Организация государственного контроля за соблюдением правил торговли

Государственный контроль в торговле осуществляется органами_Ми-нистерегваэкошэшгче^

по стандартизации, метрологи|Ти^ертификации качества продукции, ГосуДарственного^анитарно-:)нидемиологичсч:кшчмгадоора РФ, Ми-нистерс?ваТуФ"по^антимонопольной политике ^поддержке предпри-нимательства"и^ругйми органами государственного управления в пре­делах своей компетенции.

' ДоМТэТГгёшвноГ] государственном службой контроля за соблю­дением торговыми предприятиями правил торговли, порядка при­менения цен, качества товаров и т. д. являлась Государственная инс­пекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Гоеторгинспекция). С 2005 г. ряд государственных орга­низаций, осуществляющих надзор за обеспечением безопасности то­варов, работ и услуг и окружающей среды (Санэпидемнадзор, Гостор­гинспекция, отделы по защите прав потребителей) объединились в



V Щщ

Ч

Организация государственного контроля за соблюдением правил торговли - student2.ru

щщттттт^Ш



Организация государственного контроля за соблюдением правил торговли - student2.ru

Глава 4. Торговое обслуживание населения

Территориальное управление (ТУ) Федеральной службы по надзоры в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (сокра­щенно — Роспотребнадзор).

В соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ, объектами контроля Роспотребнадзора являются все предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведом­ственной принадлежности, а также граждане — физические лица, кото­рые реализуют или производят товары (услуги).

В качестве представителей Роспотребнадзора на территории субъектов Российской Федерации действуют его территориальные органы. В обя­занности территориальных органов Роспотребнадзора входит выполне­ние следующих основных функций:

• проведение проверок соблюдения правил торговли и качества то­варов народного потребления у продавца, по согласованию с Ко­митетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, качества продукции непосредственно у изгото­вителя;

• осуществление в установленном порядке контроля за соблюдени­ем порядка применения цен на предприятиях торговли и обще­ственного питания, а также отдельными гражданами (физически­ми лицами), осуществляющими аналогичную деятельность;

• контроль за пользованием весовыми и измерительными прибо­рами, торговым, технологическим и дозирующим оборудовани­ем, сроками их проверки и аттестации.

Роспотребнадзор:

• принимает необходимые меры по устранению выявленных недо­статков и нарушений, обеспечивая при этом широкую гласность результатов проверок;

• приостанавливает реализацию товаров (и оказываемые при этом услуги), если они не соответствуют обязательным требованиям определенных стандартов по качеству, представляют опасность или вредны для жизни, здоровья или имущества граждан;

• координирует свою деятельность с органами местной государ­ственной власти и управления, общественными организациями потребителей в вопросах защиты прав и интересов граждан;

• в соответствии с действующим законодательством рассматрива­ет письма, обращения, заявления, жалобы граждан (потребите­лей) на качество товаров, нарушения, допущенные в работе тор­говыми предприятиями, предприятиями общественного питания,

4.6. Организация государственного контроля за соблюдением правил торговли 119

и принимает по результатам проверок соответствующие реше­ния, обязательные для исполнения их продавцом, изготовителем. Если нарушитель не согласен с принятыми решениями или по­требитель, имеющий претензии, не удовлетворен принятыми ме­рами, они вправе обратиться в судебные органы, арбитражный суд в установленном порядке. При этом действие решения орга­нов Роспотребнадзора не приостанавливается до принятия ре­шения судебным органом. Роспотребнадзор наделен соответствующими правами:

• осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

• производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (про­бы) товаров для проведения исследования их качества;

• осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствия их требова­ниям конкретного действующего стандарта или другого норма­тивного документа;

• давать заключение по просьбе продавца или потребителя о каче­стве сертифицированных товаров, если они вызывают сомнения в соответствии стандарту;

• получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-иссле­довательских институтов и лабораторий, граждан необходимую документацию, которая характеризует качество продукции, дан­ные о производителе и поставщике товаров, а также другие до­кументы и материалы, необходимые для успешного выполнения функций, возложенных на органы Роспотребнадзора;

• составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом или изготовителем продукции предписания по следующим вопросам:

♦ об устранении выявленных нарушений правил торговли и тех­нологической дисциплины при производстве продукции;

♦ о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

♦ о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, если они изготавливаются с нарушения­ми требований документации, до устранения недостатков и по­вторного заключения Роспотребнадзора;



Глава 4. Торговое обслуживание населения



Организация государственного контроля за соблюдением правил торговли - student2.ru передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократ­ные нарушения и злоупотребления в торговле, виновных в вы­пуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;

• выступать стороной в органах суда и арбитражного суда;

• выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию то­варов (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен в процессе реализации товаров (услуг).

Все проверяемые органами Роспотребнадзора продавцы или изго­товители товаров обязаны давать объяснения по результатам прове­денных проверок, а также принимать необходимые меры по устранению выявленных при этом нарушений и сообщать о них в установленные сроки соответствующим управлениям Роспотребнадзора.

Если в процессе проведения контрольной проверки органами терри­ториального отдела Роспотребнадзора возникают спорные вопросы или результаты проверки, принятые меры или предписания вызывают про­тест проверяемого, то разрешением спора обязано заняться Управле­ние Роспотребнадзора и принять соответствующее решение в течение месяца. Все претензии и жалобы на действия органов Роспотребнадзо­ра оформляются в порядке, соответствующем действующему законода­тельству Российской Федерации.

Ответственность, которую несут сотрудники Роспотребнадзора за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обя­занностей, определяется действующим законодательством Россий­ской Федерации.

В то же время всякие действия должностных лиц или других граж­дан, препятствующие выполнению сотрудниками Роспотребнадзора своих профессиональных обязанностей, подлежат ответственности в порядке, установленном действующим законодательством. Если же органам Роспотребнадзора оказывается противодействие при выпол­нении ими своих служебных обязанностей, то органы милиции вправе организовать практическую помощь должностным лицам Роспотреб­надзора.

Глэвэ 5

Наши рекомендации