Тематика контрольных работ. Содержание семинарских занятий

Содержание семинарских занятий

Тема 1. Введение в управленческую экономику.

1. Экономика и менеджмент, вопросы принятия управленческих решений.

2. Предмет управленческой экономики.

3. Методы исследования.

Раздел II. Микроэкономические аспекты управления фирмой.

Тема 2. Анализ, оценка и прогнозирование спроса и предложения, особенности потребительского поведения.

1. Понятие спроса и предложения.

2. Равновесие на рынках и его нарушение.

3. Спрос, предложение, доход и эластичность. Ценовая эластичность и другие виды эластичности.

4. Применение эластичности спроса для принятия управленческих решений.

5. Потребительский выбор. Концепция полезности. Линия бюджетного ограничения. Кривые безразличия. Предельная норма замещения.

6. Динамическое равновесие потребителя.

7. Стратегическое воздействие на потребительский выбор.

Тема 3. Фирма. Анализ процесса производства, затраты, доход и прибыль.

1. Экономические цели фирмы и оптимальное принятие решений.

2. Альтернативные модели поведения фирмы (модель максимизации прибыли, модель максимизации продаж, модель максимизации роста).

3. Рынок и фирма как альтернативные формы взаимодействия. Причины возникновения фирмы. Границы фирмы.

4. Издержки производства.

5. Труд. Предложение труда (зависимость от заработной платы, незарплатных выплат, ограничения часов работы и т.д.).

6. Асимметрия информации на рынке труда. Сигнализирование.

7. Капитал. Межвременной выбор. Оценка инвестиционных проектов. Инвестиции в специфические активы.

Тема 4. Рыночные структуры на отраслевых рынках.

1. Совершенная конкуренция: прикладные аспекты анализа поведения фирмы и равновесия на рынке.

2. Монополистическая конкуренция: определение цены и объема производства, неценовая конкуренция.

3. Монополия. Монополистическое ценообразование. Ценовая дискриминация. Проблемы осуществления ценовой дискриминации в условиях асимметрии информации.

4. Ценообразование на олигополистическом рынке: соперничество и взаимозависимость. Дилемма заключенного. Факторы смещения равновесия.

5. Модель доминирующего лидера: прикладные аспекты.

Раздел III. Принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

Тема 5. Анализ риска и неопределенности при принятии управленческого решения фирмой.

1. Концепция определенности и неопределенности. Причины и последствия неполноты информации.

2. Выработка решения в условиях риска (предполагаемая стоимость, измерение риска, корректировка риска, дерево решений).

3. Выработка решений в условиях неопределенности.

4. Ситуация «принципал-агент»

5. Влияние риска на взаимодействие «принципал-агент»

Раздел IV. Макроэкономические аспекты управления фирмой.

Тема 6. Экономическая роль государства при принятии управленческого решения. Государство и общественный выбор.

1. Причины государственного вмешательства в экономику

2. Ограничения рынка и недобросовестная конкуренция

3. Антимонопольное регулирование

4. Управление внешними эффектами рынка

5. Теорема невозможности Эрроу.

6. Парадокс голосования. Логроллинг.

7. Политика групп с особыми интересами: присвоение ренты.

Тематика контрольных работ

1. Механизм спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Важность его понимания для менеджеров.

2. Прогнозирующие способности ведущих экономических показателей.

3. Проблемы измерения производительности в различных отраслях (производство, образование, правительство) Критерии и возможность измерения.

4. Закон убывающей отдачи, средние издержки и средние переменные издержки – взаимосвязь, или взаимоисключение.

5. Кривая обучения – явление краткосрочного, или долгосрочного природа.

6. Оценка краткосрочной функции издержек. Варианты использования регулирующих факторов.

7. Достоинства и недостатки методов оценки издержек.

8. Свобода входа – выхода на рынок в условиях совершенной конкуренции и его действие на способность фирм получать сверхприбыль.

9. Варианты бизнеса, которые должна учитывать типичная фирма.

10. Правило MR=МС и трудности его использования в реальном бизнесе.

11. Критерии олигополистического рынка, важность для менеджеров понимания присутствия на рынке олигополистических конкурентов.

12. Ценовая дискриминация и позиция равенства.

13. Картельные цены – условие формирования благоприятных условий формирования и сохранения картеля.

14. Методы ценообразования и кривая спроса. Обязательно ли метод «издержки-плюс» игнорирует кривую спроса.

15. Возможности и необходимость определения оптимального объема капиталовложений компании.

16. Вертикально и горизонтально интегрированные предприятия.

17. Холдинговые формы управления диверсифицированными компаниями.

18. Механизмы и способы преодоления неопределенности.

19. Репутационный риск – основные понятия и необходимость оценки.

20. Риски инвестиционного проекта.

21. Офшоринг – всемирная проблема личных интересов.

22. Проблемы двойного налогообложения для МНК.

23. Эволюция теоретических взглядов на проблемы государственного регулирования рыночной экономики.

24. Огосударствление экономики – причины, необходимость, перспективы.

25. Границы государственного вмешательства в экономику.

Задания к Теме 1. Предмет и методы исследования управленческой экономики.

Основные понятия экономики и менеджмента (знать определение)

1.Экономика. Политэкономия. Экономикс.

2.Предмет ЭТ.

3.Основные проблемы экономики.

4.Потребности, экономические потребности.

5.Ресурсы: природные, экономические.

6.Факторы производства: земля, труд, капитал, предпр. способность.

7.Производство: 4 стадии.

8. Орудия труда, предмет труда, средства производства, Рс

9. Стоимость, прибыль, доход

10. Цена.

11. Альтернативная стоимость.

12. Благо, экономическое благо.

13. Эффективность, эффект.

14.Кривая производственных возможностей.

15. Хозяйствующий субъект: д/х, фирмы, государство.

16.Рациональное поведение.

17.Экономический эгоизм.

18. Выбор в экономике.

19. Принципы экономики.

20. Ограниченность ресурсов.

21. Управление и менеджмент.

22. Функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

23. Экономическое решение.

24. Экономический риск.

25. Неопределенность.

26. Асимметрия информации.

27. Альтернативная стоимость.

28. Управленческое решение.

2. Определите, верны или неверны следующие утверждения (да/нет)

1. Благо — это вещи и услуги, удовлетворяющие потребности людей.

2. Экономическое благо — это ограниченный ресурс, его количество меньше необходимого для удовлетворения потребности людей. 



3. Редкость — это ограниченность экономических ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей. 



4. Ограниченность относится только к земельным ресурсам. 


5. Предметом экономической теории является исследование эффективного использования ограниченных экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей людей. 



6. Экономическая теория изучает производство и распределение продуктов. 



7. Для современной экономической теории предметом изучения является извлечение прибыли. 



8. Экономическая теория не изучает хозяйственное поведение людей. 


9. Необходимо изучать экономическую теорию, чтобы преуспеть 
в бизнесе. 



10. Рациональным считается экономическое поведение человека в «общепринятом смысле». 


11. Метод научной абстракции не может быть использован для постороения экономической модели.

12. Экономическая теория, исследуя развитие экономики, не может использовать метод научной абстракции.

13. Экономическая модель - это упрощеное представление о взаимосвязи между различными сторонами явления или хозяйственного процесса.

14. Метод функционального анализа используется для постороения экономических моделей.

15. Гипотезы могут быть сформулированы на основе науяных выводов и заключеий из экономических моделей.

16. В экономической теории термины «производство» и «экономика» понимаются как синонимы. 


17. Проблема «как производить» может быть решена за счёт приобретения передовых технологий на мировом рынке. 


18. Если ресурсы для производства двух товаров являются полностью взаимозаменяемыми, то кривая трансформации примет вид прямой 
линии. 


19. Потребности могут быть не только индивидуальными, но и коллективными. 


20. К нематериальным благам можно отнести услуги консультантов, труд преподавателей, артистов театра и балета. 


21. Способ проверки гипотезы на ложность называется верификацией.

22. Принципы: «при прочих равных условиях», «после того, следова- тельно, по причине этого», «что хорошо для Дженерал Моторз, то хорошо для Америки» используются в экономическом анализе и во всех естественных и точных науках.

23. Метод функционального анализа используется для построения экономических моделей.

24. Экономические законы выражают причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни. 


25. Предметом экономической теории является исследование эффективного использования ограниченных экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей людей. 


26. Проблема «что производить» не актуальна для плановой экономики, где каждому предприятию предписывается, какие товары и в каком количестве нужно производить. 


27. Вторичными потребностями называются потребности, обусловленные первичными потребностями (например, потребность в машинах для производства одежды при первичной потребности в одежде). 


28. Все потребности носят неотложный характер и не могут длительное время оставаться неудовлетворёнными. 


29. Курение и чрезмерное употребление алкоголя нельзя относить к потребностям, поскольку они наносят вред организму. 


30. Неэкономические блага нельзя купить. 


31. С течением времени неэкономические ресурсы могут стать экономическими и получить рыночную оценку. 


32. В плановой экономике, где цены устанавливаются не рынком, а государственными органами, все блага будут неэкономическими. 


33. Средства производства не удовлетворяют напрямую потребности людей, поэтому не могут рассматриваться как блага. 


34. К нематериальным благам можно отнести услуги консультантов, труд преподавателей, артистов театра и балета. 


35. В натуральном хозяйстве целью производства является получение 
прибыли. 


36. Обмен товарами не является производительным, поскольку в этой сфере ничего не создаётся, а происходит лишь обмен товара на деньги. 


37. Если ресурсы для производства двух товаров являются полностью взаимозаменяемыми, то кривая трансформации примет вид прямой 
линии. 


38. Отрицательный наклон кривой производственных возможностей 
объясняется тем, что ресурсы для производства двух товаров не являются полностью взаимозаменяемыми. 


39. Рациональное экономическое поведение состоит в выборе человеком самого предпочтительного, по его мнению, хозяйственного 
решения из всех возможных. 


40. Экономическая модель показывает существенные, устойчивые связи явлений хозяйственной жизни, отражает причины и следствия 
в развитии экономических процессов. 


41. Экономическая модель видоизменяется, отражает развитие человеческого общества. 


42. Модель «экономического человека» предполагает рациональномыслящего индивидуума, который максимизирует свои выгоды 
и сводит к минимуму затраты. 


43. Можно ли, используя предпосылку об ограниченной и органической рациональности, считать «человека экономического» «рациональным максимизатором»?


44. Нормативная экономическая теория отвечает на вопрос «Что есть?», а позитивная — «Что должно быть?» в экономике. 


45. Экономические модели, являясь упрощенным представлением эконмики, позволяют сформулировать экономические законы. 


46. Экономические законы — это объективно существующие, независи- мо от воли и сознания людей, устойчивые причинно-следственные связи между экономическими явлениями. 


47. Способ проверки гипотезы на истинность называется фальсификацией. 


48. Функциональный анализ не позволяет выявлять экономические законы, поскольку исследуется взаимодействие всего двух величин.

49. Важнейшим при оценке состояния и перспектив деятельности экономических агентов является принцип сопоставления предельных затрат и предельных выгод.

50. Экономическая теория не изучает хозяйственное поведение людей. 


1. Что нельзя включить в определение предмета экономической теории:

а) редкость благ;


б) эффективное применение экономических ресурсов;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) неограниченность ресурсов;


д) безграничные потребности людей.

2. Благо — это:

а) воздух, которым мы дышим;


б) продукты питания;


в) вооружение и военная техника;

г) алкоголь;


д) лед на вершине горы;


е) железная руда в недрах земли.

3. Экономическое благо — это:

а) любая вещь, удовлетворяющая потребности людей;


б) вещь, произведенная любым человеком;


в) предметы и услуги, количественно превышающие потребности людей;


г) благо, потребности в котором превышают его наличие.

4. Экономическими ресурсами нельзя считать:

а) нефть и другие, не добытые из земли полезные ископаемые;


б) машины и другое промышленное оборудование;


в) знания и умения людей;


г) профессионально подготовленных работников в определенной сфере деятельности;


д) продукты питания и вещи, необходимые людям.

5. Ограниченностью (редкостью) ресурсов считается:

а) недостаточная наделенность страны природными ресурсами;

б) количество продукции, произведенной в экономике за год;


в) количество сырья для производства товаров и услуг в течение года;


г) применимо к любому экономическому благу;

д) все ответы верны.

6. Проблема редкости благ преодолевается в случае:

а) открытия и разработки новых масштабных месторождений руд различных металлов;

б) изобретения новых источников первичной энергии;

в) создания нанотехнологий в важнейших отраслях экономики;

г) постиндустриального развития всех стран мира;


д) все ответы неверны.

7. Предмет экономической теории:

а) экономическая политика государства;


б) организационные формы бизнеса в отраслях экономики;


в) экономическое прогнозирование;


г) экономическое поведение человека в условиях редкости благ;

д) разработка законов, стандартов, технических условий и других

юридических актов, регулирующих отношения субъектов рынка.

8. Рациональное экономическое поведение выражается в том, что:

а) человек сберегает часть своего дохода для будущего использования;

б) человек всегда проявляет разумный эгоизм, принимая хозяйственные решения;


в) человек стремится к максимальной выгоде при минимуме затрат ресурсов или усилий;


г) человек преодолевает препятствия, реализуя свои экономические замыслы.

9. Исследование экономики в целом является:

а) микроанализом;


б) макроанализом;

в) нормативной экономикой;

г) позитивной экономикой.

10. Позитивная экономическая теория:


а) отвечает на вопрос «Что должно быть»;


б) дает оценочные суждения по хозяйственным проблемам;


в) показывает положительные тенденции экономического развития;

г) изучает, что происходит в экономике.

11. Нормативная экономическая теория:


а) отвечает на вопрос: «Что происходит в экономике?»;

б) дает оценочные суждения по хозяйственным проблемам;


в) показывает положительные тенденции экономического развития;

г) изучает вопрос: «Что должно быть в экономике?».

12. Какие проблемы изучает микроэкономика:

а) объем национального производства;

б) общий уровень цен в стране;


в) безработицу;

г) инфляционный рост цен;

д) изменение цен на нефть.

13. Что можно отнести к позитивному суждению:


а) ужесточение конкуренции зависит от возрастания численности продавцов на рынке;


б) необходимо снижать цены на продукты питания для увеличения спроса на них;


в) государство должно уменьшить налоговое бремя на население, чтобы повысить качество жизни;


г) правительство страны должно бороться с инфляцией;


д) рост цены на продукт ведет к увеличению его количества на рынке.

14. Что можно отнести к нормативному суждению:


а) ужесточение конкуренции зависит от возрастания численности продавцов на рынке;


б) необходимо снижать цены на продукты питания для увеличения спроса на них;


в) государство должно уменьшить налоговое бремя, на население, чтобы повысить качество жизни;


г) правительство страны должно бороться с инфляцией;


д) рост цены на продукт ведет к увеличению его количества на рынке.

15. Микроэкономика изучает:


а) социальную политику государства;


б) распределение доходов в обществе;


в) инфляцию и антиинфляционную политику государства;

г) бюджетно-налоговую политику;


д) поведение производителя на рынке товаров и услуг;


е) внешнеэкономические связи страны.

16. Микроэкономика исследует проблемы:

а) оптимального распределения экономических ресурсов по отраслям;

б) установления цен на товары и услуги;


в) рациональность экономического поведения агентов рынка;

г) социальные и экономические последствия инфляции;


д) все ответы верны.

17. Что из перечисленного можно считать экономической моделью:

а) денежная единица США — доллар;


б) в 2015 г. темпы экономического роста в России составят 8,7%;


в) в 2010 г. Китай занял второе место в мире по объему валового продукта после США;


г) в России в 1990 гг. радикальная экономическая реформа обесценила сбережения населения;

д) все ответы верны.

18. Экономическая теория лежит в основе экономической политики государства, т. к. она:

а) вырабатывает конкретные рекомендации для достижения высоких темпов экономического роста и полной занятости;

б) содействует справедливому распределению доходов в стране;


в) является наиболее эффективным средством прогнозирования краткосрочного и долгосрочного экономического развития;


г) расширяет познания сложных экономических процессов в изменяющемся мире;


д) позволяет сделать правильный выбор при проведении государственной политики.

19. Менеджмент – это:

а) деятельность, направленная на координирование действий персонала организации;

б) деятельность, способствующая достижению желаемых результатов;

в) деятельность, направленная на рациональное использование ресурсов организации.

20. Управление как информационный процесс представляет собой:

а) передачу информации подчиненным;

б) получение информации от подчиненных;

в) получение информации от объекта управления и передачу информации в объект управления;

г) кругооборот информации между управляющей системой и объектом управления или внешней средой.

21. Образуйте пары из нижеприведенных понятий:

1) задача планирования а) построение оргструктуры организации;

2) Задача контроля б) побуждение сотрудников к эффективной деятельности;

3) задача мотивации в) постановка целей и определение путей их достижения;

4) задача организации г) сравнение желаемого и полученного результата;

5) задача оперативного

регулирования д) устранение отклонений

22. Какое из нижеприведенных определений относится к принципам управления:

а) это обособленная область управленческой деятельности;

2) это основные правила управленческой деятельности;

3) это способы достижения цели.

23. Контроль – это :

а) средство заставить подчиненных делать то, что им не нравится;

б) средство обеспечения достижения целей организации;

в) действие руководителя, направленное на выполнение заложенных показателей;

24. В условиях риска принимаются:

а) коллективные решения;

б) вероятностные решения;

в) рекомендательные решения;

г)запрограммированные решения.

25. Причины организационных изменений:

а) недовольство персонала организации;

б) внешние факторы влияния;

в) старение организации;

г) конкуренция.

Задания к Теме 2. Анализ, оценка и прогнозирование спроса и предложения, особенности потребительского поведения.

Основные понятия (знать определение)

1. Рынок.

2. Условия возникновения рынка.

3. Функции рынка.

4. Преимущества рынка.

5. Недостатки рынка.

6. Спрос.

7. Закон спроса.

8. Величина спроса.

9. Предложение.

10. Закон предложения.

11. Величина предложения.

12.Равновесие.

13.Равновесная цена.

14. Равновесный объем.

15.Факторы,влияющие на спрос.

16. Факторы, влияющие на предложение.

17.Исключения из закона спроса.

18.Эластичность спроса.

19. Прямая эластичность спроса по цене.

20. Перекрестная эластичность спроса по цене.

21. Эластичность по доходу.

22. Эластичность предложения.

23.Точечная эластичность.

24. Дуговая эластичность.

25. Полезность блага. Предельная полезность.

26. Потребительский выбор.

27. Спекулятивный спрос.

28. Нерациональный спрос.

29. Кривая безразличия.

30. Предельная норма замещения.

31. Бюджетное ограничение.

32. Кривая Энгеля.

33. Парадокс Гиффена.

34. Товары-субституты.

35. Товары – комплименты.

36. Равновесие потребителя.

37. Ликвидность.

38. Таблица Менгера.

39. Бюджет потребителя.

2. Определите, верны или неверны следующие утверждения (да/нет)

1. Чем больше цена товара, тем больше предложение.


2. Спрос на помидоры увеличится в урожайный год и сократится в неурожайный.


3. Чем больше на рынке покупателей, тем больше величина спроса.


4. Если увеличится доход потребителя, то кривая спроса сдвинется вправо.


5. Если правительство увеличит налог на производителя, то предложение на рынке сократится.


6. В результате заморозков погибла значительная часть урожая огурцов. Это означает, что спрос на огурцы сократится.


7. Если товары А и Б – субституты, то в результате роста цены на товар А, спрос на товар Б сократится.

8. Если товары А и Б – взаимодополняемые товары, то в результате роста цены на товар Б спрос на товар А возрастет.

9. Поскольку большая часть населения России беднее, чем в США, и российское население нуждается в очень большом количестве разных товаров, то спрос на внутреннем российском рынке больше, чем на рынке США.

10. Чем выше цены на ресурсы, тем больше предложение.

Наши рекомендации