Свободные экономические зоны России
Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
СЭЗ - сравнительно новая форма организации хозяйственной деятельности, появившаяся в мировой практике в конце 1950 - начале 1960-х годов и получившая широкое распространение в 1970-е годы. Сегодня в мире насчитывается от 400 до 2000 подобных зон. Однако термин "свободная экономическая зона" (и другие его варианты, которых известно около 30, например, зона свободного предпринимательства) в разных странах используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которые перед ними стоят. Действуют СЭЗ более чем в 80 странах: в промышленно развитых странах - США, Японии, Германии, Великобритании, в новых индустриальных странах, в развивающихся странах и в странах, переходящих к рыночной экономике. Через свободные экономические зоны проходит около 10% мирового товарооборота, причем темпы роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки.
Свободные экономические зоны формируются, как правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров в отдельных промышленных районах.
Свободной экономической зоной России является территория, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий, с иностранными инвестициями и условия льготного экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих местных органов власти. СЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортзаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
Создание свободных экономических зон способствует решению ряда задач.
Ø Привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда.
Ø Формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством.
Ø Развитие экспортной базы и рост валютных поступлений.
Ø Ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию.
Ø Апробация на зональном уровне новых форм хозяйствования.
Ø Практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.
Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:
· благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);
· развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
· наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
На территории России в зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон:
· комплексные специальные зоны производственного характера;
· внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
· функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции.
Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа анклавные (замкнутые) и интеграционные.
Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территории страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города.
Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.
Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют особые - оффшорные - зоны (ОЗ). Они составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.
Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только общих, но и частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих морскими торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.
Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются особые экономические и юридические льготы. К ним относятся:
· упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;
· льготный налоговый режим;
· понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;
· предоставление права на долгосрочную аренду.
Предусмотрен также особый таможенный режим с установлением пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощен порядок пересечения границы при въезде и выезде иностранных граждан, в том числе введен безвизовый. На СЭЗ распространяется право безлицензионного экспорта и импорта, предоставленное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций свыше 30%. Валютная выручка этих предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.
Любая создаваемая зона должна иметь разработанную комплексную программу развития, т. е. план развития всех хозяйственных объектов, становления новых производственных отношений на основе разнообразия форм собственности (государственной, кооперативной, акционерной, совместной, индивидуальной), равномерно участвующих в экономических связях. Основной целью программы должно быть динамичное экономическое и социальное развитие зоны на базе комплексного использования государственного, коммерческого и иностранного капитала, средств граждан, активизации деловой, финансовой и правовой структур.
Практика показала, что для жизнедеятельности любой зоны необходимы:
· крупное акционерное общество (с участием государства), ответственное за реализацию программы и формирующее орган управления - совет зоны;
· залогово-страховой инвестиционный фонд (страхового общества), привлекающий инвестиции для решения задач зоны;
· центральный банк зоны, формирующий бюджет зоны и контролирующий использование бюджетных и кредитных средств и взаимоотношение с республиканским бюджетом;
· зональное законодательство, регулирующее вопросы налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий и трудовые и социальные вопросы.
Большое значение имело учреждение в 1991 г. Международной ассоциации развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с целью поддержки инициативы отработки методов управления зонами, создания законодательно-нормативной базы и финансово-хозяйственной инфраструктуры, реализации проектов. Она имеет более 100 учредителей (области, республики, банки, города, институты).
На территории России на создание СЭЗ претендовали 100 городов, краев и областей. В 1990-1992 гг. были приняты решения об образовании в России свободных экономических зон: "Санкт-Петербург", "Выборг" (под Санкт-Петербургом), "Находка" (Дальний Восток), "Янтарь" (Калининградская область), "Сахалин" (Дальний Восток), "Даурия" (Читинская область), "Алтай" (Западная Сибирь), "Кузбасс" (Западная Сибирь), "Садко" (Новгород), "Технополис Зеленоград" (Московская область), "Ева" (Дальний Восток, Еврейская автономная область), "Магадан" (Дальний Восток).
Объявленные в то время в России СЭЗ по экономико-географическому потенциалу, профилю соответствовали существующим мировым аналогам. Они должны были размещаться главным образом в центре крупных экономических районов, морских портах, железнодорожных узлах, имеющих удобную связь с внутренними районами страны, а также с внешним миром.
Проектируемые зоны различались размером территории и численностью населения, предполагаемой специализацией.
Радикальные изменения внутриэкономического положения страны практически прекратили работы по созданию большинства объявленных в начале 1990-х годов СЭЗ. И тем не менее формально в России существуют 18 свободных экономических зон, размещенных на 15 территориях страны.
В настоящее время относительно активно развиваются СЭЗ в Находке, в Калининградской области, возрождается и деятельность СЭЗ на Сахалине. Формирование многих зон находится лишь на первоначальном этапе.
Создание и функционирование СЭЗ в России происходит в правовом вакууме, в условиях отсутствия единого четкого законодательства. Их развитие сдерживается отсутствием законов, регламентирующих создание и функционирование СЭЗ. Это означает, что наличие четкого законодательства по данному вопросу является одним из основных условий их создания и эффективного функционирования.
Большие перспективы для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них - СЭЗ "Находка" и "Сахалин".
Целью создания СЭЗ "Находка"является расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального транзита.
Территория СЭЗ "Находка" располагается в административных границах г. Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупнейших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также главный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку идет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь трансконтинентальный железнодорожный транзит. В настоящее время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют льготные налоговый и таможенный режимы и упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, иностранные инвестиции пользуются правовой защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ "Находка" имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз которых ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка", предоставлено право за счет образующихся у них валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган административного управления - административный комитет.
СЭЗ "Находка" будет специализироваться на рыбной промышленности, судостроении и ремонте судов, производстве холодильного оборудования для морского и наземного транспорта, на производстве продукции электронной, приборостроительной, легкой промышленности, продукции медико-фармакологического производства, производстве продукции на базе биоресурсов океана и местной флоры, стройиндустрии, международном туризме, а также развитии транспортно-складского хозяйства и отраслей агропромышленного комплекса.
Для обеспечения функционирования СЭЗ предусматривается проведение мероприятий по развитию строительной индустрии, жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы, созданию дополнительных мощностей энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной способности грузовых железнодорожных станций Находка и Находка-Восточная. Необходимо решить вопрос о передаче военного аэродрома в районе г. Находки для гражданского использования. Предполагается создание в Находке валютной биржи, центра международной торговли, представительства МИД, биржи труда. Намечено строительство крупных складов, которые будут сдаваться в аренду иностранным фирмам для временного хранения товаров и поставок их в третьи страны.
Свободной экономической зоной "Сахалин" является территория в административных границах Сахалинской области вместе с включенными в нее районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание субзоны, или мини-зоны, "Курилы", которая включает территорию в административных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского районов.
В настоящее время в рамках СЭЗ "Сахалин" действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, специальный государственный орган управления - администрация СЭЗ "Сахалин". В целях рационального хозяйственного использования природных ресурсов в СЭЗ действует Государственная инвестиционная корпорация по освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Для расширения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ создается специальный коммерческий банк регионального развития (Банк развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров. Разведка и разработка на территории зоны нефти и газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются администрацией СЭЗ "Сахалин". В пределах зоны могут создаваться предприятия, осуществляющие в соответствии с законодательством России любые виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны, осуществляется на основе лицензий. Местные органы власти Сахалинской области в соответствии с действующим законодательством разрешают предприятиям с иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а также зданий и сооружений.
Свободная экономическая зона "Сахалин" должна специализироваться на рыбном промысле, переработке рыбы и море-продуктов, газохимии, отечественном и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.
В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно использовать производимую ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены от обязательной продажи на внутреннем-валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории соответствующих районов Курильских островов. Здесь предусматривается строительство и реконструкция аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развитие морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" - рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов.
Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи. Расширению внешнеэкономических связей района и привлечению инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства будет способствовать организация в районе зон свободного предпринимательства. Предполагается формирование 3 свободных экономических зон - в Санкт-Петербурге, Выборге и Новгороде.
Зона свободного предпринимательства "Санкт-Петербург" формируется в целях эффективной структурной перестройки района на основе его интеллектуального и производственного потенциала, привлечения иностранного капитала, развития производительных сил района и освоения современных технологических процессов, создания современной производственной и социальной инфраструктуры, эффективного вовлечения экономики Северо-Западного района и России в целом в международное разделение труда. Зона будет специализироваться на производстве машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции и товаров народного потребления, на развитии международного туризма и экспорта непроизводственных услуг. Трудности формирования свободной экономической зоны связаны с объективными и субъективными факторами. Так, нельзя не учитывать, что примерно 80% промышленности города относится к военно-промышленному комплексу и ее включение в международное разделение труда затруднено. Кроме того, мировая практика вообще не имеет аналогов создания зон в столь крупном регионе. Для Санкт-Петербургской зоны эффективным является организация субзон, или мини-зон, различной специализации, из которых в итоге может сформироваться крупная комплексная зона. Перспективно создание в Санкт-Петербурге таких известных в мире типов зон, как научные парки, технополисы на основе значительного накопленного научного потенциала, а также экспортно-производственных зон, которые могут образовываться на базе предприятий, перепрофилирующихся в процессе конверсии, туристско-рекреационных зон в живописных окрестностях города. Возможна организация крупнейшего банковского центра.
Свободная экономическая зона "Выборг"(г. Выборг Ленинградской области) формируется на территории одноименного административного региона. Она создается с целью внедрения в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей передачей их результатов для широкого использования в стране и на внешнем рынке. Зона будет специализироваться на производстве наукоемкой продукции на основе научных достижений Санкт-Петербурга и передовых зарубежных технологий, а также на развитии туризма. Активное участие в формировании зоны принимает Финляндия. В пределах зоны предполагается создание технологического центра (технологической деревни) для ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в производственную деятельность. Основными областями деятельности центра должны стать такие высокотехнологичные и экологически чистые производства, как вычислительная техника, электроника, биотехнология, производство новых материалов и др. Географическое положение Выборга (от него до ближайшего пункта Финляндии - Иматра всего 7 км, до Санкт-Петербурга по железной дороге - 126 км, а по автомобильной -156 км) дало возможность российским и финским специалистам разработать проект по созданию в зоне первого технологического парка в России.
Разнообразие природных условий, а также богатое историко-культурное наследие делают зону привлекательным международным туристическим центром. Соседство с западноевропейским рынком и близость такого промышленного и научного центра, как Санкт-Петербург, позволяют зоне стать крупным центром международной торговли, обеспечивающим расширение вывоза товаров на западный рынок.
Общая стратегия развития зоны ориентируется на реконструкцию и техническое перевооружение имеющихся предприятий, организацию производства импортозамещающей продукции, всемирное использование научно-технического потенциала. Предусматривается также развитие туризма на базе использования рекреационных возможностей территорий, развития банковского и страхового дела, строительства порта в Выборге.
В Новгородской области планируется создание СЭЗ "Садко".Она должна стать научно-производственной зоной, технополисом, формирующимся вокруг высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, научно-продовольственных объединений, имеющихся в области. СЭЗ "Садко" будет специализироваться на развитии наукоемких отраслей, в первую очередь на производстве видеотехники и бытовой радиотехники, на производстве продукции деревообрабатывающей промышленности и международном туризме.
В Центральном экономическом районе наиболее эффективной формой территориальной научно-технической интеграции могут стать технополисы, технопарки или научно-технические зоны. В пределах района в административных границах г. Зеленограда формируется СЭЗ "Технополис Зеленоград"с целью создания благоприятных условий для социально-экономического развития города, расширения и диверсификации производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, в том числе производимой на основе конверсии с привлечением иностранного капитала, а также увеличения экспортного потенциала предприятий г. Зеленограда и России в целом.
Приоритетными направлениями деятельности данной СЭЗ являются разработка высоких технологий, направленных на развитие микроэлектроники, информатики и связи, создание материалов электронной техники, молекулярных и биотехнологических материалов, промышленной и бытовой радиоэлектронной аппаратуры и специального технологического оборудования. Для формирования и функционирования СЭЗ создан административный комитет,, а для сосредоточения необходимых финансовых ресурсов, формирования и развития инфраструктуры - некоммерческий фонд развития.
Свободная экономическая зона "Янтарь" создается в административных границах Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа. Зона будет специализироваться на развитии радиоэлектроники и электронной промышленности, судостроении, производстве оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокой переработке рыбы и других морепродуктов, а также на производстве товаров народного потребления и международном туризме.
По своему географическому положению она больше других регионов России подходит для создания СЭЗ (государственная граница, отделяющая ее от других территорий страны, выход в международные воды). Положительным фактором в пользу создания здесь СЭЗ служат и природные богатства области - на ее территории сконцентрировано 90% мировых запасов янтаря, его добыча не имеет равных в мире, добываются и другие полезные ископаемые; хорошо развиты целлюлозно-бумажная и рыбная отрасли промышленности.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия "свободная экономическая зона".
2. Какие типы зон выделяют на территории России?
3. Охарактеризуйте основные свободные экономические зоны России.
Приложение
Содержание
Предисловие......................................................................................................................................................................................................... 3
О самостоятельной работе студентов с учебником..................................................................................................... 4
Раздел I. Теоретические основы региональной экономики................................................................................... 6
1. Предмет, метод и задачи региональной экономики...................................................................................................................... 6
2. Региональная политика России............................................................................................................................................................. 11
3. Региональные финансы............................................................................................................................................................................. 14
4. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил................................................................. 20
5. Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка.............................................................................. 28
6. Население и трудовые ресурсы России.............................................................................................................................................. 37
Раздел II. Размещение производительных сил России............................................................................................... 50
1. Отраслевая структура экономики России и методы отраслевого экономического обоснования размещения производства....................................................................................................................................................................................................... 50
2. Промышленность Российской Федерации, формы ее территориальной организации................................................. 54
3. Топливно-энергетический комплекс................................................................................................................................................... 59
4. Черная и цветная металлургия............................................................................................................................................................... 71
5. Машиностроительный комплекс.......................................................................................................................................................... 80
6. Химико-лесной комплекс......................................................................................................................................................................... 85
7. Легкая промышленность........................................................................................................................................................................... 90
8. Агропромышленный комплекс............................................................................................................................................................... 96
9. Транспортный комплекс......................................................................................................................................................................... 105
Раздел III. Территориальный аспект региональной экономики...................................................................... 110
1. Экономическое районирование России.......................................................................................................................................... 110
2. Северо-Западный экономический район........................................................................................................................................ 116
3. Северный экономический район......................................................................................................................................................... 123
4. Центральный экономический район................................................................................................................................................. 134
5. Волго-Вятский экономический район.............................................................................................................................................. 144
6. Центрально-Черноземный экономический район....................................................................................................................... 152
7. Северо-Кавказский экономический район.................................................................................................................................... 159
8. Поволжский экономический район................................................................................................................................................... 167
9. Уральский экономический район....................................................................................................................................................... 172
10. Западно-Сибирский экономический район................................................................................................................................. 181
11. Восточно-Сибирский экономический район............................................................................................................................... 188
12. Дальневосточный экономический район..................................................................................................................................... 197
13. Калининградская область.................................................................................................................................................................... 204
Раздел IV. Влияние внешних экономических связей на размещение производительных сил России.................................................................................................................................................................................................................... 207
1. Экономика России в системе международного разделения труда................................................................................... 207
2. Экономические связи России с зарубежными странами........................................................................................................ 214
3. Свободные экономические зоны России........................................................................................................................................ 224
приложение...................................................................................................................................................................................................... 231