Современные проблемы системы работы с талантливой молодёжью

Тема 2.

ЗАДАНИЕ 1.

Какие этапы выделяют при осуществлении поиска и идентификации талантливой молодёжи? Какова цель каждого из этапов?

ЗАДАНИЕ 2.

Приведите пример мероприятия по поиску и идентификации талантливой молодёжи в Вашем регионе и опишите его, опираясь на схему, предложенную в конспекте лекций. Если есть значимые отличия от схемы, напишите, с чем это связано.

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте текст.

Современные проблемы системы работы с талантливой молодёжью

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует комплексная система развития и использования потенциала талантливой молодежи в интересах социально-экономического развития России. К сожалению, отсутствует также система сопровождения талантливой молодежи и обеспечения условий для ее дальнейшей деятельности и реализации ее потенциала в России. Зачастую поиск и поддержка талантливой молодежи ограничиваются конкурсными процедурами и их рекламными кампаниями. В перечне традиционных проектов и программ неоправданно преобладают мероприятия в сфере шоу-бизнеса и профессионального спорта, а талантливая молодежь (особенно в сфере науки, инновационного предпринимательства, искусства) не находит должной государственной поддержки, признания и реализации в России. Например, в приоритетном национальном проекте «Образование» в части государственной поддержки талантливой молодежи нет четко расставленных приоритетов. Среди пяти номинаций премии, ориентированной на поддержку талантливой молодежи, приоритетное направление «научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность» в небольшой степени опережает любительский спорт и художественное творчество. На них приходится, соответственно, 39 процентов, 21 процент и 24,5 процентов награжденных в рамках господдержки талантливой молодежи.

Одной из основных проблем при решении задач по выявлению и последующей поддержке талантливой молодежи является установление потенциальных носителей талантов и последующее мотивирование их к развитию своих способностей.

Опыт развитых зарубежных стран свидетельствует о необходимости начинать поиск потенциальных талантов с возможно более раннего возраста. Повсеместно распространены методики, связанные с ранним тестированием, научно-познавательные программы, ориентированные на самых маленьких, позволяющие познакомиться с простейшими механизмами и научными экспериментами. В России это направление практически не развито. Методики ранней диагностики таланта на протяжении целого ряда лет имеют только экспериментальное значение и крайне ограниченное распространение. Практическая стадия поиска и выявления талантливых детей начинается не ранее младшего школьного возраста. За редким исключением до поступления в учебное заведение вопрос о большей способности ребенка к точным или гуманитарным наукам не рассматривается в принципе.

Отсюда вытекает следующая проблема: затруднительность реализации программ по раннему развитию выявленных талантов из-за отсутствия практики выявления одаренных детей на раннем этапе. В настоящее время такие программы вне рамок эксперимента не распространены на территории РФ. Следует также отметить, что системы раннего тестирования в принципе не имеют широкого распространения. По существу, выявление одаренных детей происходит только по результатам их предметной успеваемости в процессе обучения.

Единственным массовым механизмом проявления потенциала талантливого молодого человека на уровне школы остается система школьных олимпиад. Однако практика показывает, что и она недостаточно приспособлена под поиск талантов. Как правило, участники подобных мероприятий не проходят какие-либо предварительные отборочные этапы, связанные с объективной оценкой их способностей и предполагающие возможность самостоятельного принятия ребенком или его родителями решения об участии в соревнованиях. В большинстве случаев первичный состав участников олимпиад формируется учителями по их собственному усмотрению.

Кроме того, победа в большинстве школьных олимпиад и конкурсов для молодого человека не влечет за собой значительных последствий. Подавляющее большинство участников олимпиад, даже выступая на них с достойными результатами, не получают никаких льгот. Относительный успех не дает дополнительных возможностей, связанных с участием в каких-либо проектах или программах, которые помогли бы развить способности, повысить научный уровень или общественный статус. Лишь небольшое число итоговых победителей или призеров регионального либо всероссийского уровня получают премии в рамках ПНП «Образование», а также льготы при поступлении в вузы. Всего в настоящее время правом на такие льготы пользуются победители 120 конкурсов и олимпиад. На практике большая их часть поступает в МГУ – ранее поступление туда ежегодно представителей этой категории превышало 300 человек. В настоящее время наблюдается тенденция к ее росту. В то же время огромное большинство относительно менее успешных, но также показавших высокие результаты учащихся оказываются за бортом процесса, не получая за приложенные ими усилия вообще ничего.

Главной проблемой является отсутствие системности при работе с талантливой молодежью в России. Повсеместно отсутствует система выявленных талантов. Отсутствуют целевые программы развития, четкие сценарии, реализация которых позволит значительно повысить вероятность личного успеха на избранном направлении, нет системы наставничества.

За пределами крупных городов возможности самореализации молодежи в научно-технической сфере крайне ограничены. Как правило, учащийся, проявивший себя на уровне школьного кружка, не имеет перспектив роста. Ему негде развивать и реализовывать свои способности. В большинстве случаев отсутствует принципиальная возможность перейти на следующую ступень самосовершенствования, связанную с посещением центров НТТМ, целевых предметных курсов или их аналогов. В большинстве действующих центров материальная база не соответствует требованиям современного уровня технологии и научным стандартам. Соответственно, отсутствует возможность работы на уровне, позволяющем создавать инновационные проекты, конкурентоспособные на международном уровне. В результате к моменту окончания школы учащемуся сложно в полной мере проявить своё дарование, раскрыть свой потенциал, осознать перспективность самореализации в научной или технической сфере.

Составьте список основных проблем, описанных в тексте. Какие из проблем являются самыми серьёзными для Вашего региона и почему? Если есть особые региональные проблемы, кратко опишите одну-две из них.

Наши рекомендации