Структура институциональной теории
Предмет: экономическая теория Преподаватель: Кабанов Сергей Станиславович Подготовил студент 1 курса НИУ РАНХиГС по направлению ГМУ группа Гк-313 Каплина Елизавета Андреевна
Год
Институционализм - направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов. Под институтами «в первом приближении» следует понимать правила и принципы поведения, которым следуют люди в своих действиях. Оговорка «в первом приближении» делается ввиду того, что в разных течениях институционализма этот ключевой термин трактуется несколько по-разному. И вообще институционализм настолько разнороден, что его изучение как единого целого почти бессмысленно - настолько сильно различаются разные течения в самом институционализме.
Старый институционализм
Исторически первой школой институционализма был старый институционализм; его также нередко называют американским институционализмом. Старый институционализм имеет следующие характерные черты:
1) Отрицание принципа оптимизации (Оптимизация — процесс максимизации выгодных характеристик, соотношений (например, оптимизация производственных процессов и производства), и минимизации расходов. Задача оптимизации сформулирована, если заданы: критерий оптимальности (экономический, технологические требования — выход продукта, содержание примесей в нем и др.); варьирующие параметры (например, температура, давление, величины входных потоков в процессах переработки горного и др. сырья), изменение которых позволяет влиять на эффективность процесса). Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным «привычкам» - приобретённым правилам поведения – и социальным нормам.
2) Отрицание методологического индивидуализма. Действия отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом.
3)Сведение основной задачи экономической науки к «пониманию» функционирования хозяйства, а не к прогнозу и предсказанию.
4)Отрицание подхода к экономике как к (механически) равновесной системе. Старые институционалисты исходили здесь из предложенного Торстейном Вебленом принципа «кумулятивной причинности», согласно которому экономическое развитие характеризуется причинным взаимодействием различных экономических феноменов, усиливающих друг друга. Можно перевести и как "положительная обратная связь".
5)Благосклонное отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику.
В 1898 г. Торстейн Веблен (1857-1929) выступил с критикой Г. Шмоллера, ведущего представителя немецкой исторической школы, за чрезмерный эмпиризм (направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть представлено как описание этого опыта или сведено к нему). Пытаясь ответить на вопрос "Почему экономика не является эволюционной наукой", он вместо узко экономического подхода предлагает междисциплинарный подход, который включал бы социальную философию, антропологию и психологию. Это было попыткой повернуть экономическую теории к социальным проблемам.
В 1918 г. появляется и понятие "институционализм". Его вводит Уилтон Гамильтон. Он определяет институт как "распространённый способ мышления или действия, запечатлённый в привычках групп и обычаев народа". С его точки зрения, институты фиксируют устоявшиеся процедуры, отражают общее согласие, сложившуюся в обществе договорённость. Под институтами им понимались обычаи, корпорации, профсоюзы, государство и т. д. Такой подход к пониманию институтов типичен для традиционных ("старых") институционалистов, к которым относят таких известных экономистов как Торстейн Веблен, Уэсли Клэр Митчелл, Джон Ричард Коммонс, Карл-Август Виттфогель, Гуннар Мюрдаль, Джон Кеннет Гэлбрейт, Роберт Хейлбронер.
Основоположником старого институционализма и институционализма в целом является американец норвежского происхождения Т. Веблен. Он известен своей резкой критикой против неоклассического понимания человека как рационального оптимизатора. Человек, по мнению Т. Веблена, не является «калькулятором, мгновенно вычисляющим удовольствие и боль», связанные с приобретением благ, т.е. выгоды и издержки их получения. Поведение хозяйствующего субъекта определяется не оптимизирующими расчётами, а инстинктами, определяющими цели деятельности, и институтами, определяющими средства достижения этих целей.
Инстинкты представляют собой цели осознанного человеческого поведения, которые формируются в определённом культурном контексте и передаются из поколения в поколение. Основные инстинкты:
1)Инстинкт мастерства. Заключается в стремлении к «эффективному использованию наличных средств и адекватном управлении ресурсами, доступными для достижения жизненных целей». Иными словами, это культурно обусловленный инстинкт хорошо и эффективно делать свою работу.
2) Родительский инстинкт. Представляет собой заботу о благе данной социальной группы и всего общества в целом.
3) Инстинкт праздного любопытства. Он связан с бескорыстным стремлением к новым знаниям и информации.
4) Инстинкт приобретательства.
5) Инстинкт соперничества, агрессии и желания прославиться.
6) Инстинкт привычки.
Инстинкт привычки, с точки зрения Т. Веблена, играет особую роль в человеческом поведении. По его мнению, представление о человеке как о «рациональном оптимизаторе» формирует о нём представление как о пассивном субъекте, механически и мгновенно реагирующем на внешние изменения в соответствии со своей функцией полезности. В реальности же люди постепенно вырабатывают привычки, т.е. некие устоявшиеся способы реакции на определенные внешние события.
Динамика экономического развития зависит от того, какие инстинкты преобладают в человеческом поведении. Если доминируют первые три инстинкта, т. е. человеческое поведение управляется желанием хорошо делать свою работу (инстинкт мастерства), забота об общественном благе (родительский инстинкт) и тягой к новым знаниям (инстинкт праздного любопытства), то это приводит к быстрому техническому развитию или «росту технологического мастерства». Если же доминируют «эгоистические инстинкты» - приобретательство, соперничество, агрессия и желание прославиться, то такое человеческое поведение принимает форму «денежного соперничества» и негативно влияет на хозяйственное развитие.
Т. Веблен создал теорию «демонстративного потребления» - единственный элемент его теоретических разработок, вошедший в направление современной экономической теории. Согласно концепции «демонстративного потребления», представители класса богатых покупают многие товары не из-за того, что эти товары удовлетворяют их личные потребности, а из-за того, чтобы «выделиться» среди других, продемонстрировать себя как состоятельных людей (ясно, что здесь поведение людей обусловлено инстинктом соперничества и желания прославиться). Таким образом, при прочих равных условиях, чем выше цена таких товаров, тем больше объём спроса на них. Данный феномен, нарушающий закон спроса, вошёл в экономическую науку под названием «эффект Веблена». Но предложенная Т. Вебленом концепция не вписывается в стандарты современной экономики, потому что человеческое поведение не совместимо с принципами оптимизации.
Большой вклад в развитие старого институционализма внёс Джон Ричард Коммонс (1862-1945). В центре его внимания в работе "Распределение богатства" (1893) находился поиск инструментов компромисса между организованным трудом и крупным капиталом. В их числе фигурируют восьмичасовой рабочий день и повышение заработной платы, которая ведёт к увеличению покупательной способности населения. Он отмечал также благотворность концентрации промышленности для повышения эффективности экономики. В 1934 г. выходит его книга "Институциональная экономическая теория", в которой вводится понятие трансакции (сделки). В её структуре Коммонс выделяет три основных элемента — переговоры, принятие обязательства и его выполнение — а также характеризует различные виды трансакций (торговые, управленческие и рационирующие). С его точки зрения, трансакционный процесс — это процесс определения "разумной ценности", которая завершается контрактом, реализующим "гарантии ожиданий".
Джон Морис Кларк пошёл дальше других старых институционалистов, впервые в истории экономического анализа явно указав на большую роль информационных издержек и издержек принятия решений. Его заслугой являются разработки в области микроэкономики – теории издержек и конкуренции. Первым ввёл в экономическую науку понятие накладных издержек. Это издержки, которые не могут быть отнесены к какому-либо конкретному подразделению предприятия, т.е. не связаны с непосредственно с производственным процессом. Дж. М. Кларк полагал, что они представляют собой следствие больших инвестиций в основной капитал. Накладные издержки покрываются за счёт цен, что, по его мнению, означало отсутствие связи ценообразования с принципом уравнивания предельных издержек и выручки. Дж. М. Кларк также подверг критике концепцию совершенной конкуренции и заложил основы теории «действенной конкуренции», представляющей собой конкретную реализацию элементов рыночной структуры (является приемлемой с точки зрения общественного благосостояния). Теория «действенной конкуренции» важна потому, что обеспечивает реалистичные ориентиры для проведения государственной политики по стимулированию конкуренции. Он первым в истории экономического анализа выдвинул идею встроенных (автоматических) стабилизаторов. На его взгляд, таким встроенным стабилизатором должна быть налоговая система.
Коренные различия между "старым" институционализмом и неоинституционализмом:
Во-первых, "старые" институционалисты шли к экономике от права и политики, пытаясь изучать проблемы современной экономической теории методами других наук об обществе; неоинституционалисты идут прямо противоположным путём — изучают политологические и правовые проблемы методами неоклассической экономической теории, и прежде всего, с применением аппарата современной микроэкономики и теории игр.
Во-вторых, традиционный институционализм основывался главным образом на индуктивном методе, стремился идти от частных случаев к обобщениям, в результате чего общая институциональная теория так и не сложилась; неоинституционализм идёт дедуктивным путём — от общих принципов неоклассической экономической теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни.
В-третьих, "старый" институционализм, как течение радикальной экономической мысли, обращал преимущественное внимание на действия коллективов (главным образом, профсоюзов и правительства) по защите интересов индивида; неоинституционализм же ставит во главу угла независимого индивида, который по своей воле и в соответствии со своими интересами решает, членом каких коллективов ему выгоднее быть.
Признаки | Старый институционализм | Неинституционализм |
Движение | От права и политики к экономике | От экономики к политике и праву |
Методология | Других гуманитарных наук (право, политология, социология и др.) | Экономическая неоклассическая (методы микроэкономики и теории игр) |
Метод | Индуктивный | Дедуктивный |
Фокус внимания | Коллективное действие | Независимый индивид |
Предпосылка анализа | Холизм | Методологический индивидуализм |
Структура институциональной теории
В рамках первого направления (неоинституциональная экономика) институциональный подход лишь расширил и модифицировал традиционную неоклассику, оставаясь в её пределах и снимая лишь некоторые наиболее нереалистические предпосылки (аксиомы полной рациональности, абсолютной информированности, совершенной конкуренции, установление равновесия лишь посредством ценового механизма и др.). Второе направление (институциональная экономика) в гораздо большей степени опиралось на "старый" институционализм.
Если первое направление в конечном счёте укрепляет и расширяет неоклассическую парадигму, подчиняя ей всё новые и новые сферы исследования (семейных отношений, этики, политической жизни, межрасовых отношений, преступности, исторического развития общества и др.), то второе направление приходит к полному отрицанию неоклассики, рождая институциональную экономику. С точки зрения представителей экономики соглашений, являются нормы.
Новый институционализм
Под институтами в современной теории понимаются "правила игры" в обществеили, "созданные человеком" ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение. Они создают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия, уменьшают неопределенность, организуя повседневную жизнь.
Институты делятся на формальные (например, Конституция США) и неформальные (например, советское "телефонное право").
Под неформальными институтами обычно понимают общепринятые условности и этические кодексы поведения людей. Это — обычаи, "законы", привычки или нормативные правила, которые являются результатом тесного совместного существования людей. Благодаря им люди легко узнают, чего хотят от них окружающие, и хорошо понимают друг друга. Эти кодексы поведения формирует культура.
Под формальными институтами понимаются правила, созданные и поддерживаемые специально на то уполномоченными людьми (государственными чиновниками).