Монополия как особый тип рынка

Монополия — фирма (а также ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Виды монополий

· Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

· Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирование.

· Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).

Монополии и эффективность

В условиях, когда конкуренты монополиста искусственно не допускаются на рынок, монополист может без потери доходов и доли рынка искусственно сдерживать развитие производства, получая доход только за счёт увеличения цен при относительно стабильном количестве продаж (из-за отсутствия конкурентов спрос становится менее эластичным, то есть цена меньше влияет на объёмы продаж). Это приводит к неэффективности распределения ресурсов («чистые потери общества», англ. Deadweight Loss), когда произведено значительно меньше товара и по большей цене, чем потребители могли бы иметь на этом уровне развития в более конкурентной среде. В свободной экономике сверхприбыли монополий привлекли бы в отрасль новых инвесторов и конкурентов, стремящихся повторить успех монополиста.

Сам перевод слова с древнегреческого «μόνος» + «πωλεῖν» = «один; единственный» + «продавать» говорит об эксклюзивном праве на продажу. Очевидно, что возникновение такого эксклюзивного права невозможно без применения насилия или угрозы его применения по отношению к потенциальным конкурентам, желающим продавать похожий продукт.[источник?] За плату или роялти власти продавали право на монополию, либо объявляли ту или иную государственную монополию для максимизации поступлений в казну или получения политических выгод (см. Винная монополия).

Однако для существования описанной выше монополии необходимо искусственно подавлять возникающую конкуренцию с помощью государства или с помощью применения иного механизма насилия, в противном случае любая неэффективность монополиста будет эксплуатироваться его конкурентами, ослабляя его монополию. Примером монополии на рынке труда могут служить и некоторые отраслевые профсоюзы, и профсоюзы на предприятиях, часто выдвигавшие неподъёмные для работодателя и не нужные работникам требования. Это приводит к закрытию предприятий и увольнениям. Монополии такого вида тоже не обходятся без насилия, как государственного, так и индивидуального, выраженного в законодательно закреплённых привилегиях профсоюзов на предприятиях, которые обязуют всех работников вступать в профсоюз и платить взносы. Ради выполнения своих требований профсоюзы часто применяют насилие по отношению к желающим работать на условиях, не устраивающих членов профсоюза, либо не согласных с их финансовыми или политическими требованиями.

Монополии, возникшие без насилия и без участия государства, обычно являются следствием эффективности монополиста по сравнению с существующими конкурентами, либо они естественным путём теряют своё доминирующее положение. Так U.S. Steel, имея 67 % рынка в 1901 году, вынуждена была уступить конкурентам свои позиции: уже к 1911 году её доля упала до 50 %, а на сегодняшний день компания контролирует лишь 10 % рынка. Практика показывает, что в некоторых случаях монополия возникает, как естественная реакция потребителей на полезные свойства продукта и/или более низкую чем у конкурентов стоимость. Каждая устойчивая монополия, возникшая без насилия (в том числе со стороны государства), внедряла революционные инновации, которые и позволяли ей выигрывать конкурентную борьбу, увеличивая долю как за счёт скупки и переоборудования производств конкурентов, так и за счёт роста собственных производственных мощностей.

Наши рекомендации