Многостороннее регулирование торговли
Многостороннее регулирование торговли осуществляется в рамках интеграционных объединений, межгосударственных организаций стран-экспортеров, международных товарных соглашений, а также международными организациями.
Торговый режим интеграционных объединенийзависит от выбора формы интеграции. Преференциальные зоны предполагают предоставление странам-участницам взаимных льгот. Зоны свободной торговли означают поэтапное введение взаимной свободной торговли. Таможенный союз, помимо взаимной свободной торговли, обязательно включает введение единого внешнего тарифа.
Все остальные формы интеграционных объединений – общий рынок, экономический союз с точки зрения торгового режима представляют собой таможенные союзы. Кроме этого они могут включать в свободный режим услуги, капитал, рабочую силу, передачу технологии и т.п. Наибольших успехов добился Европейский союз, который создал единый внутренний рынок по типу национального рынка, устранив все препятствия на перемещение товаров между странами. Введение евро завершило формирование единого рынка ЕС в рамках еврозоны.
Товарное многостороннее регулированиеосуществляется в рамках межгосударственных картелей и международных товарных соглашений для поддержания экспортных цен. Картели типа ОПЕК объединяют только производителей и экспортеров, они устанавливают цены и распределяют экспортные квоты между странами-членами. Такие картели получили большое распространение в 1970-е гг., когда их насчитывалось более 30.
Они объединяли экспортеров меди, бокситов, железной руды, ртути, бананов, джута, кофе, какао, лесоматериалов и т.д. Многие картели сохранились. Участники картелей устанавливают цены, распределяют экспортные квоты. Некоторые из них координирую производство, расширяют техническое сотрудничество, осуществляют единую торговую политику в отношении третьих стран.
Международные товарные соглашения по пшенице, олову, оливковому маслу, по сахару и по другим товарам представляют собой соглашения между экспортерами и импортерами из развитых и развивающихся стран. В некоторых соглашениях участвует Россия.
Товарные соглашения заключаются обычно на 3-5 лет. В этих соглашениях используется несколько методов стабилизации экспортных цен. Практикуется установление многосторонних обязательств о гарантированных продажах и закупках. В других случаях определяется объем экспорта, согласовываются цены.
Эффективным регулятором служит создание запасов товара, которые финансируются, как правило, экспортером. Механизм воздействия запасов на цены достаточно прост. Участники соглашения устанавливают верхние и нижние цены. При росте цен, продаются товары из запаса, при падении цен – товары скупаются. Международные товарные соглашения не получили большого распространения.
Международные организации. Вопросами регулирования торговли непосредственно занимаются Всемирная торговая организация (ВТО), которая образовалась на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), и Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
ГАТТ было подписано в 1947 г. 23 странами и вступило в силу 01.01.1948 г. Функции ГАТТ состояли в выработке правил международной торговли, в урегулировании и либерализации торговых отношений.
Принципами ГАТТ являлись: либерализация международной торговли путем снижения таможенных пошлин и ликвидации других ограничений; устранение дискриминации посредством введения принципа наибольшего благоприятствования; безопасность торговли; предсказуемость действий предпринимателей и регламентация действий правительств; взаимность в предоставлении торгово-политических уступок, урегулирование споров через переговоры и консультации.
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством регулярного проведения многосторонних переговоров (раундов), а также конференций министров 1 раз в 2 года. С 1948 г. по 1994 г. было проведено восемь раундов, в результате чего средневзвешенная таможенная пошлина снизилась с 40-50% в 1940-50-х гг. до 3-4% в начале 1990-х гг. для развитых стран.
Наиболее результативными были три последних раунда. В соответствии с решениями Кеннеди-раунда (1964-67г.г.) таможенные пошлины были снижены в среднем на 35%; Токио раунда (1973-1979 гг.) - на 33%. Кроме того, в Токио было принято соглашение по нетарифным барьерам, запрещавшее применение национальных стандартов и технических регламентов в протекционистских целях. В соглашении о правительственных закупках предлагалось проводить открытые торги.
Была достигнута договоренность по антидемпинговым пошлинам, которые должны применяться в соответствии с нанесенным ущербом, при этом в отношении развивающихся стран внутренние цены не должны служить критерием. В отношении субсидий и компенсационных пошлин необходимо установить факт и размер ущерба, его влияние на внутренние цены и производителей.
Уругвайский раунд состоялся в 1986-1994 гг., в нем участвовало 117 государств. Основные решения Уругвайского раунда касались снижения тарифов до 4,7-3%; увеличения доли беспошлинных товаров до 40-45%; отменены тарифов на фармацевтические товары, медицинское оборудование, писчебумажную продукцию и сталь. Предусматривалась замена квот на импорт сельскохозяйственной продукции, текстиль и одежду менее обременительными тарифами в течение 10 лет; сокращение тарифов на сельскохозяйственную продукцию на 24-36%, на текстиль - на 25%.
Предлагалось объем субсидируемого сельскохозяйственного экспорта сократить на 21% за 6 лет; государственные субсидии на промышленные исследования ограничить в пределах 50% от стоимости прикладных исследований. Допускалось временное повышение тарифов или введение других ограничений против импорта, если он наносит ущерб отрасли; при этом запрещалось применение санитарных норм и стандартов безопасности в целях протекционизма.
В области интеллектуальной собственности соглашение обеспечивает 20-ти летнюю защиту патентам, товарным знакам, авторским правам и допускает 10-ти летнюю защиту патентам в фармацевтике. Было принято решение о дальнейших переговорах по поводу ограничений государственных субсидий производителям гражданской авиации, либерализации рынка телефонной связи, ограничений европейских субсидий на сталь.
Были приняты инвестиционные меры, связанные с торговлей. Соглашение исключает выдвижение требований о том, чтобы иностранные инвесторы обязательно приобретали ресурсы на внутреннем рынке или экспортировали столько, сколько они импортируют.
Было подписано Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАСТ), в котором были определены взаимные обязательства стран по торговле услугами; были составлены списки начальных уступок по доступу на рынки услуг; был введен специальный статус отдельных финансовых и телекоммуникационных услуг. Предлагалось вводить режим наибольшего благоприятствования, предоставлять национальный режим, осуществлять либерализацию торговли услугами.
На основе соглашения, подписанного участниками Уругвайского раунда, была создана Всемирная торговая организация (ВТО), которая функционирует с 01.01.1995 г. Она объединяет около 150 государств, доля которых в международном товарообороте составляет более 95%. ВТО является постоянно действующей, универсальной организацией, решающей глобальные задачи в области международной торговли и смежных секторах экономики.
Цели ВТО - укрепление и развитие мировой экономики, расширение торговли, рост капиталовложений, увеличение занятости, повышение уровня доходов во всем мире. Подобно ГАТТ, ВТО опирается в своей деятельности на принципы недискриминации в торговле. Эти принципы предполагают, с одной стороны, предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов; с другой - предоставление национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в том, что касается внутренних налогов и сборов.
ВТО выполняет следующие функции: проводит многосторонние торговые переговоры; содействует разрешению споров, осуществляет мониторинг за торговой политикой государств-членов, развивает сотрудничество с другими международными организациями и институтами, вовлеченными в процесс формирования глобальной торговой политики.
Активную работу проводят конференции министров стран-членов ВТО, где принимаются важные решения. С 1998 г. действуют соглашения о либерализации рынка телекоммуникационных и информационных технологий, на основе которых были освобождены от таможенных тарифов свыше 90% товаров, в том числе компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и другие. С 1999 г. действует соглашение по финансовым услугам о снятии барьеров на финансовых рынках, о свободном доступе иностранных инвесторов в национальные банки, страховые, фондовые компании. ВТО расширяет свою деятельность.
В 1996 г. в ее составе был создан новый Комитет по региональным торговым соглашениям, призванный обеспечить постоянное наблюдение за соглашениями о формировании зон свободной торговли и таможенными союзами. ВТО нацелена на содействие интеграции развивающихся, наименее развитых и стран с переходной экономикой в многостороннюю систему регулирования мировой торговли, а также на расширение областей и форм регулирования международной торговли и внешнеэкономической деятельности на многосторонней основе. В частности, речь идет о соблюдении странами-членами трудовых и экологических стандартов, принятых развитыми странами.
В декабре 2001 г. в г. Доха (Катар) был дан старт новому раунду многосторонних переговоров. Участникам предстоит обсудить много вопросов, включая регулирование рынка услуг, рынка сельскохозяйственных товаров, регулирования электронной торговли; правила ВТО, касающиеся антидемпинговых мер, государственных субсидий, региональных торговых соглашений; вопросы экологии; проблемы доступа развивающихся стран на рынки промышленных товаров.
Россия пока не является членом ВТО. Она несет убытки от антидемпинговой политики, особенно по текстилю, стали; в отношении России действуют ограничения на поставки высоких технологий. Отношение к вступлению в ВТО в России неоднозначное: одни российские производители получат выгоды, другие понесут потери. В частности, экспортеры сырья ничего не получат, ибо оно не облагается таможенными пошлинами; отменена государственных субсидий производителям ряда отраслей может привести к массовому банкротству.
Конференция ООН по торговле и развитию созывается с 1964 г. 1 раз в 4 года, решения принимаются большинством голосов. XI сессия ЮНКТАД состоялась в 2004 г. в г. Сан-Паулу (Бразилия). На сессиях ЮНКТАД был принят ряд важных решений.
Наиболее значимые решения ЮНКТАД 1960-1970-х гг. – это Принципы торговли и торговой политики (1964 г.), Общая система преференций (1968 г.), Новый международный экономический порядок (1974 г.) и Интегрированная программа по сырью (1976 г.). Общая система преференций (ОСП) означает предоставление торговых льгот развивающимся странам на невзаимной основе.
В 1974 г. были приняты документы об установлении нового международного экономического порядка (НМЭП) в отношениях между Севером и Югом. В НМЭП говорилось о формировании нового международного разделения труда, ориентированного на ускоренную индустриализацию развивающихся стран; о формирование новой структуры международной торговли, отвечающей задачам развития и повышения жизненного уровня народов.
В программе НМЭП содержались требования об установлении более справедливого соотношения цен на сырье и промышленную продукцию; о том, что развитые страны должны обеспечить более легкий доступ на свои рынки. Развитым странам предлагалось внести коррективы в экономическую структуру своей экономики, освободить ниши для товаров из развивающихся стран.
В 1976 г. сессия ЮНКТАД приняла Интегрированную программу по сырью, которая включала систему многосторонних обязательств по закупкам и поставкам отдельных сырьевых товаров; соглашение о международных запасах, создание общего фонда для выплаты компенсационных платежей.
Важным результатом деятельности ЮНКТАД явились «Картахенские обязательства» (1992 г.), где признавались взаимные интересы различных регионов и уровней развития, было принято предложение о проведении диалога по ряду вопросов, в том числе о рынке и его роли в деле реализации целей экономического развития; о смягчении проблемы бедности, о развитии людских ресурсов.
В 1996 г. сессия ЮНКТАД была посвящена содействию росту и устойчивому развитию в условиях глобализации и либерализации мировой экономики и нацелила ЮНКТАД на активную поддержку более полной интеграции в мировую экономику и международную экономическую систему стран развивающихся и с переходной экономикой. В 2000 г. была принята декларация, в которой признавалось, что глобализация представляет собой мощную и динамичную силу для экономического роста и развития. Одновременно подчеркивалось, что глобализация нуждается в должном воздействии, чтобы она могла заложить основы для длительного и сбалансированного роста на международном уровне.
На XI сессии ЮНКТАД (2004 г.) обсуждались такие вопросы, как глобализация и ее последствия; положение на рынках сырьевых товаров, состояние финансовых рынков и движений частного капитала, возможности структурной трансформации экономики развивающихся стран; внедрение информационно-коммуникационных технологий, корпоративной ответственности ТНК.
Вопросами международной торговли занимаются и другие международные организации. В составе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят все развитые страны, имеется Комитет по торговле. В его задачу входит содействие расширению международного обмена товарами и услугами на многосторонней основе; рассмотрение общих проблем торговой политики, равновесия платежных балансов и др.
В рамках ОЭСР разрабатывают меры по административно-технической унификации правил в области международной торговли, вырабатываются единые стандарты, рекомендации по изменению торговой политики и другие.
Существенное воздействие на внешнюю торговлю стран развивающихся и с переходной экономикой, особенно несостоятельных должников, оказывает МВФ, Всемирный банк. Именно под давлением этих организаций осуществляется ускоренная либерализация рынков развивающихся и переходных стран в обмен на кредиты.
Термины и понятия
Либерализация торговли, принцип наибольшего благоприятствования, тарифные средства регулирования, нетарифные средства регулирования, таможенные пошлины, принцип недискриминации, режим наибольшего благоприятствования, общая система преференций.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Либерализация международной торговли: показатели, механизмы, последствия.
- Импортозамещающее производство как способ снижения импортной зависимости.
- Способы расширения и диверсификации экспорта товаров.
- Роль ВТО в либерализации мирохозяйственных связей.
- Проблема вступления России в ВТО и ожидаемые результаты.
- Основные решения ЮНКТАД и ее роль в развитии международной торговли.
- Роль ОПЕК в регулировании рынка нефти.
Учебная литература
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Маркетинг, 2001.
2. Международные экономические отношения. Учебник. /Н.Н. Ливенцев и др.; под ред. Н.Н. Ливенцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
3. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям {В.Е. Рыбалкин и др.}; под ред. В.Е. Рыбалкина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
4. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. – 2 изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.
5. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2008.
6. Международные экономические отношения. – Учебник. 2-е изд., перераб. и доп., - под ред. И.П. Фаминского. – М.: Экономистъ, 2004.
7. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. /Под ред. И.С. Королева. – М.: Экономистъ, 2003.
8. Федякина Л.Н. Международная торговля товарами, услугами, технологиями: Учеб. пособие. – М.: «Уникум-Центр», 2001.
9.ЭКОНОМИКА. - Учебник для студентов гуманитарных специальностей. /Под ред. В.А. Исаева. Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Электронный учебник. Декабрь 2002. Минобразования. Федеральный портал. http://www.pfu.edu.ru/ido/ffec/index/html
10. Национальная и международная статистика
Вестник Банка России
www.cbr.ru; www.minfin.ru
IMF, World Economic Outlook
IMF, International Financial Statistics
UNCTAD, World Investment Report
www.imf.org ; www.worldbank.org;
www.unctad.org ; www. Wto.org; www.oecd.org
Дополнительная литература