Основные направления нормализации товарных запасов
Даже хорошо подготовленные стратегии и тактики управления товарами требуют постоянных усовершенствований, которые связаны с изменениями, постоянно происходящими во внешней среде.
Рассмотрим возможность предприятия привлекать заемные средства для увеличения оборотных активов. ООО «Тракзапчасть» при формировании товарных запасов использовало исключительно собственное средства предприятия.
Частью заемной политики фирмы является система управления дебиторской задолженностью. Она влияет на товарные запасы через срок оборота товаров. На фирме ООО «Тракзапчасть» эта система ограничивается ценовыми дисконтами за предыдущую оплату, надбавками за увеличение срока оплаты, и штрафными санкциями за нарушение условий договора. Но, на фирме отсутствует система оценки платежеспособности клиента и вероятности задержки платежа или неспособности клиента отвечать по своим обязательствам. Применение штрафных санкций невыгодно в существующих экономических условиях, так как затраты времени и средств на судебное дело, в большинстве случаев, превысят поступления.
Исходя из этого, следует применить систему заемного ранжирования, которая разрешает на основе статистической обработки информации о клиентах ранжировать их по степени платежеспособности и надежности. Так, наиболее часто используют методы многофакторного анализа, которые разрешают учесть влияние разных факторов на финансовое состояние клиента в рассматриваемом промежутке времени и с высоким уровнем точности оценить перспективы сотрудничества.
Одной из таких систем, есть система 5С (The five С's system), которая основана на анализе пяти главных характеристик клиентов: характера (система ценностей в бизнесе); имущественного состояния; капитала; возможности обеспечения задолженности залогом; общих условий деятельности предприятия.
Также, следует уделить значительное внимание изучению рынка, усовершенствованию рекламной деятельности. Фирма исследовала рынок города Москвы и некоторых областных центров, но значительное количество регионов остались без внимания. Учитывая, что платежеспособный спрос там ниже, чем в Москве, для ускорения скорости оборота товарных запасов следует уделять еще больше внимания. Так для этого нужно давать рекламу в общероссийские каталоги прайс-листов, осваивать рекламные возможности сети Интернет и пр. Привлечение регионов может отметиться в повышении товарооборота и возрастании скорости оборота товарных запасов.
Углубленное изучение рынка разрешит максимально оптимизировать структуру товарных запасов. Нужно уменьшить ассортимент товаров, так как некоторые товары и товарные группы имеют очень медленную скорость оборота, повысить ее возможно лишь за счет проведения широкой рекламной кампании, которая на данный момент и в ближайшем будущем экономически нецелесообразна.
Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности.
Планирование товарных запасов следует осуществлять за планированием оборота, поскольку объем оптового товарооборота, служит основой разработки плана запасов.
Первым этапом разработки прогноза размера товарных запасов есть всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, выявленные тенденции и выводы служат основой заключения прогнозов.
На втором этапе определяются и прогнозируется факторы, которые будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает предприятие. Отбираются и количественно оцениваются важнейшие факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза запасов.
Фирме следует перенять опыт по планированию товарных запасов у своих конкурентов.
Ассортимент фирмы ООО «Тракзапчасть» довольно специализирован, это является преимуществом фирмы и, вместе с тем, ее недостатком. Колебания рыночной конъюнктуры могут отрицательно повлиять на положение фирмы. Поэтому, необходимо расширить ассортимент. Это может страховать деятельность и даст возможность маневрировать оборотными активами.
Необходимо повышать прибыльность деятельности фирмы за счет поиска выгодных условий снабжения и повышения торговой наценки, минимизации транспортных, страховых, складских и прочих затрат. Так как низкий уровень рентабельности, которую фирма «заплатила» для своей ниши на рынке, не разрешит в будущем сохранить накопленные достижения.