Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

2.4.1. Контрольные вопросы

3. Равновесие потребителя в ординалистской теории: бюджетное ограничение и его экономический смысл. Оптимум потребителя.

4. Практическое применение концепции кривых безразличия.

  1. Теория предельной полезности: эволюция и роль в развитии экономической науки.
  1. Парадокс воды и алмаза: формулировка и поиски объяснения. 2. Принцип оптимального выбора в кардиналистской теории. 3. Эффекты социального спроса и рациональность поведения потребителей. 5. Нефункциональный спрос как фактор развития украинской экономики.
  1. Ординалистcкая (порядковая) теория полезности. 2. Предпочтения потребителя: аксиомы рационального выбора. 3. Функция полезности и ее виды. 4. Кривые безразличия, их свойства.
  1. Основные типы кривых безразличия. 2. Предельная норма замещения. 3. Единство количественной и порядковой теорий полезности.

4.2. Основные понятия

5. Транзитивность

6. Кривая безразличия

7. Карта кривых безразличия

1. Предельная норма замещения

2. Бюджетное ограничение

3. Равновесие потребителя

3.4.3. Тестовые задания

1. Ординалистский подход к анализу поведения потребителя в отличие от кардиналистского:

а) предусматривает возможность количественного определения величины

полезности;

б) не требует измерения величины полезности;

в) не учитывает субъективной оценки потребителем полезности благ; г) не учитывает бюджетных ограничений потребителя.

1. В каком из перечисленных случаев не нарушается аксиома транзитивности:

1.а) А>В>С=>А>С; б) А>В>С=>А<С; в) А>В>С=>А~С; г) А<В<С=>А~С.

2. Модель желаемого:

а) описывает поведение потребителя без учета его расходов на покупку любой рыночной корзины;

б) описывает поведение потребителя с учетом его финансовых возможностей; в) определяет множество наборов товаров, доступных потребителю;

г) правильные ответы а) и в).

4. Кривые безразличия – это кривые:

а) одинакового количества двух благ;

б) одинакового уровня полезности наборов двух благ; в) одинакового уровня дохода потребителя;

г) одинаковых цен двух товаров.

5. Кривые безразличия имеют такие свойства:

а) они никогда не пересекаются;

б) для абсолютного большинства благ являются убывающими;

в) кривые безразличия, расположенные далее от начала координат,

соответствуют наборам с более высоким уровнем полезности; г) все ответы правильные.

6. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется:

а) его предпочтениями и размерами дохода;

б) только ценами товаров, которые покупаются;

в) предпочтениями, размерами дохода и ценами товаров, которые покупаются;

г) только его предпочтениями.

7. Среди следующих утверждений одно является неверным. Укажите на него:

а) каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров;

б) каждая точка на бюджетной линии означает разную комбинацию двух товаров;

в) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлетворения потребностей;

г) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода.

8. Предельная норма замещения одного блага другим:

а) определяет, от скольких единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтоб получить дополнительную единицу другого без изменения уровня общей полезности;

б) измеряет пропорции замещения одного блага другим;

в) показывает абсолютную величину угла наклона кривой безразличия в точке на

кривой;

г) все ответы правильные.

9. Предельная норма замещения – это:

а) тангенс угла наклона кривой безразличия; б) эффективная замена одного блага другим; в) производная коэффициента замещения;

г) нет правильного ответа.

10. Бюджетное ограничение потребителя образуют:

а) только доход потребителя;

б) только цены товаров;

в) доход потребителя и цены товаров;

г) доход потребителя, цены товаров и их полезности.

11. Бюджетная линия – это:

а) линия равной полезности;

б) линия равных расходов потребителя;

в) линия наборов двух товаров, доступных потребителю при определенной

величине денежного дохода; г) правильные ответы б) и в).

12. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 грн. Цена товара А равняется 1 грн., а цена товара Б – 0,5 грн. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии?

а) 8Аи1Б;

б) 7Аи1Б; в) 6Аи6Б; г) 5Аи6Б.

13. Бюджетная линия потребителя описывается уравнением:15Х+25Y=900. Оптимальная корзина потребителя содержит 30 единиц Y, а количество товара Х в этой корзине составляет:

а) 10 ед.;

б) 30 ед.; в) 50 ед.; г) 60 ед.

14.Точки пересечения бюджетной линии с осями координат характеризуются тем, что:

а) находясь в этих точках, потребитель не расходует целиком свой доход;

б) находясь в этих точках, потребитель расходует весь доход только на один из

двух товаров;

в) находясь в этих точках, потребитель вообще не расходует доход; г) их положение не зависит от цен товаров.

15. Бюджетная линия:

а) имеет отрицательный наклон;

б) перемещается параллельно к предыдущей при изменении дохода потребителя; в) изменяет угол наклона при изменении цены одного из товаров;

г) все ответы правильные.

16. Увеличение дохода потребителя графически выражается в:

а) изменении наклона бюджетной линии;

б) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо; в) параллельном сдвиге бюджетной линии влево; г) уменьшении наклона бюджетной линии.

17. Положение бюджетной линии не изменится, если:

а) цены двух товаров снизятся, а доход в той же пропорции вырастит;

б) цена товара Х снизиться на столько, на сколько при неизменном доходе

повыситься цена товара Y;

в) цены и доход изменяться в одном направлении и в одинаковой пропорции;

г) цена товара Х вырастит на столько же, на сколько снизится цена товара Y при

неизменном доходе.

18.Если потребитель выбирает комбинацию, представленную точкой, лежащей на плоскости, ограниченной бюджетной линией, то он:

а) максимизирует полезность;

б) желает купить больше товаров, чем позволяет его бюджет;

в) не полностью использует свой бюджет;

г) находится в положении потребительского равновесия.

19. Потребительское равновесие на карте безразличия – это:

а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия; б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия;

в) точка касания бюджетной линии к кривой безразличия;

г) любая точка, расположенная на бюджетной линии.

20.Увеличение цены обычного товара приводит к смещению равновесия потребителя на карте кривых безразличия (при прочих равных условиях):

а) вправо, вверх;

б) вправо, вниз;

в) влево, вверх или вниз;

г) движение вдоль той же самой кривой безразличия.

4.4. Задания «верно/неверно»

1. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

2. Анализ потребительского равновесия с точки зрения кривых безразличия

2.предполагает, что полезности можно измерить.

3. Каждая точка, лежащая на кривой безразличия, отражает одинаковый доход

3.потребителя.

4. Предельная норма замещения всегда постоянна вдоль данной кривой безразличия.

5. Бюджетные линии никогда не пересекаются.

6. Чем более острым является угол наклона линии бюджетного ограничения к

6.горизонтальной оси, тем более ограничен потребительский бюджет.

7. Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен двух благ.

8. Изменение дохода потребителя перемещает бюджетную линию параллельно

первоначальной при других равных условиях.

1. Потребитель максимизирует полезность, когда его бюджетная линия пересекает

1.кривую безразличия.

2. Оптимальная потребительская корзина должна размещаться на бюджетной линии

2.и принадлежать к наивысшей из возможных кривых безразличия.

2.4.5. Задачи

Задача 1.

2.Данные следующей таблицы характеризуют кривые безразличия потребителя,

который распределяет свой недельный доход 40 грн. между продуктами питания и развлечениями. Цена единицы продуктов питания (товар Х) составляет 1 грн., цена единицы развлечения (товар Y) – 2 грн. Кривые безразличия обозначены как U1 и U2.

Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru   Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     U1     Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru   Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru   U2   Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru
    Количество товаров, единиц
  Товар Х         Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Товар Y     Товар Х       Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Товар Y  
    Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru         Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru    
    Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru         Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru         Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru
7,5 7,5
    Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru -       Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru -       Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru  

Задание:

1. 1) начертите кривые безразличия и бюджетную линию;

2. 2) определите, какой набор продуктов питания и развлечения является оптимальным

2.для потребителя.

Задача 2.

2.Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы

(еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения – на горизонтальной:

а) ценапродуктовпитания(РF)–50центовзаединицу,ценаразвлечений(РH)–50

центов за единицу.

б) РF =50центов,РH =1долл.

в) РF = 1 долл., РH = 50 центов.

г) РF = 40 центов, РH = 40 центов.

д) РF = 50 центов, РH = 50 центов, но доходы студента увеличиваются до 25 долл. в

неделю.

Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной

линией а).

Задача 3.

В таблице показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.

Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Набор 1   Набор 2   Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru   Набор 3
  H   F   H   F   H   F
Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru    
Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru         Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru
Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru       Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru  
  Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru  
    Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru
  Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru  
  Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru   Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru
    Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru         Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru     Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - student2.ru

Задание:

1. 1) начертите три кривые безразличия.

2. 2) какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?

3. 3) какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?

4. 4) рассмотрите следующие комбинации товаров:

1 · 50H и 8F;

2 · 45Н и 4F;

3 · 12Н и 45F;

4 · 25Н и 16F;

5 · 21Н и 11F;

5Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.

5. 5) может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения

5.оптимальной точки выбора студента?

6. 6) наложите на построенный график бюджетную линию из задачи 2. Определите

6.потребительский набор, представляющий максимальную полезность?

Задача 4.

6.Домохозяйка считает сливочное масло и бутербродный маргарин абсолютными

заменителями: MRS=1 для всех уровней потребления. Она расходует на покупку этих товаров 20 грн. на протяжении месяца, пачка сливочного масла стоит 2 грн., пачка маргарина – 1 грн.

Задание:

1. 1) начертите кривые безразличия, которые отвечают предпочтениям домохозяйки,

1.откладывая количество маргарина на горизонтальной, а количество масла – на вертикальной оси, и бюджетную линию. Определите оптимальную потребительскую корзину;

2. 2) как изменилось бы решение домохозяйки, если бы пачка сливочного масла стоила 1 грн., а пачка бутербродного маргарина – 2 грн.?

3. 3) каким было бы решение, если б цена масла и маргарина были равны?

Задача 5.

3.Студент любит чай с сахаром, при этом он всегда добавляет на стакан чая 2

ложки сахара, при другом соотношении чая и сахара он вообще отказывается от его потребления. Еженедельные расходы студента на чай с сахаром составляют 4 грн., цена ложки сахара 5 коп., цена стакана чая – 15 коп.

Задание:

1. 1) начертите кривые безразличия и бюджетную линию потребителя. Определите

1.точку равновесия;

2. 2) какое количество сахара и чая для студента является оптимальным в рамках его

2.бюджета?

4.6. Тематика рефератов

1. Аксиомы и предпосылки теории потребительского выбора.

2. Факторы, определяющие ограничения потребителя, и их отражение в модели

2.бюджетного ограничения.

3. Факторы, определяющие форму и расположение кривых безразличия.

4. Принцип оптимального выбора в ординалистской теории.

5. Практическое применение концепции кривых безразличия.

Наши рекомендации