Методика составления производственной программы
Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся у предприятия производственных возможностей.
Разработка производственной программы сложный процесс, поскольку в нем согласовывается и учитывается огромное число различных факторов.
Формирование производственной программы состоит их следующих этапов:
1.Анализ выполнения плана производства.
Начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчетов базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Оценка выполнения плана по ассортименту может осуществляться:
-по способу наименьшего процента,
-по удельному весу в общем перечне наименований продукции, по которой выполнен план производства,
-с помощью среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый объем выпуска.
Влияние структуры производства на изменение стоимости выпущенной продукции можно оценить с помощью метода средневзвешенной цены. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой. Разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в натуральном выражении ( можно взять разность между уровнями выполнения плана производства продукции в стоимостном и натуральном выражении и умножить ее на запланированный выпуск товарной продукции в стоимостном выражении).
При анализе выполнения плана производства определяют ритмичность производства, которая характеризует равномерность выпуска продукции, установленную планом производства.
Коэффициент ритмичности – это отношение суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнении плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени.
-фактический выпуск продукции, зачтенной в выполнение плана,
-плановый выпуск продукции за i-ый период в натуральном или стоимостном выражении,
n-длительность расчетного периода.
Коэффициент аритмичности – это показатель обратный коэффициенту ритмичности.
Ритмичность поваляет:
1.судить о равномерности производства продукции,
2.подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.
Коэффициент сортности – определяется двумя способами:
1. отношением количества первого сорта к общему выпуску,
2. отношением стоимости продукции всех сортов к этому же объему продукции по цене первого сорта.
2.Анализ портфеля заказов.
Работа по планированию продаж заканчивается формированием плана продаж. Анализу подвергаются: спрос потребителей через собственную торговую сеть; индивидуальные заказы потребителей, заявки дилеров, заявки оптовых покупателей.
На основе заявок портфеля заказов, заключенных договоров и выявленной емкости рынка формируется и анализируется ассортимент и номенклатура портфеля заказов.
На третьем этапе производится расчет производственной мощности.
На четвертом планирование выпуска продукции в натуральном выражении.