Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
В соответствии со ст 1 Закона о противодействии монополистической деятельности недобросовестная конкуренцияпредставляет собой любые направленные на приобретение преиму-
ществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат данному Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Статья 142 Закона о противодействии монополистической деятельности относит к формамнедобросовестной конкуренции следующие действия:
1) способные вызвать смешение в отношении предприятий,
товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, в
том числе:
- незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;
- введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;
- незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;
- введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами;
2) ложные утверждения при осуществлении предприниматель
ской деятельности, способные дискредитировать предприятие,
товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность
конкурента (т. е. хозяйствующего субъекта, осуществляющего
предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном
рынке (ст. 1 Закона о противодействии монополистической дея
тельности)), в том числе в результате:
- распространения хозяйствующим субъектом непосредствен
но или через других лиц в средствах массовой информации, рек
ламных и иных изданиях, через любые электронные средства
массовой информации и иными способами ложных, недостовер-
ных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;
- распространения хозяйствующим субъектом непосредствен
но или через других лиц в любой форме и любыми способами
заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую
репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участ
ника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать
доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.
3) указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно харакгера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки.
Перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст 142 Закона о противодействии монополистической деятельности, не является исчерпывающим. Как недобросовестная конкуренция могут квалифицироваться другие действия, противоречащие требованиям данного Закона и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе:
- призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить;
- распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;
- действия хозяйствующего субъекта непосредственно или
через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;
- действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу.
§ 5. Способы антимонопольного регулирования
Система государственного антимонопольного регулированиявключает меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков. Для реализации перечисленных мер антимонопольные органы могут использовать следующие правовые средства.
1. Осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Способом осуществления такого контроля является ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Его формирование осуществляет Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь. Реестр имеет двухуровневую структуру и включает:
на республиканском уровне - перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке;
на местном уровне - перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках областей (г. Минска)
На каждом из указанных уровней Реестр включает перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в соответствии с законодательством.
Хозяйствующие субъекты, относимые в соответствии с законодательством к субъектам естественных монополий, в Реестр не включаются, (п. 4 Положения о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 г. № 13) (далее - Положение о государственном реестре).
За деятельностью хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках и включенных в Реестр, осуществляется наблюдение со стороны Департамента и управлений антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. Наблюдение ведется путем анализа государственной статистической отчетности по форме 1-мон квартальной периодичности, утвержденной Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 12 июля 2002 г. № 64 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-мон «Отчет об основных показателях работы хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь». Указанная отчетность ежеквартально представляется хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на республиканском и местных рынках, соответственно в Департамент или управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома.
Основанием для включения хозяйствующего субъекта в Реестр является установление факта его доминирования на соответствующем товарном рынке (ч. 2 п. 7 Положения о государственном реестре).
2. Осуществление государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов. Объектами контроля являются:
- создание, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов;
' Национальным реестр правовых актов Республики Ьс1ар\сь. -2000. -№ 74. 278
преобразование государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения.
Государственная регистрация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляется регистрирующим органом только после получения надлежащим образом оформленного согласия антимонопольного органа. Для этого учредители представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче соответствующего согласия, а также сведения, указанные в п. 3 ст. 11 Закона о противодействии монополистической деятельности. Антимонопольный орган в течение 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителям в письменной форме о принятом решении. Указанный срок может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 15 дней с уведомлением об этом заявителей ходатайства
В ч. 2 п. 4 ст. 11 Закона о противодействии монополистической деятельности предусмотрены следующие основания для отклонения ходатайства:
1) если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции:
2) если при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности создания, реорганизации или ликвидации указанных хозяйствующих субъектов, является недостоверной
Кроме того, реорганизация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых и перестраховочных организаций, хозяйствующих субъектов, занимающихся преимущественно производственной деятельностью, должна быть согласована с соответствующими областными исполнительными комитетами (Минским городским исполнительным комитетом). Согласование осуществляют государственные органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию перечисленных коммерческих организаций.
3 Реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на.товарном рынке В соответствии с п 5 Инструкции по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства предпри-
нимательства и инвестиций Республики Беларусь от 27 марта 2000 № 5 (далее - Инструкция) реорганизация путем разделения, выделения структурных подразделений, единиц (далее - разукрупнение) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, может осуществляться в двух формах:
- инициативное разукрупнение, осуществляемое по решению собственника имущества хозяйствующего субъекта или уполномоченного им органа;
- принудительное разукрупнение, осуществляемое по решению департамента или управлений (отделов) антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. Такое разукрупнение рассматривается как крайняя мера в отношении доминирующего хозяйствующего субъекта, допускающего антиконкурентные действия. Она применяется в случае отсутствия иных возможностей улучшения конкурентных отношений (ч. 2 под п. 7.1 Инструкции).
Возможность разукрупнения доминирующего хозяйствующего субъекта должна оцениваться с учетом следующих организационно-технологических условий:
- возможности организационного и (или) территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;
- отсутствия тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;
- разграничения сфер деятельности предприятий, структурных подразделений или структурных единиц в рамках узкой предметной специализации;
- невозможности в силу причин экономического или политического характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки (п. 1 ст. 10 Закона о противодействии монополистической деятельности).
Следует отметить, что Инструкция определяет общие условия, формы и порядок разукрупнения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Однако на практике необходим взвешенный, индивидуальный подход к решению данного вопроса в каждом конкретном случае.
' Национальный реестр правовых актов Республики 1>е шр\сь - 2000. № 40. 280
4. Осуществление государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов. Объектами предварительного контроля являются действия по:
- приобретению хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
- совершению хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, сделок с акциями другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
- приобретению любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами более 25 процентов имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда хозяйствующего субъекта, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
- совершению любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами сделок с более чем 25 процентами акций, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
- приобретению юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа (п. 2 ст. 12 Закона о противодействии монополистической деятельности).
С ходатайством о даче согласия на совершение перечисленных сделок обязаны обратиться юридические и физические лица, приобретающие акции, паи, доли уставных фондов хозяйствую-
щих субъектов Кроме этого, они должны представить информацию, необходимую для вынесения решения. Характер и форма представления необходимой информации, а также порядок рассмотрения ходатайств определяется Правилами проведения государственного антимонопольного контроля за соблюдением требований ст. 12 «Закона о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», утвержденными Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 15 января 2001 № 1 . Антимонопольный орган вправе принять решение об отклонении ходатайства, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции. Если требования, направленные на обеспечение конкуренции, выполняются антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство
Антимонопольный орган уведомляется по заявлению физического лица в случае вхождения (избрания, назначения) последнего в органы управления двух и более хозяйствующих субъектов, внесенных в Госуларственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках по одной и той же товарной группе либо по группам товаров различных стадий одного и того же производственно-сбытового процесса (последующий контроль). Законодатель установил 15-дневный срок для подачи заявления и необходимой информации и 30-дневный срок для их рассмотрения.
Физические лица также вправе предварительно запросить согласие на совершение указанных выше действий
Наряду с мерами контрольного характера, Закон о противодействии монополистической деятельности предусматривает меры, направленные на содействие развитию товарных рынков и конкуренции. Так, в соответствии со ст 13 Закона о противодействии монополистической деятельности антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о)"
- изменении сфер применения свободных или регулируемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реа-
' Национальный рсссгр правовыхикювРссиучйшки 1>&|ар\сь -2001. -№ 18. 282
лизуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;
- создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;
- привлечении иностранных инвестиций;
- финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования;
- лицензировании экспортно-импортных операций;
- внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;
- принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции.
Кроме государственного контроля Закон о противодействии монополистической деятельности (ст. 14) предусматривает возможность осуществления общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Субъектами такого контроля являются общественные организации (объединения) потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Они вправе:
- подавать в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;
- обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;
- проводить собственную экспертизу принятия и осуществления решений о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы;
- осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству.
§ 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
За нарушение антимонопольного законодательства предусматривается применение гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Гражданско-правовая ответственность в рассматриваемой сфере обычно наступает в форме возмещения убытков. Возмещению подлежат убытки (вред), причиненные хозяйствующему субъекту, потребителям или гражданам в результате злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 5 Закона о противодействии монополистической деятельности), заключения соглашений и осуществления согласованных действий, ведущих к ограничению конкуренции (ст 6 Закона о противодействии монополистической деятельности). Убытки возмещаются в соответствии с нормами гражданского законодательства (ст 11, 14, 15 ГК), п. 7 ч. 2 ст. 27 ХПК, ст. 37 ГПК.
Меры административной ответственности применяются в виде штрасЬэ и взыскания прибыли, полученной с нарушениями антимонопольного законодательства, в бюджет. Физические лица (руководители организаций, должностные лица государственных органов, индивидуальные предприниматели) несут ответственность за:
- уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (ст. 155' КоАП);
- заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (ст. 1552КоАП);
- нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства о рекламной деятельности, а также непредставление этими лицами информации либо представление заведомо ложной информации о распространяемой рекламе (ст 1559 КоАП).
* Прибыль, полученная хозяйствующим субъектом в результате злоупотребления доминирующим положением, заключения и осуществления соглашений (согласованных действий), ведущих к ограничению конкуренции, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский (местный) бюджет (п. 3 ст. 16 Закона о противодействии монополистической деятельности). Штраф в размере 10 % дохода за год, предшествовавший правонарушению взыскивается с хозяйствующих субъектов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных решений (предписаний) антимонопольного органа Кроме того, антимонопольный орган может применять меры пресекательного характера в виде предписаний о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в результате ее осуществления (ч 1 п. 1 ст. 16 Закона о противодействии монополистической деятельности), вынести предписание о расторжении или изменении договоров, противоречащих Закону (подп. 12.1 Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, утвержденной Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 18 апреля 2000 № 9 с послед изм. и доп.).
После вступления в силу КоАП от 21 апреля 2003 г. административная ответственность (в виде штрафа) за нарушение законодательства о рекламной деятельности будет наступать в соответствии со ст. 12.15. данного кодекса.
Уголовная ответственность наступает за.
- нарушение антимонопольного законодательства (ст. 244 УК); установление или поддержание монопольных цен (ст. 245 УК); ограничение конкуренции (ст. 246 УК).
Данные преступления имеют формальный состав, т. е. для наступления уголовной ответственности за их совершение не требуется причинения вреда
Гражданско-правовая ответственность з виде возмещения убытков и уголовная ответственность реализуются в судебном порядке. Антимонопольные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1551, 1552, 1559 КоАП
111ашюиалы1ыН реестр правовых акт:; Гссиуошкн Беларусь. - 2000. - №51.