Модели и особенности современного рынка

Правительство любой страны строит свою экономическую политику на определенном сочетании рыночных и государственных рычагов регулирования экономики. Данное сочетание зависит от конкретных экономических условий и национальных особенностей.

В связи с эти выделяют две основные модели современной регулируемой рыночной экономики: либеральную и социально ориентированную. Для либеральной характерны, прежде всего, господство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства в этой модели предельно ограниченны и реализуются на уровне всей национальной экономики. Среди методов регулирования широко используются инструменты монетарной политики. При этом следует отметить, что экономики стран, функционирующих в рамках данной модели, являются высоко монополизированными, а крупные национальные компании, как правило, выступают в роли международных монополий или транснациональных корпораций. Для либеральной модели рыночной экономики характерна максимальная реализация принципа свободной рыночной игры, в ее рамках активно поощряется предпринимательство. Приемлемый жизненный уровень малообеспеченных слоев населения достигается за счет устойчивого экономического роста. Социальная политика в данной модели строится на том, что каждый трудоспособный член общества должен сам зарабатывать на себя, на свою семью и на свою старость. Яркими примерами либерального типа рыночной экономики являются модели национальных экономик США и Японии.

Американская модель основывается на свободном частном предпринимательстве и жесткой конкуренции, сильном экономическом потенциале, а также на господствующем стремлении к личной выгоде и богатству. Для нее характерны высокая производительность труда и резкое неравенство в доходах.

Японскую модель характеризуют, кроме сильного рыночного начала, такие главные особенности, как опора на национальные приоритеты, преобладание общенациональных интересов над личными, высокий уровень профессионализма, дисциплинированности и экономической ответственности, активное государственное программирование.

Социально ориентированнуюмодель рыночной экономики отличает разнообразие форм собственности и значительное присутствие государственного сектора. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Данной экономической модели присуща высокая степень социальной защищенности населения от негативных последствий рынка. Ее типичными примерами могут служить модели национальных экономик Германии и Швеции.

Германская модель - это модель социально-рыночного хозяйства, отличающаяся активной экономической деятельностью государства, направленной, в первую очередь, на решение социальных проблем. В этой модели государство не устанавливает экономической цели, а создает надежные социально-правовые рамочные условия для реализации экономической инициативы. При этом важнейшей задачей государства является обеспечение баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Шведская модель (модель «скандинавского социализма») отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила также название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование и социальное страхование) – на государство.

В рамках социально ориентированной модели рынка стремятся развивать свои национальные экономики и страны СНГ, в том числе Республика Беларусь, где программа перехода к данной рыночной модели принята в 1996 г.

В процессе формирования социально ориентированной экономики в Беларуси предусматривается:

· создать правовое обеспечение всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;

· преобразовать систему распределительных отношений, обеспечить приоритетное стремление человека к приумножению личного благосостояния своим трудом;

· осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;

· создать конкурентную среду и не допускать недобросовестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;

· содействовать рациональному международному разделению труда, обеспечивающему наиболее эффективное продвижение белорусских товаров на мировой рынок;

· сформировать сильные финансовую и кредитно-денежную системы, способные обеспечить социально-экономическую эффективность функционирования и развития национальной экономики.

При этом, основное направление в осуществлении экономических преобразований в Беларуси состоит в том, чтобы на новой экономической основе возродить в обществе социальную справедливость, взаимопомощь и заботу об Отечестве. В связи с этим следует отметить, что для Республики Беларусь в процессе перехода к новой экономической системе особую значимость приобретают проблемы социальной защиты населения и социальных прав человека. Социальная защита будет строиться на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека. А чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования. Следовательно, Беларусь идет по пути формирования социально ориентированной модели смешанной экономики.

В то же время модель, осуществляемая в нашей стране, вбирая в себя основополагающие черты типичного социального рыночного хозяйства, имеет и свои особенности. Так, в ней в связи с остро переживаемыми последствиями чернобыльской катастрофы и с учетом глобальной экологической проблемы будет учитываться еще одна составляющая – экологическая ответственность. Вследствие этого формула белорусской национальной экономической модели выглядит следующим образом: социально ориентированная и экологически ответственная смешанная экономика.

Источником благосостояния нации в белорусской модели является честный созидательный труд как в государственном, так и в частном секторе экономики, а не нетрудовые доходы. Это наиболее верный путь, основанный на историческом опыте белорусского народа и его менталитете.

Таким образом, современному рынку, каким он предстает в большинстве экономических моделей различных стран мира, свойственны следующие особенности и специфические черты:

1. Это рынок, в котором правила игры во многом определяются не только внутренними закономерностями самого рынка, но и экономической политикой государства.

2. Это рынок несовершенной конкуренции, в котором своеобразно сочетаются элементы конкуренции с рыночными несовершенствами, например, с монополизмом в той или иной форме.

3. На этом рынке имеет место комбинация смешанных форм собственности и организации экономики, в которой чисто рыночные механизмы сочетаются с нерыночными.

4. На данном рынке сформировался и действует новый состав хозяйствующих субъектов, среди которых господствуют корпорации (предприятия с долевым участием капиталов), дающие в современных условиях более 80% торгового оборота.

5. Это рынок новых видов товаров: технологий, информации, ценных бумаг и т.п.

6. Этот рынок имеет маркетинговую форму организации и функционирования, которая способствует оптимальному решению четырех классических вопросов: что производить и что продавать, как продавать, где продавать и кому продавать.

7. Современный рынок имеет развитую инфраструктуру, представляющую собой комплекс организаций и учреждений, повышающих эффективность его функционирования.

8. Во многих странах со смешанной экономикой этому рынку присуща социальная ориентированность на все слои населения.

9. Это открытый рынок, в котором национальные рынки представляют собой часть единого мирового рынка, где правила игры определяются и контролируются международными финансово-экономическими организациями (такими, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Всемирная торговая организация и др.).

Переходная экономика

Поступательное социально-экономическое развитие предполагает продвижение от достигнутого уровня к более высокому, от одной экономической системы к другой, качественно новой. Для стран СНГ и Беларуси, в частности, экономический прогресс связан с формированием социально ориентированной модели рыночной экономики, для чего им необходимо вырваться из рамок командно-административной экономики, в условиях которой они существовали прежде, пройти этап переходной экономики.

Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений разрушается, а новая только формируется и развивается.

В современной экономической теории такие переходные процессы в экономике получили название постсоциалистической трансформации. Следовательно, переходную экономику можно определить как трансформационную экономику.

Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности, разнообразных формах хозяйствования, представляя собой своеобразную смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Специфика переходной экономики как «смешанной» связи прошлой и будущей систем обусловила такие особенности ее функционирования, как:

· инерционность развития национальной экономики, исключающую возможность быстрой замены существующих экономических форм и отношений другими, желательными;

· неустойчивость, нестабильное развитие экономики и связанную с этим неопределенность итогов развития, вариантность формирования новой системы;

· интенсивное развитие всех новых экономических форм и отношений.

Своеобразие сути переходной экономики предопределило специфику решения проблемы трансформации командно-административной экономики в рыночную. В процессе трансформации предстоит решить следующие основные задачи:

1. Преодоление кризисных явлений, усилившихся после вступления общества в переходную экономику.

2. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы на базе разгосударствления и приватизации, обеспечение свободы действия всех форм собственности.

3. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования, развитие предпринимательства.

4. Формирование адекватных современным экономическим условиям рынков товаров и услуг, финансового рынка, рынка труда и соответствующей им рыночной инфраструктуры.

5. Социальная переориентация экономики в направлении опережающего производства потребительских товаров и услуг.

6. Либерализация цен, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением.

7. Финансово-экономическая стабилизация, осуществляемая посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики, направленной на ограничение объема денежной массы в обращении с целью с снижения инфляции.

8. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

9. Формирование нового, рыночного, экономического мышления.

К настоящему времени сложилось несколько способов, определяющих пути решения основных задач переходной экономики:

· «шоковая терапия», применявшаяся в России и в большинстве стран Восточной Европы, а в классической форме - в Польше. Этот вариант трансформации предполагает радикальные преобразования экономики и общества. Государство при этом прямо не вмешивается в хозяйственную деятельность экономических субъектов, а лишь создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики. Основными направлениями преобразований выступают такие, как либерализация цен и переход к свободному рыночному ценообразованию, жесткое регулирование количества денег в экономике, государственных кредитов и субсидий, переход к конвертируемости национальной валюты, проведение реформы налогообложения, приватизация госсектора и создание условий для появления новых негосударственных структур.

· постепенный переход к рыночным отношениям, который предусматривает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики с сохранением многих старых структур. Это необходимо для того, чтобы смягчить негативные последствия рыночных реформ, избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения. Сторонников данного варианта трансформации часто называют и градулистами (от англ. слова gradual – постепенный). Основную роль в рыночных преобразованиях градулисты отводят государству. Наиболее характерными признаками реализации данного способа трансформации являются Китай и Венгрия, а среди стран СНГ – Беларусь.

Характерной чертой переходной экономики является возрастающая роль государства, которое призвано активно способствовать формированию новой экономической системы. При этом все функции государства можно подразделить на две большие группы: функции по регулированию рыночной системы и функции по управлению собственно государственным сектором экономики.

Осуществляя данные функции, государство проводит либерализацию цен; формирует рыночную инфраструктуру; проводит антимонопольную политику; руководит процессом приватизации, определяя ее масштабы, сроки и формы проведения; обеспечивает правовую основу всех преобразований; проводит активную денежно-кредитную и фискальную политики; способствует преодолению спада производства, повышению заинтересованности в инвестициях; создает условия для эффективной работы рынка и формирования конкурентной среды как главной движущей силы рыночной системы.

Государственное регулирование в переходной экономике осуществляется посредством административных и экономических методов. Первые остаются в переходной экономике в наследство от командно-административной системы, вторые адекватны природе рынка, они непосредственно воздействуют на рыночную конъюнктуру, а через нее – на производство и потребление товаров и услуг.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Рынок -это особая, исторически сложившаяся, форма организации экономических взаимосвязей между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров по поводу обмена ими путем купли-продажи.

Конкуренция -это соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Инфраструктура рынка –этокомплекс специализированных учреждений и организаций, обеспечивающих нормальное, успешное функционирование рынка.

Субъекты рынка -это те, кто принимает экономические решения и осуществляет рыночные действия.

Объекты рынка -это все то, на что направлены рыночные отношения и действия субъектов рынка.

Внутриотраслевая конкуренция -это борьба между производителями однородных товаров в рамках одной отрасли за лучшие условия их производства и реализации.

Межотраслевая конкуренция– это соперничество между производителями, занятыми в различных отраслях производства, за сферы экономического влияния (источники экономических ресурсов, потребительский спрос, сферы приложения капитала).

Совершенная конкуренция -это соперничество участников рынка в условиях производства примерно одинаковых объемов идентичной продукции.

Несовершенная конкуренция -это конкуренция, возникающая тогда, когда не соблюдается хотя бы одно условие свободной конкуренции.

Государство -это особая организация, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной целостности, способствующая его развитию и выступающая при этом официальным представителем всего данного общества.

Фискальная (бюджетно-налоговая политика) -совокупность мероприятий, направленных на управление государственным бюджетом, государственными расходами и налогообложением

Экономическая политика государства -это совокупность регулирующих мер, реализуемых государством в процессе управления экономикой.

Монетарная (денежно-кредитная) политика -это совокупность мероприятий, которые предпринимаются в денежно-кредитной сфере с целью упорядочения спроса на деньги и предложения денег для достижения стабильного экономического развития.

Внешнеэкономическая политика -комплекс мер по регулированию экспортно-импортных операций.

Субъекты государственного регулирования -участники рыночной экономики (учреждения, предприятия и фирмы, население), с помощью которых осуществляются регулирующие меры.

Объекты государственного регулирования -сферы, отрасли экономики, регионы страны, а также ситуации и явления социально-экономической жизни, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы, решение которых требует государственного вмешательства.

Либеральная модель рыночной экономики –это модель, для которойхарактерны, прежде всего, господство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства в этой модели предельно ограниченны и реализуются на уровне всей национальной экономики. Среди методов регулирования широко используются инструменты монетарной политики.

Социально ориентированная модель рыночной экономики –это модель, которуюотличает разнообразие форм собственности и значительное присутствие государственного сектора. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Данной экономической модели присуща высокая степень социальной защищенности населения от негативных последствий рынка.

Переходная экономика -экономика в состоянии движения от одной экономической системы к другой.

Смешанная экономика -экономическая система, сочетающая черты рыночной и командно-административной экономик.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ И САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое рынок?

2. Чем отличается структура рынка от инфраструктуры?

3. Каковы основные функции рынка?

4. Чем отличается совершенная конкуренция от несовершенной?

5. Что такое государство?

6. В чем состоят основные функции государства?

7. Что такое либеральная экономика?

8. Что такое социально ориентированная экономика?

9. В чем заключается сущность переходной экономики?

10. Какие черты характерны для переходной экономики?

11. Какие задачи решает переходная экономика?

12. Роль государства в переходной экономике возрастает или ослабевает? Почему?

13.Каковы особенности белорусской экономической модели?

ТЕСТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Движущей силой рыночной экономики являются…

а) государственные законы;

б) конкуренция;

в) налоги;

г) производство.

2. Примером рынка служит…

а) дачный участок;

б) государственный университет;

в) заводской цех;

г) небольшой газетный киоск.

3. Больше всего влияет на количество производимых продуктов и их цену …

а) государственное регулирование;

б) конкуренция между производителями;

в) стабильность цен;

г) общественная потребность в товарах.

4. В наибольшей степени препятствует конкуренции между производителями спортивных курток …

а) увеличение количества предприятий, производящих куртки;

б) рост цен на спортивные принадлежности;

в) приближение зимних Олимпийских игр;

г) ухудшение сбыта курток.

5. Какое из определений рынка представляется Вам наиболее убедительным:*

а) рынок – это система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;

б) рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения;

в) рынок – это территория, географическое пространство, в пределах которого происходит продажа и купля определенного товара;

г) рынок – это система, организованная по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

6. Каковы объективные условия возникновения и функционирования рыночного хозяйства:*

а) общественное разделение труда;

б) экономическая обособленность субъектов экономики;

в) самостоятельность субъектов предпринимательства;

г) жесткая система управления производством и распределением.

_______________________________

*Возможно несколько ответов

7. Каковы позитивные последствия внутриотраслевой конкуренции:*

а) стимулирование снижения издержек путем роста производительности труда, использования достижения технического прогресса, улучшения организации производства;

б) стимулирование переливания капитала из отрасли в отрасль;

в) повышение качества продукции.

8. Каковы позитивные последствия межотраслевой конкуренции:*

а) снижение цен на производимую продукцию;

б) перелив капитала из отраслей с меньшей нормой прибыли в отрасли с большей нормой прибыли;

в) оптимизация отраслевой структуры экономики;

г) банкротство неэффективных предпринимательских структур.

9. Каковы средства ведения неценовой конкуренции:*

а) лидерство в ценах;

б) улучшение качества конкурентоспособной продукции;

в) реклама;

г) проведение ярмарок.

10. Какие действия относятся к недобросовестной конкуренции:*

а) технический шпионаж;

б) улучшение качества конкурирующей продукции;

в) переманивание специалистов;

г) подкуп работников конкурента;

д) ложная реклама;

е) организация выставок;

ж) самовольное использование чужого товарного знака;

з) копирование внешнего оформления товара другой фирмы.

11. Переходной экономике свойственны следующие черты:

а) неустойчивость экономики;

б) возрастание роли государства;

в) “шоковая” терапия;

г) верны ответы а) и б).

12. Принятие чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики является:

____________________________

*Возможно несколько ответов

а) задачей переходной экономики;

б) чертой переходной экономики;

в) особенностью формирования переходной экономики.

13. Выбор эволюционного или шокового пути развития зависит:

а) от воли политического руководства страны;

б) от политических, экономических, социальных, исторических факторов.

ОТВЕТЫ К ТЕМЕ 4

1.- б); 2. – г); 3.- б); 4.- г); 5.- Все определения являются правильными, однако наиболее глубоким и емким является определение д); 6. – а), б), в); г) - это антирыночный институт, тормозящий развитие рыночных отношений; 7.- а), в) – стремление к указанным результатам расширяет возможности реализации продукции фирмы; б) - не подходит, так как это выходит за рамки данного вида конкуренции; 8.- б), в), остальные варианты последствий связаны с другими видами конкуренции; 9.- б), в), г), д); а) - фиксирует одну из форм ценовой конкуренции; 10.- а), в), г), д), ж), з); остальные варианты ответов относятся к добросовестной конкуренции; 11.-г); 12.- а); 13. – б).

Наши рекомендации