Глава 5. Управленческие, финансовые, сервисно-технологические

Содержание

Введение......................................................................................................................... 3

Глава 1. Культурно-досуговая деятельность в прошлом

и настоящем..................................................................................................7

1.1. Понятия свободного времени, рекреации, культурно-досуговой
деятельности......................................................................................................... 7

1.2. Этапы исторического развития культурно-досуговой
деятельности в разных регионах....................................................................... 13

1.3. История развития культурно-досуговой активности в России...................... 36

Контрольные вопросы и задания............................................................................. 47

Литература................................................................................................................. 47

Глава 2. Основы теории культурно-досуговой деятельности.........................49

2.1. Научный анализ культурно-досуговой деятельности XX века...................... 49

2.2. Содержание, цели, мотивы и функции

культурно-досуговой деятельности........................................................................ 55

2.3. Разновидности досуга и классификация досуговой деятельности ... 66

2.4. Структурные компоненты культурно-досуговой деятельности..................... 78

Контрольные вопросы и задания............................................................................. 85

Литература................................................................................................................. 85

Глава 3. Культурно-досуговая деятельность как часть общественной

и экономической практики современного мира.................................87

3.1. Общественный и культурный потенциал досуга........................................ 87

3.2. Роль культурной политики и правовых механизмов

в развитии досуговой деятельности.................................................................... 93

3.3. Организация досуга как часть экономического производства

и сегмент социокультурного сервиса................................................................ 105

3.4. Основные тенденции развития досуга в условиях

глобальных взаимодействий................................................................................ 119

Контрольные вопросы и задания......................................................................... 132

Литература............................................................................................................. 132

Глава 4. Развитие досуговой деятельности в современной России.............. 134

4.1. Интеграция культурно-досуговой сферы в новые
общественные отношения и рыночную экономику................................... 134

4.2. Особенности использования свободного времени

населением России................................................................................................ 147

4.3... Некоторые направления и способы организации
культурно-досуговой деятельности в переходный период....................... 159

4.3.1. Организация некоторых видов массового
самодеятельного досуга.......................................................................... 159

4.3.2. Развитие книжного дела....................................................................... 163

4.3.3. Организация культурно-художественных фестивалей

и конкурсов..................................................................................................... 166

4.3.4. Новые формы музейного обслуживания........................................... 170

4.3.5. Новые тенденции в деятельности учреждений
общественного питания и развлекательных центров............................ 174

4.3.6.Организация внутреннего туризма на рыночной основе.................... 178

Контрольные вопросы и задания.............................................................. 183 Литература 183

Глава 5. Управленческие, финансовые, сервисно-технологические

аспекты организации досуговой деятельности................................. 185

5.1. Особенности менеджмента культурно-досуговой деятельности…….. 185

5.2. Финансовая база и доходообразующие каналы сферы культуры и досуга 202

5.3..... Технологии и качество обслуживания потребителей
культурно-досуговой сферы....................................................................... 213

Контрольные вопросы и задания....................................................................... 232

Литература........................................................................................................... 233



Глава 1

Глава 5. Управленческие, финансовые, сервисно-технологические - student2.ru ной практики. В этом смысле говорят о культуре речи, культуре обще­ния, культуре потребления, культуре досуга, профессиональной или кор­поративной культуре и др. В близком к указанному смысле использует­ся термин «культура» в обыденной практике и некоторых сферах дея­тельности. В этом случае к культуре относят преимущественно интеллектуально-образовательные, художественные, религиозно-нрав­ственные достижения общества, т.е. все то, что ученые считают высо­кой культурой. Этот случай представлен в следующих понятиях: «куль­турный человек», «культурные потребности общества», «культурное раз­витие молодежи» и др.

3. Немалое число терминов используется в связи с прикладными ас­пектами культурной деятельности людей. В этом случае культурная ак­тивность рассматривается как часть или срез какой-либо инструменталь­но-прикладной деятельности: либо как направление в хозяйственно-эко­номической практике (сфера культуры, социокультурный сервис), элемент международных связей (говорят о культурном обмене между странами), аспект политической практики государственного строитель­ства (культурная политика, учреждения культуры и др.) или как объект правового регулирования (культурные права человека, правовая защита интеллектуальной собственности в сфере культуры и др.).

Перечисленные значения термина «культура» не противоречат друг другу, они определенным образом соподчинены и дополняют друг друга. Культура, понимаемая как основа общественного бытия (см. п. 1), включа­ет в качестве частных значений все остальные смыслы данного термина.

С учетом указанных смысловых аспектов культурологическая трак­товка досуговой деятельности также приобретает многозначность. Во-первых, в понятии «культурно-досуговая деятельность» отображено, что она развивается в рамках культуры конкретного сообщества (народа или граждан определенной страны). Она организуется на основе обществен­но значимых норм ради тех рекреационных целей, которые закреплены в данной культуре. Немаловажная роль в досуговой деятельности отво­дится этнонациональным представлениям о прекрасном, о художествен­но-эстетической активности в целом.

Во-вторых, это понятие отражает общественную значимость досу­говой деятельности и ее причастность к определенным этическим нор­мам и правилам. Подразумевается, что человек может использовать свой досуг либо с пользой, либо во вред себе и окружающим. Конструктив­ное использование досуга предполагает свободное владение развитыми и общественно приемлемыми нормами поведения.

Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем

Глава 5. Управленческие, финансовые, сервисно-технологические - student2.ru Культура досуга и есть такое проведение человеком свободного вре­мени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, разви­вающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отече­ственными традициями и отвечающее современным требованиям. На­звание «культурно-досуговая деятельность» отображает ее конструк­тивный характер, а также высокую общественную и индивидуальную значимость. Это позволяет сформулировать определение культурно-до-суговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно орга­низованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из ин­дивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного раз­вития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.

Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих лю­дей, которые нуждаются в рекреации. Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей из­мерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (на­пример, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настоль­ной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском похо­де, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены осо­бенностям их психологии и духовным запросам.

Наши рекомендации