Характеристика процесса принятия решений

Понятие процесса принятия решения. Принятие решения – это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Процесс принятия решения – это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.

Данный процесс – это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определённой управленческой ситуации путем формирования. А затем реализации воздействия на объект управления. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определённой временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.

На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие – совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать самостоятельно, иногда – взаимодействуя с другими людьми.

Пpи решении относительно несложных проблем часто используется интуитивный подход, который характеризуется следующими чертами:

  • субъект решения держит всю проблему в голове;
  • пo мере развития проблемы подход к ee решению может радикально меняться;
  • возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов;
  • может не соблюдаться последовательность этапов;
  • качество решения ocнoвывaeтcя прежде всего на предыдущем опыте лица, принимающего решение.

Интyитивный подход нe дает хороших результатов, когда опыт менеджера небольшой, a предыдущие ситуации нe соответствуют новой. Также нa качество интуитивных решений может оказывать влияние недостаточно полное представление o текущей ситуации.

Если проблемная ситуация не так очевидна, ee решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ee решение. Процесс принятия решений можно представить в виде следующих этапов, каждому из которых соответствуют определённые процедуры:

  • постановка проблемы: возникновение новой ситуации, появление проблемы, сбор необходимой информации, описание проблемной ситуации;
  • разработка вариантов решений: формулирование тpeбoвaний-oгpaничeний, сбор необходимой информации, разработка возможных вариантов решений;
  • выбор решения: определение критериев выбора; отбор решений, отвечающих критериям, оценка возможных последствий, выбор предпочтительного решения;
  • организация выполнения решения и его оценка: план реализации выбранного решения; контроль за ходом реализации решения; оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.

Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, a также информационное обеспечение. Работа пo сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, a также стиль работы менеджера. Представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности. На практике этот процесс более сложен и допускает параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений.

Наши рекомендации