Организация процессов приемки, хранении и подготовки товаров к продаже
Основу вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине составляют процессы приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Связанные с ними операции существенно влияют как на уровень торгового обслуживания покупателей, так и на экономические показатели работы магазина, Приемка товаров является первоначальным процессом, связанным с товародвижением в магазине, и моментом возникновения материальной ответственности.
На первом этапе этого процесса определяется полнота и правильность составления всех необходимых документов на поступивший товар в магазин.
К ним относят: товарно-транспортную накладную, счет-фактуру, приходно-кассовую накладную, свидетельство с качестве товара.
Товарно-транспортная накладная используется при доставке товаров автомобильным транспортом.
Товарная накладная применяется для оформления продажи товаров. Она составляется в двух экземплярах.
Счет является для предприятия розничной торговли документом, на основании которого производится оплата товара.
Счет-фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгружаемых магазину товаров велик. Этот документ содержит подробное описание и цену товара, номер транспортного документа, сумму счета и реквизиты.
В ходе приемки необходимо обязательно проверить наличие на упаковке товаров и в сопроводительных документах информации о сроках годности (для товаров, у которых этот срок должен быть установлен обязательно).
На втором этапе осуществляется количественная проверка поступившей в магазин продукции. Основными технологическими операциями на данном этапе являются, взвешивание, проверка заполненности тарных единиц, подсчет штучных товаров.
На третьем этапе осуществляется проверка качества товаров. Она осуществляется обычно в две стадии. На предварительной стадии проверка качества осуществляется по результатам внешнего осмотра поступивших товаров, в процессе которого определяется наличие явных дефектов, соответствие маркировки товаров требованиям нормативной документации и данным, указанным в сопроводительных документах.
На последующей стадии проводится более углубленное определение качества товаров с целью обнаружения скрытых дефектов, несоответствия поступившей продукции срокам годности или гарантийным срокам эксплуатации.
Если количество и качество товара соответствуют данным, указанным в сопроводительных документах, то это подтверждается наложением на них штампа магазина, материально ответственное лицо, производившее приемку товара, ставит свою подпись на документах и заверяет ее круглой печатью организации.
Если количество и качество товара не соответствуют данным, указанным в сопроводительных документах, то составляется акт об установлении расхождения за подписью ц, принимавших участие в приемке товара.
Одним из обязательных условий обеспечения бесперебойного технологического процесса в магазине является наличие достаточных запасов товара. В магазине их закрепляют непосредственно в торговом зале (рабочий запас) и в помещениях для хранения товаров (резервный запас).
Хранение товаров в магазине связано с осуществлением следующих технологических операций: перемещением товаров в помещения кладовых (охлаждаемых камер) и укладкой их на хранение, текущим наблюдением за состоянием товаров в процессе хранения, обеспечением бесперебойной и качественной работы холодильных установок, поддержании необходимых санитарно-гигиенических условий в помещении.
Основной задачей данного этапа является обеспечение сохранности товаров по количеству и качеству. Это достигается путем создания в помещениях для хранения необходимых влаго-температурных режимов, правильным размещением товаров с учетом требований товарного соседства и очередности их реализации.
При размещении товаров на хранение рекомендуется закреплять за каждым из них постоянное место. Товары, запасы которых пополняют и реализуют сравнительно медленно, размещают в глубине помещений. Ближе к дверям, на нижних полках размещают товары краткосрочного хранения, громоздкие, тяжелые товары, а на верхних полках - легкие.
При хранении товаров необходимо соблюдать установленные противопожарные требования. Расстояние от товаров, размещенных на стеллажах и в штабелях, до приборов отопления должно быть 20-50 см, до пола 15-30 см, до источников освещения - 50 см, до стен помещения - 70 см.
Товары в магазине хранят в упакованном или распакованном виде. Способы их хранения зависят от свойств хранения (сезонное, краткосрочное, длительное).
Различают штабельный (на поддонах) и стеллажный способы хранения. На стеллажах размещают распакованные товары. Их укладывают стопками, рядами, для облегчения подсчета - десятками, сотнями, маркировкой наружу.
Громоздкие, тяжелые товары, ящики, мешки размещают штабельным способом.
В помещении для хранения продовольственных товаров должны быть обеспечены температурный режим и влажность, воздуха, соответствующие специфике отдельных видов товаров. Скоропортящиеся продукты должны храниться в охлажденных камерах и шкафах с температурой от -2 до - 5°С при влажности воздуха 80-85%.
Для продовольственных товаров, не требующих охлаждаемых помещений, при хранении обеспечиваются температура 16-18°С и влажность воздуха 70-75%.
Важное значение при хранении товаров должно быть определено товарному соседству. Так, в отдельных помещениях должны храниться:
- товары, легко воспринимающие запахи (кондитерские изделия, масло), и товары с острым запахом (копчености, сельдь, сыры и т.п.);
- товары, легко впитывающие влагу (сахар, мука), и товары с высоким содержанием влаги.
В помещении для хранения непродовольственных товаров должны быть обеспечены стабильная температура 0-18°С, нормальная влажность (60-70%) и хорошая вентиляция. Швейные, трикотажные, меховые, текстильные изделия процессе хранения должны пересыпаться антимолевыми средствами.
Изолированного помещения требуют товары бытовой химии, минеральные удобрения и средства защиты растений - их хранят с обеспечением повышенных требований к противопожарной безопасности и санитарным условиям, а относительной влажности не более 55-65%.
Одним из условий правильного хранения товаров является строгое соблюдение санитарного режима: вентиляция, мытье полов с применением дезинфицирующих растворов, своевременное устранение трещин на стенах и потолках, борьба грызунами и другими вредителями.
Важнейшей операцией торгово-технологического процесса является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от лишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей.
Подготовка товаров к продаже состоит из следующих технологических операций:
- проверка целостности упаковки, распаковки товаров из внешней тары;
- проверка наличия маркировочных данных и качества после хранения;
- проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопроводительных документах;
- облагораживание товаров (очистка пыли, устранение мелких неисправностей, утюжка);
- фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал;
- комплектование подарочных наборов;
- оформление и прикрепление ярлыков цен.
Операции по подготовке товаров к продаже можно также разделить на общие и специальные. К общим относятся: распаковка, сортировка товаров, проверка правильности обозначения цен, придание товарного вида изделиям (чистка, утюжка), укладка на тележки, в контейнеры, ящики для подачи в торговый зал, размещение товаров в торговом зале, выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца.
К специальным операциям относят комплектацию, сборку и монтаж изделий, поступающих в разобранном виде, устранение мелких дефектов, накатку тканей, фасовку отдельных товаров хозяйственного назначения.
По технически сложным изделиям осуществляется также проверка наличия инструкций по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, проверка работы в действии, а по швейным изделиям - чистка и глажка.
При отсутствии маркировки на отдельных изделиях или повреждений ярлыка предприятия-изготовителя (отсутствие пломбы, загрязнение, потертость, нечеткость записи) работником, осуществляющим подготовку товара к продаже, обновляются все маркировочные данные и выписывается дубликат товарного ярлыка, который подписывается материально ответственным лицом и прикрепляется к товару.
Подготовка товаров к продаже в небольших магазинах производится продавцами, а в крупных - специальными работниками.