Рынок ссудного капитала и ссудный процент
Финансовый рынок, или рынок ссудного капитала, обеспечивает передачу временно свободных средств от тех субъектов, которые сберегают (т.е. расходы которых в данном периоде меньше их доходов) к тем, которые осуществляют вложения в производство, являясь чистыми заемщиками, с целью получения прибыли. Как мы уже отмечали, передача заемных средств может осуществляться как непосредственно от кредиторов к заемщикам, т.е. через фондовый рынок, так и через финансовых посредников, основными из которых являются банки[6]. Последние привлекают средства кредиторов в форме депозитов и выдают кредиты заемщикам. С этой точки зрения ссудный процент выступает в качестве цены заемных фондов. Как и любая другая «цена», норма процента формируется под влиянием предложения заемных фондов и спроса на них. Согласно классической доктрине, восходящей к исследованиям представителей маржинализма и теоретиков общего равновесия, их предложение определяется временными предпочтениями экономических агентов и находится в прямой зависимости от нормы процента.
Под временным предпочтением понимается распределение потребления между настоящим и будущим. С точки зрения аппарата анализа потребительского поведения, который изложен в главе 2, «настоящее потребление» и «будущее потребление» можно представить как два альтернативных блага, что графически отражено на рис.8.1. Если доход потребителя составляет величину ОВ, и он решит его направить в полном объеме на потребление в настоящем, то он будет находиться в точке В. В альтернативном случае, если он предпочтет полностью направить свой доход на будущее потребление, его положению будет соответствовать точка А. Причем длина отрезка ОА равна произведению отрезка ОВ на 1+ r, где r – норма процента в десятичном виде[7].
В действительности потребитель, скорее всего, будет находиться в точке С, лежащей где-то посередине между А и В. В данном случае длина отрезка DB составляет величину сбережений, а OD – сумму текущего потребления. Конкретное положение точки С будет совпадать с касательной линий АВ (бюджетное ограничение) и линией a, т.е. «кривой безразличия», которая, как правило, имеет выпуклый вид. Для позитивного анализа очень важным представляется вопрос о том, как может повлиять на изменение распределения дохода между сегодняшним и будущем потреблением изменение нормы процента.
Если вернуться к рис.8.1., увеличение процента означает перемещение точки А вверх и изменение угла наклона линии АВ. На первый взгляд, логично допустить, что сумма сбережений тем больше, чем выше процент. Однако более поздние исследования показали, что норма сбережения практически не зависит от ссудного процента, подтвердив тем самым справедливость кейнсианской функции потребления[8]. Последняя утверждает, что основным аргументом, определяющим норму сбережения (а, следовательно. и предложение заемных фондов), является уровень реального дохода. Кроме того, значение имеет не только его абсолютный уровень, но и темп изменения последнего. При прочих равных условиях норма сбережений будет тем больше, чем выше темп его роста (и наоборот)[9].
Проделанный нами анализ важен еще и в связи с тем, что он выявляет одну из функций нормы процента (r), которая представляет собой своеобразную «цену времени».
Что касается спроса на заемный капитал, то он зависит от предельной производительности капиталовложений, структурных особенностей производства. Например, при более длительном производственном цикле спрос на денежные фонды выше, т.к. если для производства самолета требуется, например, два года, это не значит, что зарплату и другие текущие платежи можно не осуществлять в течение этого времени. Необходимо получить кредит на эти цели. Разумеется, чем выше норма процента, тем ниже спрос на ссудный капитал (при прочих равных условиях)[10]. Однако здесь важно разделять понятие «номинальных» и «реальных» процентных ставок.
Номинальная процентная ставка представляет собой относительный размер платежей за временное пользование денежными фондами, выраженный в процентном отношении к сумме этих фондов. Например, если кредит в сумме 1000 ден. ед. предоставлен на год под 10% годовых, это означает, что плата за него составит 100 ден. ед. (1000 × 10/100). Но в течение года возрастет и уровень цен. Поэтому кроме номинальных значений процентных ставок очень важна и их реальная величина, которая определяется по формуле[11]:
rr = ((1+ i) / (1+ π) – 1) × 100, (8.1)
где rr – реальная процентная ставка (в процентах годовых);
i – номинальная процентная ставка (в процентах годовых);
π – годовой темп инфляции (в процентах).
Поскольку будущий темп инфляции неизвестен, в качестве π в формуле (8.1) часто принимается темп ожидаемой, а не фактической инфляции. Но следует подчеркнуть, что независимо от того как ее определять, нормальное функционирование финансового рынка возможно только в том случае, если ссудный процент больше нуля. Если она имеет отрицательное значение, это означает, что кредиторы получают возмещение долга в сумме, которая меньше в реальном выражении, по сравнению с первоначальной, а должники получают за счет этого прибыль, никак не связанную с результатами их деятельности.
Процентные ставки различаются также и по срокам. Соотношение их номинальных значений для кредитов (депозитов), различающихся по срокам, называется временной структурой процентных ставок. В нормальных условиях она характеризуется тем, что ставки по более долгосрочным активам выше, чем по краткосрочным. Это связано с тем, что кредиты на более длительный срок, при прочих равных условиях, характеризуются большим риском невозврата. Кроме того, отказ от потребления на более долгий период должен и выше вознаграждаться. Такая ситуация графически отражается «нормальной кривой доходности» (см. рис.8.2). Тем не менее, если инфляция высока, структура процентных ставок может стать обратной, когда краткосрочные ставки выше долгосрочных. Такая структура называется «инвертированной» (см. рис.8.2).
Следует подчеркнуть, что в случае инвертированной структуры процентных ставок финансовый рынок принимает спекулятивный характер. Заинтересованность вкладывать средства в долгосрочные активы резко снижается. Это может привести к тому, что чистые инвестиции предприятий в производственные фонды станут отрицательными.