Признаки рыночной организации хозяйства.
1) разделение труда, ведущее к специализации и обмену
2) самостоятельность экономических агентов
3)свобода предпринимательства
Для рыночной экономики характерны следующие черты (признаки):
- Наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности. Именно частная собственность порождает такую важнейшую черту рыночной экономики как экономическая свобода. «Только благодаря тому, что контроль над средствами производства распределен между множеством не зависящих друг от друга людей, никто не имеет над нами абсолютной власти, и мы сами можем решать, чем мы будем заниматься» – писал лауреат Нобелевской премии по экономике англичанин Ф. Хайек.
Для нормального функционирования рыночной экономики необходимо прежде всего четкое определение прав собственности. Обмен предполагает передачу прав собственности. Эта передача порождает, так называемые, трансакционные издержки, включающие в себя издержки:
• поиска информации. Часто отсутствие необходимой информации приводит к дополнительным затратам, вызванным покупкой товаров по ценам выше равновесной;
• ведения переговоров и заключения (юридического оформления) договоров;
• измерения;
• спецификации (определения) и защиты прав собственности;
• возможного недобросовестного (оппортунистического) поведения контрагентов, уклоняющегося от точного соблюдения договора.
Если права собственности четко не определены или если отсутствует их правовая защита, то издержки обмена существенно возрастают, и наоборот, при наличии точно определенных прав собственности трансакционные издержки минимизируются.
2. Экономическая свобода. Она предполагает для потребителя возможность в пределах своих денежных доходов покупать те товары и услуги, которые ему требуются для удовлетворения его потребностей и там, где он считает это необходимым, а для производителя – возможность выбора видов и форм деятельности и осуществление этой деятельности в любой допускаемой законом форме. «Предприятие может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные его уставом, если они не запрещены законодательством РСФСР и входящих в ее состав республик» (ст. 21.Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»)
Свобода потребительского выбора имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпринимательства производна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хозяйство отличает суверенитет потребителя. Именно потребитель решает,что должны производить предприятия.
3. Саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования. Неэффективные предприятия в условиях конкуренции, имманентно присущей рыночной экономике, разоряются и удаляются, вымываются с рынка.
4. Всеобщность рынка. Она означает проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике существуют объекты, которые представляют собой народное достояние, находятся в государственной собственности и не могут быть проданы.
5. Договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Отношения между последними устанавливаются не государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения. ГК РФ четко определяет сущность договора обмена и обязанности сторон. «По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму денег (цену) (ст. 454), «...каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать» (ст. 308 ГК РФ).
6. Экономическая ответственность, которая возникает и становится действительной в условиях господства частной собственности. В рыночной экономике всякое предприятие функционирует на началах самофинансирования, самообеспечения и, естественно, само отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами. Согласно статье 56ГК РФ «Юридические лица... отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом» и далее «юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией,.. по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), еслиононе в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию» (ст. 65 ГК РФ).
7. Конкуренция, состязательность, объективно порождаемые свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Именно конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей, приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.
8. Наличие соответствующей рыночной инфраструктуры – предприятий и учреждений, которые связывают покупателя и продавца (банки, биржи, предприятия оптовой торговли, страховые компании, рекламные, информационные агентства, консалтинговые, сервисные фирмы и т.п.)
В России одним из первых законов, закладывающих основы рыночных отношений, был принятый в декабре 1990 г. Закон «О банках и банковской деятельности», который предусматривал возможность создания кредитной организации – юридического лица, которое «для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности... имеет право осуществлять банковские операции... Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество». Этот закон заложил основы создания системы коммерческих банков в России. В 1992 г. был принят Закон «О товарных биржах и биржевой торговле», который разрешил создание товарных бирж – «организации с правами юридического лица, формирующей оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов» и т.д.
9. Свободное ценообразование. В рыночной экономике цены никем не устанавливаются, они формируются! на основе взаимного соглашения покупателя и продавца, фактически на основе соотношения спроса и предложения. «Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон» (п. 1, ст. 424 ГК РФ).
Цена в рыночной экономике является важнейшим инструментом, посредством которого рынок выполняет свои основные функции:
• обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества;
• согласовывает интересы продавца и покупателя;
• информирует продавца и покупателя о состоянии рынка, дефицитности или излишке данного товара, побуждая их к соответствующим действиям;
• выполняет принудительную функцию, предписывая экономическим субъектам определенную линию поведения. При заданной цене предприниматель, стремящийся к максимизации прибыли, вынужден снижать издержки производства, и следовательно, совершенствовать производство, внедрять достижения научно-технического прогресса.
Билет№9.
Что такое рыночный механизм? Элементы рыночного механизма.
Рыночный механизм представляет собой взаимодействие четырех его элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции. Спрос — это то количество товаров, которое покупатели хотят и могут купить по определенной цене и в определенное время. Спрос покупателей выступает как платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. Спрос не тождествен потребности. Если у человека нет денег, чтобы купить товар, то при существующей потребности в нем товар нельзя купить. Предложение — это то количество товаров, которое продавцы могут и желают продать по определенной цене и за определенное время. Цена является денежной оценкой товара. Конкуренция выражает соперничество на рынке за лучшие условия производства и сбыта продукции, за лучшие товары и цены. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизмов регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.
Рыночная система предполагает свободу предпринимательства и выбора, т.е. производитель производит и продает то, что считает целесообразным, а потребители покупают то, что они предпочитают. Поскольку продавцов много, они конкурируют между собой, что усиливает свободу выбора товара для покупателя и заставляет производителя ориентировать свое производство на удовлетворение потребностей тех, кто купит его товар.
Основной принцип рыночной экономики заключается в том, что свободная игра спроса и предложения стимулирует производство тех товаров, которые необходимы потребителю (т.е. устанавливает диктат потребителя над производителем). В силу этого механизм функционирования рынка существенно отличается от того, который существует в плановой экономике, где установлен диктат производителя над потребителем.
В концентрированной форме рыночный механизм проявляется через цены. Производится то, что дает наибольшую прибыль. Никто не желает производить товары, которые приносят убытки. Если затраты на производство высоки, но товар пользуется спросом, то цены на него растут, обеспечивая получение прибыли.
При одинаковой рыночной цене происходит расширение производства той продукции, которая требует наименьших затрат, и наоборот.
В рыночной системе все имеет свою цену — каждый товар, каждая услуга и т.д. Каждый продавец имеет доход от продажи своего товара и использует его, в свою очередь, для покупки того, что ему необходимо. Если есть повышенный спрос на какой-то продукт, то продавцы повышают на него цены (чтобы нормировать ограниченное потребление). Высокая цена побуждает производить большее количество данного товара. С другой стороны, если другого товара окажется на рынке больше, чем люди хотят купить, то продавцы, желая избавиться от его запасов, должны снизить его цену. По низким ценам продажа пойдет активнее, а вот производители в этом случае не будут заинтересованы в его производстве в таком количестве. Объем предложения товаров сократится, соотношение спроса и предложения восстановится. Аналогичный механизм характерен не только для товарных, но и других видов рынков.
Рыночный механизм проявляется в материальных, финансовых, информационных и других связях с многочисленными субъектами рыночной экономики. Эти связи нельзя установить по приказу, команде, распоряжению. Можно выработать и поддерживать только общие правила, нормы организационно-экономического и правового поведения субъектов, которые вступают друг с другом в рыночные отношения.
Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют, и их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Спрос неразрывно связан с предложением, и оба зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.
При единой для всех рынков основе механизм рыночных отношений имеет свою специфику на отдельных видах рынков (например, в зависимости от объекта продаж, в роли которого выступают товары, ценные бумаги или услуги труда).
Роль принципа Рыночный механизм сообщает желание "невидимой руки" в потребителей. А удовлетворить эти желания
наилучшим образом заставляет конкуренция. При увеличении спроса растут цены, и это служит сигналом для производителей о том, что общество требует большее количество этого продукта и его производство сулит выгоду. В сферу производства данного товара устремляются производители, которые вступают между собой в конкурентную борьбу. Тем самым одновременно вызывается и расширение производства, и понижение цены до уровня, соответствующего затратам на производство (сверх этого цены уже не растут из-за притока в отрасль конкурентов).
Если в отрасли конкуренция отсутствует (например, в ней господствует гигантская фирма-монополист), то она способна воспрепятствовать вступлению в отрасль потенциальных конкурентов. Такая фирма может предотвратить расширение отрасли и будет продолжать извлекать так называемую монопольно высокую прибыль.
Конкуренция не ограничивает свою роль тем, что гарантирует надлежащую реакцию на рост потребностей. Именно конкуренция заставляет фирму переходить на самые эффективные технологии производства. Те производители, кто не использует новую технику и технологии, в условиях конкуренции проигрывают.
Конкуренция является объективной закономерностью рыночного хозяйства. Это — принудительная сила, заставляющая экономических агентов повышать производительность труда, расширять производство, ускорять темпы научно-технического прогресса, организационных и структурных изменений в экономике.
Тем самым рыночный механизм действует на основе сформулированного еще А. Смитом принципа "невидимой руки", которая регулирует рынок и обеспечивает увязку частных и общественных интересов. Этот принцип заключается в следующем. Каждый производитель, действуя в интересах своей личной выгоды, одновременно как бы "невидимой рукой" направляется к достижению наибольшего блага для всего общества, поскольку производит ту продукцию, которая необходима людям. Реализуя свой товар на рынке и удовлетворяя, таким образом, общественные потребности, производитель достигает и своей цели, т.е. получает прибыль.
При конкурентной борьбе хозяйствующие субъекты стремятся использовать самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции. Это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому — для них значит отказаться от прибылей или даже со временем потерпеть банкротство. Осуществляя производство самым экономичным способом, они тем самым отвечают интересам общества, поскольку при этом достигаются именно то распределение ресурсов и структура производства, которые нужны в данное время обществу.
Иными словами, сила конкуренции контролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он способствует наилучшему обеспечению интересов общества. Концепция "невидимой руки" рынка в том и заключается, что когда фирма-производитель максимизирует свою прибыль, общественный продукт также растет. Глава 2. Рыночный механизм