Анализ прав собственности в России. Российская приватизация
Права собственности имеют поведенческое значение: одни способы действий они поощряют, другие подавляют (через запреты либо повышение издержек) и таким образом влияют на выбор индивидов.
Создание эффективной системы отношений и прав собственности на ресурсы является ключевой проблемой для современной России, на базе которой возможно решение производных вопросов. Эта проблема осложняется многосубъектностью самих отношений природопользования. К числу субъектов, претендующих на право присваивать природную ренту относятся недропользователь, общество и государство. Подобная многосубъектность обусловливает и дифференциацию форм собственности.
Необходимым в таком случае является разделение прав собственности на «пучок правомочий»:
- право владения (определение владельца недр);
- право распоряжения (определение субъекта управления недрами);
- право использования (определение субъекта недропользования);
- право на доход (определение субъекта присвоения дохода и тип дохода).
Отметим важность четкой спецификации государством прав собственности на недра, что существенно влияет на величину трансакционных издержек в экономике.
Главная задача государства в сфере недропользования
- выработка такой структуры прав собственности на недра, чтобы с ее помощью можно было максимизировать доход при их эксплуатации (цель общества в лице государства - максимизация природной ренты, цель недропользователя — максимизация предпринимательского дохода — прибыли). В рамках этой задачи государство должно создать систему прав собственности на недра, которая в том числе минимизировала бы его затраты на спецификацию и защиту данных прав.
Рис. 3.1. Перераспределение рентного дохода в России не в пользу общества |
Итак, четкость в спецификации и расщеплении прав собственности является необходимым условием достижения эффективности нефтегазового комплекса, поскольку существует тесная связь между стимулами экономических агентов и их благосостоянием.
Защищенность прав и их реализуемость - достаточные условия принятия экономически наиболее эффективных решений. При решении вопроса об оптимизации прав собственности на природные ресурсы, нужно принимать во внимание следующие моменты.
Во-первых, недра должны, безусловно, оставаться в собственности государства.
Во-вторых, превращать всю цепочку производителей энергопродуктов в большую госкорпорацию или их вертикально интегрированную структуру вряд ли является эффективным решением. Государственный менеджмент исторически доказал свою низкую эффективность в принятии производственных решений.
Российский вариант теоремы Коуза: «В конечном итоге собственность досталась тому, кто оказался в нужное время в нужном месте».
Рис. 3.2. Эффективность институтов реального сектора экономики
Эффективность в производстве | Эффективность в распределении и обмене | Эффективность в потреблении |
— рациональное использование ресурсов (недопущение Х- неэффективности) — увеличение инвестиций —современный менеджмент — эффективная организация отрасли | —рационализация отношений с внешними потребителями —развитая инфраструктура —правовое обеспечение интересов — взаимозависимость интересов | — оптимизация цен (недопущение сверхпотребления в случае низких цен) — обеспечение экологической безопасности при потреблении энергоресурсов — ориентация на будущие поколения |
|
|
|