Семинар 4. Формы и методы управленческой деятельности (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

1. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти.

2. Правовые акты государственного управления: понятие, признаки, юридическое значение, функции. Требования, предъявляемые к правовому содержанию акта управления. Виды и общая характеристика правовых актов управления.

3. Производство по изданию, опубликованию и вступлению в силу правовых актов управления. Дефектные акты управления (ничтожные, недействительные, оспоримые).

6. Понятие, признаки и виды административных договоров.

7. Понятие и классификация методов управления.

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся понятия "административный акт" и "акт органов исполнительной власти"?

2. В чем выражается подзаконность актов государственной администрации?

3. Какие виды временных актов государственной администрации вы знаете?

4. В каких случаях возможно приостановление действие административного акта?

5. Является ли административным актом акт документальной проверки, проведенной контролирующим органом?

6. В каком порядке возможна отмена административного акта вследствие его нецелесообразности?

7. В чем разница между отменой акта и его аннулированием?

8. Что означает предварительное решение органа исполнительной власти? Какие виды предварительных решений вы знаете?

9. Приведите примеры ничтожных административных актов?

10. Какие виды правовых актов нижестоящего органа вышестоящий орган исполнительной власти не вправе отменить по мотиву их нецелесообразности?

Задания:

1. Дайте подробную организационно-правовую характеристику правовым актам управления с точки зрения различных классификационных признаков: по юридическим свойствам, по субъектам, содержанию и порядку издания, по формам наименований, по территориальным масштабам действия. Чтобы ответ был содержательным и определённым, приведите по два-три примера конкретных правовых актов управления из различных периодических изданий текущего законодательства по всем вышеперечисленным основаниям классификации.

2. Охарактеризуйте закреплённые в законодательстве и сложившиеся в организационной практике требования к действию правовых актов управления во времени и пространстве.

3. Напишите модельный акт о процедуре издания ведомственного нормативно-правового акта.

4. Составьте таблицу возможных дефектов ведомственных нормативных актов и вызываемых ими юридических последствий.

5. Чем отличаются методы правового регулирования, используемые в административном праве, и методы реализации компетенции субъектов административного права.

6. назовите методы, используемые в порядке реализации компетенции Правительством Российской Федерации.

7. Назовите методы реализации компетенции гражданами как субъектами административного права.

8. При обсуждении одного из законов антикоррупционного пакета на пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации один из депутатов отметил, что к числу главных факторов, которые определяют коррупцию в нашей стране, относится непрозрачность административных процедур, когда подготовка и принятие управленческих решений носят закрытый от общества характер и общественность не имеет реальных возможностей оказать какое-то влияние на эти процедуры.

Насколько вы согласны с этой позицией? Какие нормативные акты закрепляют совершенствование методов управления?

ИСТОЧНИКИ

Нормативные:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. Ст. 5712.

3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства. 1999. № 42. Ст.5005.

4. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства. 1996. № 22. Ст. 2663.

5. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. № 638 "О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства. 1996. № 19. Ст.2257.

6. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 "О классификаторе правовых актов" // Российская газета. 2000. 22 марта.

7. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации и регламент Правительства Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

8. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 // Собрание законодательства. 1997. № 33. Ст. 3895.

9. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Утв. приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. № 217 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, № 31; 2001, № 51, ст. 4872.

Специальные:

1. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Опубликование нормативных правовых актов: информационно-правовой аспект. // Журнал российского права. 1998. № 10–11.

2. Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999.

3. Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1997.

4. Жевакин С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: краткий комментарий и обзор практики применения. // Государство и право. 1995. № 5.

5. Законодательная техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Т.1, 2. Нижний Новгород, 2001.

6. Иванов В.В. Некоторые вопросы теории нормативного договора. // Право и политика. 2000. № 4.

7. Котелевский И.В. Закон и подзаконный акт. // Журнал российского права. 2000. № 2.

8. Коренев А.П., Абдурахманов А.А. Административные договоры: понятие и виды. // Журнал российского права. 1998. № 7.

9. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации. М., 2000.

10. Лукьянова Е.А. Указное право как российский политический феномен. // Журнал российского права. 2001. № 10.

11. Махина С.Н. К вопросу о законности правовых актов управления и защите прав граждан. // Защита прав и свобод граждан. Воронеж. 1998.

12. Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание. // Журнал российского права. 1997. № 2.

13. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. Теория, практика, методика. Екатеринбург, 2001.

14. Проблемы юридической техники. Нижний Новгород, 2000.

15. Справочник по нормотворческой технике. М., 2002.

16. Старилов Ю.Н. Административно-правовой режим действия актов публичного управления. // Российский юридический журнал. 2001. № 2.

17. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: Учебно-практическое пособие. М., 1999.

Наши рекомендации