Применение гражданского законодательства по аналогии

Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК). Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Она допустима при наличии определенных условий:
- во-первых, существование пробела в законодательстве, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота;
- во-вторых, наличие законодательного регулирования сходных отношений. Так, трастовые операции банков до принятия специальных правил о договоре доверительного управления имуществом фактически регулировались нормами о сходных договорах - поручения и комиссии, которые и применялись к трастовым договорам при отсутствии в них каких-либо необходимых условий;
- в-третьих, применение аналогичного закона к регулируемым отношениям должно не противоречить их существу. Нельзя, например, применять общие положения о сделках к большинству личных неимущественных отношений.
Не является аналогией закона отсылка к регламентации сходных отношений, установленная законодательным порядком, например распространение правил о статусе обществ с ограниченной ответственностью на общества с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 95 ГК). Ведь здесь речь идет не о пробеле в законе, а об особом юридико-техническом приеме, способе регулирования.
При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК). Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости. Под общими началами гражданского законодательства следует понимать основные принципы гражданско-правового регулирования, а под его смыслом - отраслевые особенности, определяемые спецификой предмета и метода гражданского права. Критерии добросовестности, разумности и справедливости обычно применяются в негативном смысле: имея в виду, что решение, соответствующее началам и смыслу гражданского законодательства, не должно быть вместе с тем "недобросовестным", "неразумным" или "несправедливым. Таким образом, аналогия права допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью аналогии закона (т.е. при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения), а также с соблюдением названных выше критериев. При этом реальное применение аналогии права в судебной практике является крайне редким, исключительным случаем.
Следует подчеркнуть, что правила об аналогии закона и аналогии права используются в гражданском праве только при применении законодательства в строгом смысле слова, т.е. федеральных законов. Они не могут распространяться на действие подзаконных нормативных актов, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.

Модернизация

Существует целый ряд факторов, обусловивших необходимость в пересмотре и реформировании российского гражданского законодательства. Во-первых, мировой финансово-экономический кризис 2008 г. наглядно продемонстрировал экономическую, политическую и правовую уязвимость абсолютно всего мирового сообщества. Влияние кризиса оказалось настолько сильным, что под угрозой оказалась стабильность функционирования большинства государств. Россия и Европейский Союз не стали исключением. При этом речь идет не только о стабильности партнерских отношениях между нашей страной и ЕС. Кризис указал на острую необходимость в значительном укреплении национально-правовых позиций государств, повышении качества национального законодательства, способного отвечать современным вызовам. Кроме того, ввиду различия в методах и формах правового регулирования, все государства столкнулись проблемой преодоления многочисленных правовых барьеров на пути стабилизации кризисной ситуации. В результате, неспособность оперативно выработать эффективную единую линию поведения привела к большему количеству издержек и резкому снижению темпов роста мирового ВВП*3. Таким образом, был брошен серьезный вызов правовым и экономических механизмам регулирования общественных отношений. В частности гражданскому законодательству, лежащему в основе регулирования товарно-денежных отношений. Государства были вынуждены отреагировать на этот вызов соответствующими согласованными реформами и укрепить позиции своего национального законодательства. Вследствие этого, неудивительно, что одним из шагов, на пути стабилизации кризисной ситуации и, в том числе, укрепления партнерских отношений с Европейским Союзом, является решение российского государства провести модернизацию своего гражданского законодательства.

Во-вторых, действующее отечественное гражданское законодательство, в основе которого лежит Гражданский кодекс (ГК), разрабатывалось еще в начале-середине 90-х годов. В 1995г. вступила в силу первая часть ГК, в 1996г. – вторая. С момента начала действия третьей части ГК прошло уже более 9 лет. И лишь четвертая часть ГК разрабатывалась относительно недавно и вступила в силу только в 2008г. Необходимо заметить, что на момент создания основного правового массива, содержащего основы гражданского законодательства, Россия еще не имела ни опыта регулирования рыночной экономики, ни самой рыночной экономики. Сейчас Россия приобрела этот опыт. Вследствие этого важно, чтобы отечественное законодательство отражало новые реалии и соответствовало им. Особое значение имеет вопрос обеспечения стабильности гражданского законодательства в новых условиях. Современные потребности государства, бизнеса и потребителя должны находить отражение в действующем праве. Другими словами, право должно отвечать требованиям времени. Вследствие этого право нуждается в постоянном пересмотре. А при переходе на качественно новый уровень общественных отношений, государства, бизнеса и потребителей, право нуждается в кардинальной модернизации. При этом важно сохранить все те достижения, которые выдержали испытание временем, были подтверждены практикой применения и оправдали себя. По мнению советника Президента России, председателя Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства В.Ф.Яковлева, сейчас речь идет не только о том, чтобы сохранить все то, что уже прошло испытание временем, но и о том, чтобы учесть накопленный опыт. В том числе зарубежный, принимая во внимание современное развитие гражданского права в странах Европейского Союза, включая Германию, Францию, Нидерланды*4.

Обусловленная новыми требованиями общественных отношений модернизация гражданского законодательства приобретает особую значимость в контексте вышеупомянутой финансово-экономической нестабильности. Действующий ГК не способен в полной мере реагировать не только на новые требования рыночной экономики, но и на новые кризисные явления. Современная экономика – это глобализированная экономика, и России является ее неотъемлемой частью. Многие отечественные компании работают за рубежом. Значительная доля таких компаний приходится на Европейский Союз, как одного из главных и ближайших стратегических партнеров Российской Федерации. Следовательно, для России очень важно, чтобы национальное гражданское законодательство соответствовало европейскому гражданскому законодательству и не отставало от него.

Вследствие этого 18 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации". Указ возложил на Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательский центр частного права при Президенте Российской Федерации разработку новой Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, а также целый ряд проектов федеральных законов, содержащих поправки к Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Особое внимание необходимо обратить на перечисленные в п.1 Указа цели разработки новой Концепции:

• дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений;

• отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации опыта его применения и толкования судом;

• сближение положений Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского Союза;

• использование в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего позитивного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран;

• поддержание единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах-участниках Содружества Независимых Государств;

• обеспечение стабильности гражданского законодательства Российской Федерации*5.

Таким образом, на самом высоком, государственном уровне устанавливается приоритет в отношении изучения и использования опыта и правовых достижений Европейского Союза в области регулирования гражданских правоотношений. В этой связи отечественные академические и законотворческие группы должны обратить особое внимание на богатый многолетний опыт гармонизации и унификации, в частности, договорного права Европейского Союза.

Наши рекомендации