полшцук С.А. Кредитная система: к вопросу об организационной структуре и инфраструктуре // Бизнес и банки. - 2003. - № 36. - С. 3.

16. Трофимов К.Т. Кредитные организации в банковской системе России // Закон и право.-2004.-N 11. - С. 51.

17. Фетисов Г. Г. Стратегия развития банковского сектора и проблемы реформирования банковской системы России Г. Г. Фетисов // Проблемы прогнозирования.-2005.-N 1. - С. 103-114.

Наши рекомендации