Конъюнктура инвестиционного рынка
опр1 цеН' сег |
конъюнктура инвестиционного рынка — совокупность факторов, уделяющих сложившееся соотношение спроса, предложения, уровня конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или g ленте инвестиционного рынка.
Циклическое развитие и постоянная изменчивость инвестицион-г£> рынка обусловливают необходимость постоянного изучения тё-^ей конъюнктуры, выявления основных тенденций ее развития и j-нозирование будущей конъюнктуры. Конъюнктурный цикл ин-р опционного рынка включает четыре стадии: подъем, конъюнктур-й бум, ослабление и спад конъюнктуры.
/1одъем конъюнктуры инвестиционного рынка происходит, как пра-0, в связи с общим повышением деловой активности в экономике. „ проявляется в увеличении спроса на объекты инвестирования, ^е цен на них, оживлении инвестиционного рынка. конъюнктурный бум выражается в резком возрастании объемов ре-з^ции на инвестиционном рынке, увеличении предложения и оса на объекты инвестирования при опережающем росте послед-Oi соответствующем повышении цен на объекты инвестирования, р^ов инвесторов и инвестиционных посредников. Ослабление конъюнктуры имеет место при снижении инвестицион-й активности в результате общеэкономического спада. Данная ста-^арактеризуется относительно полным удовлетворением спроса на
^ХЫ ИНВеСТИППВЯНМа ГТГ»М ЦАУЛТПппи hKhti/ .»« г.~л^~--------------------- .,*,„
М""е^:ты инвестирования при некотором избытке их предложения, ста-
_ ^зацией, а затем снижением цен на объекты инвестирования,
^>шением доходов инвесторов и инвестиционных посредников.
£пад конъюнктуры на инвестиционном рынке отличается критичес-
^зким уровнем инвестиционной активности, резким снижением
оса и предложения на объекты инвестирования при превышении
Рд^1ожения. На стадии конъюнктурного спада цены на инвестици-
^je объекты существенно снижаются, доходы инвесторов и ин-
^ционных посредников падают до самых низких значений, ин-
^ционная деятельность вряде случаев становится убыточной.
Инвестиционный спрос. Различают потенциальный и реальный инвестиционный спрос. Потенциальный инвестиционный спрос отражает величину аккумулированного экономическими субъектами дохода, который может быть направлен на инвестирование и составляет потенциальный инвестиционный капитал. Реальный инвестиционный спрос характеризует действительную потребность хозяйственных субъектов в инвестировании и представляет собой инвестиционные ресурсы, которые непосредственно предназначены для инвестиционных целей — планируемые или преднамеренные инвестиции.
Инвестиционное предложение. Инвестиционное предложение составляет совокупность объектов инвестирования во всех его формах: вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные и интеллектуальные права и др. Объекты инвестиционной деятельности отражают спрос на инвестиционный капитал.
Воплощая инвестиционный спрос и предложение, инвестиционный капитал и объекты инвестиционной деятельности, выступающие в форме инвестиционных товаров, находятся на различных, противостоящих полюсах инвестиционного рынка. В зависимости от исходной позиции анализа инвестиционный рынок можно рассматривать в двух аспектах: как рынок инвестиционного капитала, размещаемого инвесторами, и как рынок инвестиционных товаров, представляющих объекты вложений инвесторов. Данный подход обусловлен рассмотренным выше двойственным характером инвестиций, выступающих, с одной стороны, как ресурсы (инвестиционный капитал), а с другой стороны, как вложения (инвестиционные товары), и отражает специфику инвестиций в рыночных условиях.
Рынок инвестиционного капитала. На рынке инвестиционного капитала осуществляется движение инвестиций. Он характеризуется предложением инвестиционного капитала со стороны инвесторов, выступающих при этом в роли продавцов, и спросом на инвестиции со стороны субъектов инвестиционной деятельности, выступающих в роли покупателей.
Инвестиционный капитал составляют элементы капитальных ценностей, которые могут принимать как материальную, так и денежную форму. Несмотря на разнообразие форм инвестиций, как уже отмечалось, все они являются результатом накопления капитала. Обмен инвестиций на рынке инвестиционного капитала производится исходя из ожидаемой отдачи от них в будущем, которая должна превосходить доход.
Рынок инвестиционных товаров. Рынок инвестиционных товаров! предполагает процесс обмена объектов инвестиционной деятельное-^! ти. На этом рынке инвестиционный спрос представляют инвесторы,! выступающие как покупатели инвестиционных товаров, а инвести-1 ционное предложение — производители инвестиционных товаров! или другие участники инвестиционной деятельности, являющиеся продавцами объектов вложений для инвесторов.
Инвестиционные товары. Объекты инвестиционных вложений со*! ставляют особый вид товаров, представленных элементами капитального имущества, которые в отличие от потребительских товаров используются в различных сферах экономической деятельности с целью получения дохода (эффекта) в перспективе.
Инвестиционные товары, как и инвестиции, характеризуются качественной разнородностью. Они могут существовать в материальной форме (элементы физического капитала), в денежной форме (деньги, целевые денежные вклады, паи, ценные бумаги), а также и в материальной и в денежной форме (основной и оборотный капитал, научно-техническая продукция и т.д.). Их обобщающей характеристикой является способность приносить доход.
Определенные виды инвестиций и инвестиционных товаров в силу их связанности в производительной форме не могут непосредственно обращаться на инвестиционном рынке. В странах с развитой рыночной экономикой они обычно замещаются на рынке долговыми обязательствами или свидетельствами о вложении капитала, дающими право на присвоение дохода (долговыми и долевыми ценными бумагами). Обращаясь на инвестиционных рынках, финансовые инструменты, возникшие на основе реального капитала и являющиеся его представителями, приобретают самостоятельное значение, собственные формы и закономерности функционирования.