Определения понятий и категорий
| ||
| ||
| ||
|
|
|
|
| ||
| ||
| ||
| ||
|
ТЕСТЫ И ЗАДАЧИ
Тест | Обоснование |
1. Все нижеперечисленное относится к проблемам макроэкономики, кроме: а) инфляции; б) дефицита государственного бюджета; в) темпов экономического роста страны; г) размеров средних издержек производства на предприятиях, производящих бытовую электронику; д) государственной налоговой политики. | |
2. Валовой внутренний продукт (ВВП) – это: а) расходы домашних хозяйств на покупку товаров и услуг; б) рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение определенного периода; в) рыночная стоимость конечных товаров и услуг минус амортизация основного капитала; г) стоимость товаров, произведенных в отраслях материального производства; д) правильный ответ отсутствует. | |
3 Зарплата учитывается при расчете: а) ВВП по методу потока доходов; б) ВВП по методу расходов; в) чистого экспорта; г) чистых субсидий государственным предприятиям. | |
4. Если объем номинального ВВП и уровень цен повысились, то: а) реальный ВВП не изменился; б) реальный ВВП увеличился, но в меньшей степени, чем цены; в) реальный ВВП сократился; г) эта информация не позволяет определить динамику реального ВВП. | |
5. В ВВП, рассчитываемый по сумме расходов, не включается следующая агрегатная величина: а) валовые инвестиции; б) потребительские расходы + инвестиции + государственные расходы; в) чистый экспорт товаров и услуг; г) государственные закупки товаров и услуг; д) зарплата и жалованье. | |
6. Чем валовой национальный продукт отличается от ВВП: а) ВНП включает в себя только конечный продукт, а ВВП - всю произведенную продукцию; б) ВНП учитывает продукцию внутри страны и за ее границами, а ВВП только внутри страны; в) ВНП измеряется в реальных ценах, а ВВП – в номинальных; г) ВНП – это сумма конечных продуктов, а ВВП – это сумма добавленных стоимостей. | |
7. В ВВП входит: а) промежуточный продукт; б) добавленная стоимость; в) конечный продукт; г) сальдо факторных доходов. | |
8. Индекс цен может быть использован для того, чтобы: а) оценить различия между структурой производства в данном и предыдущем году; б) оценить различия в рыночной стоимости «товарной корзины» двух различных временных периодов; в) оценить различия в уровнях цен двух разных стран; г) правильный ответ отсутствует. | |
9. Номинальный ВВП пересчитывается в реальный с помощью: а) индекса потребительских цен; б) индекса оптовых цен; в) дефлятора ВВП; г) всех вышеперечисленных индексов. | |
10. Если реальный ВВП увеличивается и уровень цен также увеличивается, то: а) процент изменения номинального ВВП меньше, чем процент изменения уровня цен; б) номинальный ВВП или увеличивается, или уменьшается; в) номинальный ВВП увеличивается; г) номинальный ВВП уменьшается. | |
11. Китайские рабочие работают в Японии. Их доход: а) включается в ВВП Китая; б) включается в ВВП Японии; в) включается в ВНП Китая; г) не включается в ВНП Японии; д) нет правильного ответа. | |
12. Предположим, что ВВП увеличился с 500 млрд. руб. до 600 млрд руб., а дефлятор ВВП – со 125 до 150%. При таких условиях величина реального ВВП: а) не изменится; б) увеличится; в) уменьшится; г) все предыдущие ответы неверны. | |
13. Допустим ИПЦ = 1,23, а номинальный ВНП = 373 трлн.руб. Чему будет равен реальный ВНП? а) 458,79 трлн. руб. б) 353,6 трлн. руб. в) 407,3 трлн. руб. г) 303,25 трлн. руб. | |
14. Если реальный ВВП растет медленнее номинального ВВП, то: а) можно предположить, что базовый год дефлятора ВВП изменился; б) ничего нельзя сказать об уровне цен; в) можно предположить, что общий уровень цен упал; г) можно предположить, что общий уровень цен вырос. | |
15. Предположим, что в базисном году номинальный ВВП составил 700 тыс. ден. ед. Через 6 лет дефлятор ВВП увеличился в 1,7 раза, а реальный ВВП упал на 25%. В этом случае номинальный ВВП через 6 лет составил: а) 904,4; б) 892,5; в) 1025,5; г) 786,5. |
16. В таблице представлены данные о гипотетической экономике.
Вид товара | 2006 г. | 2010 г. | ||
объем производства, тыс. шт. | цена за 1шт. ден. ед. | объем производства, тыс. шт. | цена за 1шт., ден. ед. | |
А | ||||
В | ||||
С | ||||
D |
Определите:
а) как изменится за 5 лет объем реального ВВП;
б) как за этот период изменился общий уровень цен.
17. Данные таблицы характеризуют величину номинального ВВП гипотетической страны за три года.
Год | Номинальный ВВП, млрд. ден. ед. | Индекс уровня цен, % | Реальный ВВП |
Ответьте подробно на следующие вопросы:
а) какой год из трех является базовым;
б) как изменился уровень цен в период с 1959 по 1963 гг.;
в) как изменился уровень цен в период с 1963 по 1969 гг.;
Рассчитайте реальный ВВП для каждого года.
18. Имеются следующие данные: ВВП = 5000 млрд руб. Потребительские расходы = 3200 млрд руб., государственные расходы = 900 млрд. руб., а чистый экспорт = 80 млрд руб.
Рассчитайте:
а) величину инвестиций;
б) объем импорта при условии, что экспорт равен 350 млрд руб.;
в) ЧВП при условии, что сумма амортизации равна 150 млрд. руб.
В этом примере чистый экспорт выражается положительной величиной. Может ли она быть отрицательной? В каком случае?
Эссе
1. Можно ли считать ВВП исчерпывающим показателем экономического благосостояния? Аргументируйте вашу точку зрения.
2. Какие показатели позволяют судить об уровне экономического развития той или иной национальной экономики? Сопоставьте уровень развития нескольких национальных экономик.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ
Совокупный спрос
Как было подчеркнуто выше, особенностью макроэкономики является то, что здесь используются агрегированные показатели. Одним из таких агрегированных показателей, характеризующих поведение потребителей в рамках всей экономической системы, является совокупный спрос.
Совокупный спрос (AD) – это реальный ВНП, на который предъявляется спрос в национальной экономике при каждом уровне цен. Термин «совокупный» означает, что рассматривается спрос на все виды товаров и услуг, произведенных и предложенных к продаже в течение календарного года со стороны всех секторов экономики:
Потребительский спрос – это спрос со стороны домашних хозяйств. Прежде всего, он зависит от уровня дохода.
Инвестиционный спрос – это намерения или планы фирм по увеличению своего физического капитала и товарных запасов. Товарные запасы включают в себя товары, хранящиеся для дальнейшего использования в производстве или для продажи. Зависит инвестиционный спрос от ставки ссудного процента.
Спрос правительства – это государственные закупки товаров и услуг. Он представляет собой расходы государства на оборону, здравоохранение, образование и другие общественные нужды. Определяется государственной политикой.
Чистый экспорт – это спрос на отечественные товары со стороны других стран, зависит от курса национальной валюты и национального дохода других стран.
Главным фактором, воздействующим на решение домашних хозяйств о величине потребления, является уровень располагаемого дохода. Между величиной валового национального дохода (Y) и расходами на потребление (С) существует зависимость, которая называется функцией потребления. Зная функцию потребления, можно определить, каков будет уровень потребительских расходов при каждом новом уровне личного располагаемого дохода.
Анализ эмпирических данных, осуществленный американскими экономистами за 1953-1987 гг., показал, что зависимость между доходами и потребительскими расходами очень близка к прямой линии, выходящей из начала осей координат (рис. 1). Угол наклона прямой определяется предельной склонностью к потреблению(МРС).
С
C=f(Y)
tg α = MPC
Y
Рис. 1. Функция потребления
Предельная склонность к потреблению – это величина прироста потребления при увеличении дохода на 1. Так, экономистами рассчитано, что в среднем человек тратит на потребление 75% своего располагаемого дохода. Следовательно, предельная склонность к потреблению равна 0,75 – из каждых 100 руб. дополнительного дохода потребитель будет расходовать на потребление 75 руб. Остальные 25 руб. направлены на сбережения.
Кривая совокупного спроса (АD) имеет тот же вид, что и кривая спроса на отдельный товар (микроэкономическая кривая), только на горизонтальной оси показываются объемы реального ВНП, а на вертикальной оси – общий уровень цен, а не цена отдельного товара (рис. 2). Под уровнем цен понимается индекс цен, рассчитанный по отношению к какому-либо году. Отрицательный наклон кривой совокупного спроса определяется следующими эффектами:
- процентной ставки;
- материальных ценностей (богатства) или реальных кассовых остатков;
- импортных закупок.
Уровень цен, %
AD
Реальный ВНП
Рис. 2. Совокупный спрос
Рассмотрим более подробно воздействие ценовых факторов на совокупный спрос.
Эффект процентных ставок. При рассмотрении кривой совокупного спроса имеется в виду, что денежная масса в данный период времени остается постоянной. Тогда при росте цен на товары денег не хватает и их начинают занимать в кредитных учреждениях (банках). На рынке денег при неизменной денежной массе (неизменном предложении денег) и увеличивающемся спросе на деньги начинает возрастать цена за пользование деньгами – процентная ставка. Взвинчивание процентной ставки сокращает потребность в деньгах, что является причиной снижения потребительского и инвестиционного спроса. Таким образом, рост цен увеличивает спрос на деньги и повышает процентную ставку, вызывая сокращение спроса на реальный объем национального продукта.
Эффект богатства. При высоком уровне цен реальная стоимость или покупательная способность финансовых активов (наличных денег, денег на счетах в банках, облигаций), уменьшается. Экономические агенты реально становятся беднее и сокращают свои расходы на покупку товаров национального производства.
Эффект импортных закупок. При наличии импортных закупок рост цен на товары, произведенные отечественными фирмами внутри страны, заставляет покупателей снизить спрос на эти товары и увеличить спрос на импортные аналогичные товары с более низкими ценами.
Таким образом, все три фактора объясняют обратную зависимость совокупного спроса от роста цен, что и определяет негативный наклон кривой совокупного спроса.
К неценовым факторам изменения совокупного спроса, которые сдвигают кривую влево или вправо, относятся:
1. Изменения в потребительских расходах (С):
а) изменение благосостояния потребителей;
б) ожидания потребителей (роста цен, увеличения доходов и т.д.);
в) задолженность потребителей (если у потребителей много долгов, то они вынуждены сокращать потребительский спрос);
г) налоги с физических лиц (рост налогов снижает потребительские расходы при неизменных денежных доходах).
2. Изменения в инвестиционных расходах (Ig):
а) под влиянием изменения процентных ставок;
б) ожидаемые прибыли от инвестиций (ожидание роста прибыли в будущем может подвигнуть инвесторов на увеличение инвестиций, а ожидание снижения прибыли – приостановить рост инвестиций и даже снизить их);
в) налоги с предприятий (рост налогов снижает возможности предприятий инвестировать нераспределенную прибыль и наоборот);
г) изменения в технологии могут потребовать реконструкции производства, а значит, вызовут рост инвестиций;
д) наличие избыточных мощностей не требует дополнительных инвестиций для увеличения объемов производства.
3. Изменения в государственных расходах – увеличение расходов вызывает рост совокупного спроса и наоборот.
4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта:
а) изменения в национальных доходах стран, покупающих отечественную продукцию (если доход страны повышается, она можно увеличить объемы покупок товаров данного государства и наоборот);
б) изменения в валютных курсах государств – рост цен внутри страны вызывает изменения курса национальной валюты по отношению к другим валютам. Если внутренние товары становятся дороже по сравнению с иностранными, то спрос на внутренние товары уменьшается.
Таким образом, совокупный спрос представляет собой планируемые совокупные расходы на конечные товары и услуги, которые зависят от уровня средних цен, денежного предложения, доходов домашних хозяйств, налогов, намерений на будущее фирм, государства и домашних хозяйств.
Совокупное предложение
Совокупное предложение–реальный ВНП, предлагаемый всеми секторами экономики при заданном уровне цен. Графическое изображение совокупного предложения называется кривой совокупного предложения (рис. 3).
Р,%
AS
3
ВНПР
Рис. 3. Кривая совокупного предложения.
1 – классический отрезок AS.
2 – кейнсианский отрезок AS.
3 – промежуточный отрезок AS.
По поводу формы и природы кривой совокупного предложения имеются различные точки зрения. Поэтому кривую совокупного предложения можно представить в виде отрезков, которые отражают взгляды экономистов двух направлений в экономической теории – классического и кейнсианского.
Классическая модель совокупного предложения представлена на графике вертикальной линией и соответствует экономике с полной занятостью. В такой экономике цены на конечную продукцию и на факторы производства изменяются одновременно, заработная плата очень быстро реагирует на изменение цен, что поддерживает полную занятость немедленно и автоматически. Поэтому объемы совокупного предложения не меняются с изменением общего уровня цен – они достигли максимума (естественного уровня ВНП). Иначе говоря, любая попытка увеличить объемы производства вызовет лишь рост цен. Классическая модель экономики основана на способности к саморегулированию, самостоятельному выходу из состояния непродолжительного спада. Кроме этого, классический отрезок показывает совокупное предложение в длительный период, когда экономика может достичь своего естественного уровня. Естественный уровень совокупного предложения соответствует достижению границы производственных возможностей.
В период Великой депрессии в 1930-е годы классическая модель подверглась критике как не отражающая реальную действительность. Дж.М. Кейнс предложил другую модель экономики. В данной модели предполагается, что при снижении цен на конечную продукцию заработная плата не может сокращаться, т. е., номинальная заработная плата зафиксирована. Она не сокращается при росте безработицы и не повышается, когда спрос на труд начинает превышать уровень полной занятости. Негибкость заработной платы приводит к тому, что в экономике всегда присутствует безработица. Цены на факторы производства также не изменяются вслед за ценами на конечную продукцию и перестают быть регуляторами и сигналами для предпринимателей. Горизонтальная кривая совокупного предложения (см. отрезок 1 на рис. 3) отражает готовность производителей выпускать любой объем продукции при фиксированных ценах, кстати, это возможно в условиях неполной занятости.
Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения отражает сокращение объемов производства по сравнению с состоянием полной занятости. Это сокращение объемов сопровождается снижением средних издержек производства на единицу продукции, а значит и цен на конечную продукцию. Наличие промежуточного отрезка можно объяснить тем, что изменения уровня занятости в различных отраслях происходят неодновременно.
Смещение кривой совокупного предложения влево или вправо происходит под воздействием неценовых факторов, изменяющих средние издержки производства. К ним относятся:
1) изменение цен на внутренние или импортные ресурсы;
2) изменение производительности ресурсов;
3) изменение правовых норм предпринимательской деятельности.
Рост цен на ресурсы вызывает увеличение издержек, что влечет за собой снижение совокупного предложения, кривая совокупного предложения перемещается влево. Если цены на ресурсы понижаются, то соответственно понижаются и издержки производства, а кривая совокупного предложения смещается вправо.
Развитие научно-технического прогресса проявляется в росте производительности ресурсов, представляющей собой величину реального объема производства на единицу затраченных ресурсов. Производительность ресурсов является величиной, обратной средним издержкам. Поэтому рост производительности вызывает снижение издержек производства и увеличение совокупного предложения. Кривая совокупного предложения при этом смещается вправо. Снижение производительности ресурсов может привести к обратному изменению совокупного предложения.
Изменение правовых норм включает все виды государственного регулирования и особенно изменения в налоговой системе и субсидировании предприятий. Как налоги, так и субсидии, представляющие собой безвозмездное финансирование предприятий из государственного бюджета и внебюджетных фондов или установление льгот по налогам, могут повышать или понижать издержки производства для предприятий. Вследствие этого изменяется и совокупное предложение.