Анализ рыночного спроса и предложения
Рыночный спрос — это форма поведения потребителей, отражающая их готовность платить за приобретаемые блага.
Закон спроса —это принцип рыночной экономики, который утверждает, что величина спроса на благо находится в обратной зависимости от цены блага, увеличиваясь при снижении цены единицы этого блага и уменьшаясь при ее росте.
Обоснованность такой трактовки закона спроса подтверждается не только практикой — люди предпочитают покупать больше при снижении цен и сокращают покупки при их росте. Имеет она и логическое обоснование.
Во-первых, для рационально действующего покупателя принятие решения о покупке связано со сравнением ценности для него данного блага с предельными затратами на его приобретение, выраженными в цене этого блага. С увеличением у потребителя количества блага его ценность будет снижаться, а значит, и склонность нести одни и те же затраты за меньшую выгоду также будет снижаться. Следовательно, покупать дополнительное количество блага он будет только при условии снижения цены.
Во-вторых, для потребителя, принимающего решение в условиях ограниченности ресурсов (располагаемого бюджета), снижение цены блага означает рост его реального дохода, а значит, и расширение возможностей для приобретения блага в большем количестве в рамках прежних ограничений.
В-третьих, снижение цены на благо означает относительное удорожание других благ по отношению к данному благу. Это стимулирует потребителя к замещению подорожавшего блага подешевевшим, что выразится в увеличении спроса на благо, цена которого снизилась (рис. 1).
Выраженная в кривой спроса зависимость величины спроса от цены чрезвычайно важна для понимания природы спроса. Между тем, принимая решение о покупке, потребитель руководствуется не только ценой блага. Факторы, оказывающие влияние на спрос, подразделяют на две группы. Одна группа представлена ценой самого блага. В другую группу включают все остальные детерминанты, относя их к неценовым факторам спроса.
Рис. 1. Изменение величины спроса
Существенным является то, что каждая группа факторов оказывает принципиально разное влияние на спрос. По этой причине при анализе спроса выделяют два разных процесса — изменение величины спроса и изменение спроса.
Изменение величины спроса— это процесс, отражающий изменение объема спрашиваемого покупателями блага в зависимости от изменения его цены в рамках установленной шкалы спроса. Таким образом, изменение величины спроса всегда выражается в виде движения по линии спроса,отражая действие закона спроса.
Изменение спроса— это процесс, отражающий изменения в готовности покупателей платить за благо, то есть платить большую или меньшую цену за одно и то же количество блага. Общий вывод заключается в том, что изменение спроса всегда выражается в сдвиге линии спроса (рис. 2).
Факторы, влияющие на изменение спроса:
1. Численность и структура населения являются базисными факторами спроса, определяя объем рынка.
2. Предпочтения потребителей — другой основополагающий фактор, определяющий потенциальные границы спроса.
3. Уровень доходов потребителей оказывает самое активное влияние на готовность покупать блага при одном и том же уровне цены.
4. Потребительские ожидания оказывают влияние на спрос в виде склонности к накоплению запасов.
5. Цены взаимосвязанных благ также оказывают влияние на изменение спроса на данное благо.
.
Рис. 2. Изменение спроса
Рыночное предложение отражает поведение производителей, то есть их желание и способность поставлять блага на рынок. Экономический анализ рыночного предложения, так же как и спроса, оперирует количественными и временными характеристиками.
Закон предложения— это принцип рыночной экономики, который утверждает, что «при прочих равных условиях» величина предложения блага будет тем больше, чем выше цена единицы этого блага, и наоборот: величина предложения блага будет уменьшаться по мере снижения его цены.
При анализе рыночного предложения различают изменение величины предложения и изменения в предложении. Изменение величины предложения отражает изменение объема предложения блага в зависимости от изменения цены самого блага при неизменности неценовых факторов предложения (рис. 3). Следовательно, изменение величины предложения всегда выражается в виде движения по линии предложения.
Изменения в предложении— это процесс, отражающий изменение готовности производителей предоставлять блага при одной и той же цене (рис. 4). Другими словами, изменения в предложении всегда выражаются в сдвиге кривой предложения.При этом смещение кривой предложения вправо (положительный сдвиг) будет означать расширение рыночного предложения. Смещение кривой предложения влево (отрицательный сдвиг) будет означать сокращение рыночного предложения.
Суть различий между изменением величины предложения и изменениями в предложении сводится к тому, что в первом случае изменения обусловлены ценой блага, а во втором — действием неценовых детерминант. Поэтому изменение величины предложения выражается в изменении значения функции, а изменения в предложении — в изменении формы функции.
Рис. 3. Изменение величины предложения
Рис. 4. Изменения в предложении
Факторы, влияющие на изменения в предложении:
1. Цены факторов производства оказывают наиболее существенное влияние на изменения в предложении, так как определяют уровень затрат на производство блага.
2. Технологии обусловливают эффективность использования производственных ресурсов, а значит, оказывают самое непосредственное влияние на уровень затрат.
3. Цены благ-заменителей влияют на изменение предложения данного блага в том смысле, что, оказывая влияние на уровень доходности производства, вменяют привлекательность для производителя поставки на рынок именно данного блага.
4. Численность производителей, действующих на рынке, скажется на совокупном объеме предложения блага при каждом заданном уровне цены блага.
5. Налоги и субсидии оказывают непосредственное влияние на затраты производства, а через них и на рыночное предложение.
6. Ожидания производителей, выраженные в прогнозируемом ими уровне цены блага и цен на производственные ресурсы в будущем, также взывают влияние на величину текущего предложения.
Установление рыночного равновесия: статическая и динамическая модели.
Рыночное равновесие — это состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага.
Параметрами, выражающими условия рыночного равновесия, являются: равновесная цена,при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения, и равновесный объем,отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения. При этом у обеих участвующих в сделке сторон отсутствуют внутренние стимулы к изменению сложившегося положения. В этой связи следует помнить, что состояние рыночного равновесие не тождественно количественному равенству покупок и продаж, которое наблюдается всегда. Осуществленные рыночные сделки фиксируют лишь факт равенства между объемом покупок и продаж. Но само по себе такое равенство не исключает того, что некоторые покупатели желали купить благо по данной цене, но не смогли приобрести его. В то же самое время некоторые продавцы оказались расстроены из-за того, что поставили на рынок недостаточное количество блага, хотя могли бы предложить больше. Все это говорит о том, что у участников рынка имеется внутренний стимул кизменению положения. Рыночное равновесие как раз является свидетельством того, что готовность покупать и готовность продавать уравновешивают друг друга, обеспечивая устойчивость состояния рынка. Что касается вопроса о механизме установления рыночного равновесия, то существуют два подхода к его объяснению.
Один был дан Л. Вальрасом (Вальрас Леон (1837—1910) — выдающийся швейцарский экономист, один из родоначальников теории предельной полезности) и называется установлением равновесия по Вальрасу, другой — А. Маршалл (Маршалл Ален (1842—1924) — выдающийся английский экономист, основатель Кембриджской школы микроэкономического анализа) и называется установлением равновесия по Маршаллу.
Подход Вальрасазаключается в том, что в основу установления рыночного равновесия положено выполнение равенства Qd = Qs, а определяющая роль в его установлении закрепляется за количественными характеристиками спроса и предложения. Формирование равновесия рассматривается как следствие давления избытков спроса и предложения (рис. 5).
Рис. 5. Установление рыночного равновесия по Л. Вальрасу
Подход Маршалласводится к тому, что условием установления рыночного равновесия является выполнение равенства Pd = Ps, а определяющая роль в установлении рыночного равновесия закрепляется за ценовыми характеристиками спроса и предложения (рис. 6).
Рис. 6. Установление рыночного равновесия по А. Маршаллу
Формирование равновесия рассматривается как следствие давления превышения цены спроса над ценой предложения или цены предложения над ценой спроса.
Как видим, с точки зрения результата анализа оба подхода равнозначны. Однако присущее им различие — придание определяющей роли в установлении рыночного равновесия разным переменным, в первом случае количеству, а во втором цене, — не является формальным и в ряде случаев может дать разные результаты. Модель Вальраса более адекватна процессам, проявляющимся в краткосрочном периоде, в то время как модель Маршалла лучше отражает специфику долгосрочного периода.
Существенным является вопрос о достижимости рыночного равновесия.Мы ведь не знаем, существует ли в действительности цена, при которой на рынке установится равенство между объемом спроса и объемом предложения. Учитывая, что микроэкономический анализ в качестве одного из важнейших своих инструментов использует равновесные модели, указанная проблема приобретает особую значимость. Исследования этой проблемы показали, что решающим условием достижения рыночного равновесия является наличие непрерывности в функциях спроса и предложения.
Статическая модель— это теоретическое построение,отражающее описание состояния функциональнойсвязи без учета влияния временного фактора. Именно такого рода модели наиболее широко применяются при анализе рыночного равновесия. Определение рыночного равновесия как состояния, для которого характерно отсутствие тенденций к изменению, не означает, что рыночное равновесие не может измениться. Напротив, являясь результатом взаимодействия кривых спроса и предложения, оно будет изменяться в случае изменения положения этих кривых, что, заметим, является следствием влияния внешних по отношению к равновесию факторов.
Переход к новому рыночному равновесию — это процесс приспособления участников рынка к изменившимся рыночным условиям. Поэтому характер изменений будет зависеть от адаптационных возможностей участников рынка, которые во многом определяются временным фактором. Это позволяет отслеживать влияние фактора временидаже в статической модели рыночного равновесия. Так как характер изменений зависит от скорости реагирования на них участников рынка, то в рамках адаптационного процесса можно выделить мгновенный, краткосрочный, долгосрочный и сверхдолгий временные периоды. В качестве примера возьмем предложение.
Мгновенный период— это период, в течение которого невозможно изменить ни один из факторов производства. Это означает, что рыночное предложение никак не реагирует на внешние воздействия и остается заданным при любом уровне спроса.
Краткосрочный период— это период, в течение которого производитель может изменить количество применяемых переменных факторов производства (количество сырья, энергии и численность работников), но не производственные мощности (производственные площади и производственное оборудование). В этом случае предложение хотя и в ограниченных масштабах, но будет реагировать на изменение условий рынка, что найдет свое выражение в некотором расширении объема предложения.
Долгосрочный период— это период, в рамках которого могут быть изменены все факторы производства, кроме технологии. Возможности приспособления производства расширяются, а значит, произойдут и более существенные изменения в величине предложения.
Сверхдолгий период— это период, в котором изменяется сама технологическая база производства благодаря использованию новых знаний и нововведений. Обычно результатом технологического переворота является существенное снижение издержек производства.
Установление рыночного равновесия является важной характеристикой состояния рынка.
Во-первых, оно означает равенство между извлекаемыми потребителями предельными выгодами.
Во-вторых, поскольку равновесная цена свидетельствует, с одной стороны о равенстве затрат и выгод для продавцов и покупателей, а с другой — о равенстве выгод, извлекаемых каждой из названных групп, то установление рыночного равновесия фиксирует наилучшее (при сложившихся условиях) положение для всех участников рынка. Другими словами, улучшить положение кого-либо без ущерба для других не представляется возможным.
В-третьих, любое отклонение от равновесного состояния является свидетельством того, что существует возможность улучшить положение одной группы участников рынка без ухудшения положения другой группы.
Наконец, рыночное равновесие обладает еще и тем достоинством, что формируется самопроизвольно, как результат реагирования участников рынка. Общество достигает эффективного распределения ресурсов (отсутствие излишков и дефицитов), не затрачивая никаких управленческих усилий и не неся связанных с ними затрат. Проблема, однако, состоит в том, что реализуются эти свойства только при условии единственности и стабильности равновесия.
Излишек потребителя и производителя. Если представить ограниченное осями координат пространство в виде поля для рыночного обмена, то линии спроса и предложения поделят его на четыре зоны экономической активности, как это показано на рисунке 7. В зоне I цена предложения превышает цену спроса. Поэтому если в этой зоне и возможны рыночные сделки, то они будут носить случайный характер. Зона II представляет собой «мертвую зону», так как взаимодействия продавцов и покупателей здесь в принципе возникнуть не может — все возможные цены выше цен спроса и ниже цен предложения. В зоне III возможны покупки, но невозможны продажи, так как цены не обеспечивают возмещения производственных затрат. Только в зоне IV возможно устойчивое
осуществление рыночных операций. При этом линия контрактовпоказывает все возможные пары «цена—количество» для ценного уровня спроса и предложения. Характерно, что любое отклонение рыночной
цены от равновесного положения приводит к сужению поля осуществления обменных операций. Следовательно, максимальной выгоды все участники рынка достигнут в точке рыночного равновесия, где в одинаковой степени соблюдаются интересы и покупателей, и продавцов. Суммарная выгода, которую получат участники рынка в результате добровольного рыночного обмена, принимает форму излишков потребителя и производителя, выступающих мерой общественной выгоды от достижения равновесия.
Рис. 7. Зоны экономической активности
Излишек потребителя — это дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена благодаря тому, что фактически уплаченная ими за благо цена ниже той, которую они готовы платить за него.
Излишек производителей формируется в виде суммарной разницы между равновесной ценой и той ценой, по которой они готовы были продавать благо.
Излишек производителя — это дополнительный доход, который получат производители, обеспечивающие производство блага с предельными издержками ниже равновесной рыночной цены.
Сумма совокупных излишков потребителя и производителя дает представление о той общественной выгоде, которую извлекает общество благодаря использованию механизма рыночного обмена.