Взаимосвязь инвестиций и национального дохода. Теория мультипликатора.

Капиталистическая экономика после кризиса 1929-1933 гг. находилась в состоянии депрессии. Основной задачей экономистов в это период было вывести экономику из состоянию застоя путем применения различных стимулирующих методов. Одним из таких из стимулов считались государственные расходы на общественные работы. Организация общественных работ приобрела распространение. Экономисты сосредоточили свое внимание на проблеме эффекта от государственного спроса. В этой связи и возникла теория мультипликатора.

Отправным пунктом в теории мультипликатора Кейнса является определение роли инвестиций в росте объема национального дохода и занятости. Кейнс обращает внимание на то обстоятельство, что рост инвестиций вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, т.е. увеличивает занятость, а с ней – доход и потребление. Особенно подчеркивается, что первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, приводит к дополнительному росту занятости и дохода к связи с необходимостью удовлетворения спроса дополнительных рабочих. По Кейнсу, мультипликатор «указывает, что когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход возрастает на величину, которая в К раз больше, чем прирост инвестиций».

Это положение может быть выражено следующей формулой:

Мультипликатор (К) = изменение в реальном доходе / первоначальное изменение в расходах.

Словами эту математическую формулу можно выразить так: мультипликатор инвестиций есть отношение приращения дохода к приращению инвестиций.

Приращение дохода, в свою очередь, распадается на две части: на приращение потребительских расходов и на приращение инвестиций, т.е.

∆Y= ∆С+∆IОтсюда ∆I =∆Y-∆С.Подставим это выражение в формулу

∆Y = К*∆I,получим К = ∆Y/ (∆Y-∆С).Если разделить числитель и знаменатель на DY, формула имеет следующий вид:

К = 1/ (1-∆С/ ∆Y) т.е.К = 1/ (1 – МРС). Мультипликатор К равен единице, деленной разность между единицей и «предельной склонностью к потреблению». Знаменатель есть нечто иное, как «предельная склонность к сбережению». Иными словами, мультипликатор инвестиций представляет собой величину, обратную «предельной склонности к сбережению».

Отсюда следует, что мультипликатор находится в прямой зависимости от «предельной склонности к потреблению» и в обратной от «предельной склонности к сбережению». Если, например, «предельная склонность к потреблению» составляет 5/7, то мультипликатор по выше приведенной формуле будет равен: К= 1/ (1-5/7) = 3,5. В этом случае, при увеличении инвестиций на 1000 единиц, т.е. ∆I = 1000,общий прирост национального дохода составит 3500 единиц.

Математически Кейнс показывает, что нельзя допустить, будто первоначальное увеличение затрат может расширять доход и потребление до бесконечности, потому что приращение дохода происходит в убывающей геометрической прогрессии. Следовательно, если «предельная склонность к потреблению» составляет 5/7, то первоначальная затрата любой единицы принесет 3,5 единицы прироста дохода, так как конечная сумма прогрессии равна 3,5:

1+5/7 + (5/7)2 + (5/7) 3 +….+(5/7)m = 3,5

В связи с тем, что какая-та часть прироста дохода сберегается, а какая-та расходуется, процесс «мультипликации» дохода прекращается.

Мультипликационный процесс прекращается в том момент, когда прирост сбережения становится равным приросту дохода, т.е.

∆S=∆Y.МРS – вот тот фактор, который кладет предел процессу развертывания мультипликатора.

За последние годы теория мультипликатора получила некоторое развитие.

Явления мультипликации стали рассматриваться во времени: возникла так называемая динамическая теория мультипликатора, которая, в отличие от статической, рассматривает явления мультипликации не как мгновенный акт.

Динамическая теория ставит перед собой задачу исследовать воздействие государственных ассигнований на процесс воспроизводства не только в момент расходования этих ассигнований, но и в последующее время, в течение которого, будет сказываться влияние произведенных государственных расходов.

Далее экономисты пришли к мысли, что явления мультипликации могут вызвать не только государственные ассигнования. В связи с этим, возник ряд новых мультипликаторов:

1). Мультипликатор потребления, показывающий как прирост расходов на потребительские товары вызывает прирост дохода;

2). Кредитный мультипликатор, устанавливающий зависимость между ростом кредита и ростом банковских вкладов, между ростом кредита и ростом наличных денег в обращении;

3) Банковский мультипликатор, устанавливающий зависимость между ростом банковских депозитов и ростом денежной массы;

4). Налоговый мультипликатор.

Все эти мультипликаторы имеют непосредственное отношение к внутренней экономике и называются эндогенными факторами.

С теорией мультипликатора непосредственно связан принцип акселерации.

Сущность принципа акселерации заключается в следующем: возросший доход, полученный в результате мультиплицирующего воздействия первоначальных инвестиций, приводит к росту спроса на потребительские товары. Отрасли, производящие потребительские товары, расширяются, и это вызывает увеличение спроса на товары производственного назначения, то есть на средства производства. Причем изменения в спросе на потребительские товары вызывают гораздо более резкие изменения в спросе на товары производственного назначения. Это связано с некоторыми особенностями воспроизводства основного капитала. Последний требует единовременных крупных затрат, которые возмещаются постепенно в течение длительного процесса. Поэтому, в случае необходимости расширения существующих или строительства новых предприятий, затраты на создание нового основного капитала превосходят стоимость выпускаемой продукции. Другими словами, принцип акселерации касается «изменения спроса на готовую продукцию».

П. Самуэльсон поясняет принцип акселерации на следующем арифметическом примере. Предположим, имеется текстильное предприятие, стоимость оборудования которого в 10 раз превышает стоимость реализуемых в течение года тканей. Если в течение какого-то периода реализуется тканей на 6 млн. дол., то предприятие должно располагать капитальным оборудованием на 60 млн. дол. Допустим, оборудование состоит из 20 машин, каждый год снашивается и подлежит возмещению 1 машина, или 3 млн. дол.

Теперь предположим, что в течение какого-то периода, например, четвертого года, продажи возросли на 50% с 6 млн. до 9 млн. В этом случае число машин должно также возрасти на 50% - с 20 до 30 единиц. Следовательно, в этом году будет приобретено 11 машин: 10 новых, и 1 для возмещения изношенной.

Продажи возросли на 50%, а производство машин на 1000%. Это и есть эффект ускоряющего (акселеративного) воздействия изменения в потреблении на уровень инвестиций, который дал принцип акселерации. Следовательно, под принципом акселерации понимают процесс, показывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода.

Для определения масштабов акселерации экономисты ввели меру акселеративного воздействия изменения потребительского спроса на инвестиционный спрос. Такой мерой служит коэффициент акселерации или просто акселератор. Американский экономист Э. Хансен дает следующее определение: акселератор – «числовой множитель, на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции».

Таким образом изменения в спросе на инвестиционные товары рассматриваются как функция изменений в спросе на потребительские товары, а прирост новых, или стимулированных инвестиций исчисляется кА произведение прироста дохода на коэффициент акселерации. Простейшая формула акселератора такова:

It = a (Yt – Yt-1),

где: It - рост новых инвестиций;

а - коэффициент акселерации;

Yt – Yt-1 - прирост дохода;

Yt – величина дохода за последний период;

Наши рекомендации