Международные авиаперевозки

Международным полетом считается всякий полет, при котором воздушное судно пересекает государственные границы двух стран. Международной воздушной перевозкой называется всякая перевозка, осуществляемая на воздушных судах, при которой место отправле­ния и место назначения независимо от того, имелась ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:

на территории двух государств;

на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Международная воздушная перевозка может быть:

коммерческой (осуществляемой гражданскими воздушными судами за плату) и некоммерческой (бесплатной).

При международном воздушном сообщении могут перевозиться пассажиры, багаж, груз и почта. Перевозка пассажиров, багажа и груза регулируется двусторонними и многосторонними соглашениями, а также Конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.). Международная воздушная перевозка почты осуществляется с соблю­дением правил международных почтовых соглашений.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их вы­полнения можно классифицировать:

· на регулярные (выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами);

· на нерегулярные (выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты): дополнительные, специальные, чартерные.

Регулярные авиаперевозки

Регулярные рейсы — это рейсы, выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям. В рас­писании указаны маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета в каждый пункт маршрута, частота движе­ния и тип самолета. Изменение этих условий выполнения регулярных рейсов может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся государств.

Регулярные авиаперевозки оплачиваются по международным авиа­ционным тарифам, опубликованным и неопубликованным. .

Опубликованные (сквозные) тарифы — это тарифы и сборы от аэропорта отправления до аэропорта назначения, помещенные в тарифных справочниках. Если между двумя пунктами имеется опубликованный (сквозной) тариф, то перевозка должна осуществляться только по этому тарифу.

Неопубликованные тарифы — это тарифы, которые при отсутст­вии опубликованного (сквозного) тарифа между данными пунктами образуются двумя способами:

а) путем прибавления к опубликованному (сквозному) тарифу дополнительной суммы, так называемой суммы «эд-он». Суммы про­порциональных тарифов «эд-он» публикуются на «оранжевых стра­ницах» справочников APT и ACT;

б) при отсутствии пропорционального тарифа — путем сложения участковых тарифов отдельных сквозных участков перевозки с со­блюдением соответствующих правил построения тарифов.

Большинство тарифов не опубликовано, их нет в тарифных спра­вочниках и других официальных тарифных изданиях. Кроме того, каждая авиакомпания разрабатывает свои неофициальные тарифы, которые в основном являются закрытыми и составляют коммерчес­кую тайну авиакомпании.

Регулированием международных авиационных тарифов занима­ется Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Официальные международные авиатарифы опубликованы в справочниках Air Pussenger Tariff (APT) и Air Cargo Tariff (ACT).

В справочнике по пассажирским тарифам APT опубликованы все официальные международные пассажирские авиатарифы, а также правила, которые регулируют построение и применение тарифов, скидок, сборов и маршрутов перевозки.

Тарифы и сборы, содержащиеся в этом справочнике, а также экскурсионные тарифы, включая инклюзив-тур (АРТ-ИТ), указаны в расчете на одного пассажира и применимы к воздушной перевозке по маршрутам, указанным в справочнике, от аэропорта отправления до аэропорта назначения. Кроме того, они включают тарифы сборов за транзит, наземную транспортировку, а также других сборов, взимаемых правительственными органами.

В справочнике по авиационным грузовым тарифам ACT опубли­кованы все правила построения и применения грузовых тарифов на мировых авиалиниях. Помимо этого в разделе «Правила по странам» указаны особенности грузовых перевозок в каждой стране мира.

Грузовые тарифы, указанные в справочнике, применяются только для перевозок от пункта отправления до пункта назначения и не включают сборы за доставку грузов в аэропорт отправления, хранение грузов, их страхование, выполнение таможенных формальностей и т.д.

Как правило, международные авиатарифы устанавливаются на двусторонней основе путем соглашений между авиакомпаниями, экс­плуатирующими одни и те же авиалинии. Но по одному и тому же маршруту осуществляют перевозки многие авиакомпании. Кроме того, тарифы, установленные между теми или иными пунктами, затрагивают интересы авиакомпаний, выполняющих полеты на смеж­ных авиалиниях. Поэтому международные тарифы выходят за пре­делы двусторонних соглашений между авиакомпаниями и образуют сложную систему, включающую различные виды тарифов для перевозки между двумя пунктами и более.

На систему международных авиатарифов влияет также целый ряд факторов: расстояние между пунктами, спрос на перевозки, тарифы, предлагаемые другими видами транспорта, наличие чартерных пере­возок, несбалансированность авиаперевозок по направлениям, раз­личные интересы перевозчиков, агентов, отправителей и пассажиров.

Все эти факторы учитываются ИАТА при разработке системы международных авиатарифов. Система тарифов и правила их пост­роения и применения разрабатываются авиакомпаниями — членами ИАТА на конференциях по воздушным перевозкам, которые прово­дятся, как правило, один раз в два года.

Международные авиационные тарифы могут быть подразделены на:

пассажирские;

багажные;

грузовые.

Пассажирские тарифы классифицируются на нормальные (сквоз­ные и пропорциональные) и специальные.

Сквозные .тарифы — это опубликованные тарифы от пункта от­правления до пункта назначения, которые различаются по классу предоставляемого обслуживания, сезонности перевозки и виду оформления перевозки.

В зависимости от класса обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического (туристического) класса и тарифы первого класса.

Термин «экономический класс» применяется во всем мире для обозначения более низкого класса обслуживания. Иногда для обо­значения этого же понятия может применяться термин «туристичес­кий класс».

Термин «первый класс» используется для обозначения наиболее высокого класса обслуживания. Тариф первого класса, как правило, в 1,5—2 раза выше тарифа экономического класса. Перевозка по тарифу первого класса предоставляет пассажиру некоторые льготы в обслуживании на земле и на борту, в частности бесплатная перевозка 30 кг багажа вместо 20 кг по экономическому классу, бесплатные алкогольные напитки, более широкий ассортимент блюд на борту, повышенный комфорт в салоне самолета.

Промежуточный класс обслуживания между первым и экономи­ческим классами называется бизнес-классом. Бизнес-класс предпо­лагает улучшенное обслуживание пассажиров, которые платят по полному тарифу экономического класса.

По сезонности перевозки тарифы подразделяются:

на высший (летний тариф — пик-сезон),

на низший (зимний тариф — вне сезона),

на тариф промежуточного сезона (шоулдер-сезон).

По виду оформления перевозки тарифы подразделяются:

на перевозку в одну сторону («туда»),

на перевозку «туда и обратно»,

на перевозку по круговому маршруту.

К классификации тарифов по виду оформления перевозки могут быть отнесены и каботажные тарифы (перевозка по территории одного и того же государства). Как правило, они могут применяться только перевозчиками данной страны. Другие перевозчики могут использовать эти тарифы только по специальному разрешению упол­номоченного перевозчика или правительственных органов. При отсутствии такого разрешения каботажные тарифы, указанные в спра­вочниках, могут использоваться только для информации.

Если нет сквозного опубликованного тарифа между какими-ни­будь пунктами по требуемому маршруту, применяются пропорциональные тарифы (суммы «эд-он»).

К специальным тарифам относятся различные экскурсионные и льготные тарифы.

Особенностью всех специальных тарифов является то, что их при­менение ограничено определенными условиями, и то, что перевозка с применением этих тарифов может быть продана не широкой пуб­лике, а только определенной категории пассажиров.

Экскурсионные тарифы применяются, как правило, для перевозки туристических групп. Применение этих тарифов регулируется осо­быми правилами и определенным сроком, до и после которого они являются недействительными.

Стоимость перевозки по этим тарифам зависит от сезона, в кото­ром они применяются: пик-сезон, шоулдер-сезон или вне сезона. Экскурсионные тарифы опубликованы в специальном разделе справочника APT.

Наибольшее распространение среди экскурсионных тарифов получили тарифы инклюзив-тур, особенностью которых является то, что перевозка оплачивается в оба конца вместе с услугами за экскур­сионное обслуживание, а также то, что этот тариф, как правило, объявляется только для агентов туристических фирм. Пассажир оплачивает стоимость всего тура, включая воздушную перевозку и наземное обслуживание.

К льготным тарифам относятся как тарифы со скидками с основных нормальных тарифов, так и специально установленные льготные тарифы для различной категории пассажиров (дети, семьи, студенты, экипажи морских судов, турагенты и др.).

Специальные пассажирские тарифы носят ярко выраженный зональный характер, имеют ограничения по сроку действия, периоду их применения и зависят от количества пассажиров в группах и условий перевозки.

Наиболее дешевыми пассажирскими тарифами являются блок-чартерные тарифы, которые применяются для реализации свободной емкости самолетов на регулярных рейсах, как правило, в осенне-зимний период. Для этой цели на самолете устанавливается определен­ное количество мест, которые продаются по чартерной цене.

Особенность блок-чартерных тарифов состоит в том, что они яв­ляются полуофициальными, устанавливаются в зависимости от конъ­юнктуры данного рынка и ежегодно пересматриваются. Они никому не объявляются, а предоставляются турфирмам конфиденциально в зависимости от количества пассажиров, которое турфирма или орга­низация предлагают к перевозке по данному тарифу.

Багажный тариф — норма бесплатного провоза багажа, как заре­гистрированного, так и незарегистрированного, которая определя­ется классом обслуживания. Для первого класса она составляет 30 кг, для экономического класса — 20 кг. В зависимости от класса обслуживания эта норма распространяется на всех пассажиров, име­ющих билет с оплатой не менее 50% тарифа.

Багаж, перевозимый сверх нормы бесплатного провоза, подлежит оплате пассажиром. Багажный тариф за 1 кг определяется как 1 % от применяемого на данном маршруте прямого нормального сквозного тарифа первого класса в одном направлении независимо от класса, которым следует пассажир.

Существуют также специальные багажные тарифы на отдельные категории багажа (спортивное снаряжение, дипломатический багаж и др.).

Грузовые тарифы на международных воздушных линиях разделя­ются на три вида:

основные: нормальные (до 45 кг), количественные (более 45 кг), минимальный сбор;

классовые;

специальные.

Основные тарифы — это стандартные тарифы, установленные для оплаты за провоз 1 кг груза от пункта отправления до пункта назна­чения. Они являются наиболее распространенными при перевозке всех видов груза, за исключением некоторых случаев, когда приме­няются льготные специальные и классовые тарифы.

Нормальные тарифы являются базовыми для определения скидок или доплат при образовании классовых, количественных и специ­альных тарифов. Их преимуществом является простота использования.

Количественные тарифы в основном применяются авиакомпани­ями, эксплуатирующими самолеты большой вместимости. Они пре­дусматривают скидку по дополнительным весовым категориям. Например, для весовой категории 45 кг предоставляется скидка от нормального тарифа в размере 25%. Число весовых категорий раз­лично в разных зонах перевозки. Для Европы установлена только одна весовая категория — 45 кг, а на маршрутах в направлении Северной Америки допускаются весовые категории 100, 300, 500 кг, по которым предоставляются скидки в размере 50, 60 и 70% соответ­ственно от нормального тарифа.

Минимальный сбор представляет собой минимальную оплату за отправку груза, взимаемую за одну отправку в том случае, если плата за перевозку по нормальному грузовому тарифу окажется ниже минимального сбора. Уровень минимального сбора на разных марш­рутах отличается. Во многих случаях он равняется стоимости пере­возки по нормальному тарифу груза весом 5 кг. Минимальный сбор указывается в тарифных справочниках с обозначением «М».

Классовые тарифы применяются для перевозки грузов определен­ного класса. Они выражаются в определенном проценте к нормаль­ному грузовому тарифу до 45 кг. Классовые тарифы устанавливаются на виды груза, требующие особых условий для перевозки: живые животные; клетки для животных; ценный груз; человеческие остан­ки в гробу; несопровождаемый багаж; печатная продукция и др.

Классовые тарифы исчисляются на основе нормального сквозного тарифа до 45 кг, который умножается на соответствующую процент­ную надбавку, затем округленный результат умножается, на вес отправки.

Процентная надбавка зависит от класса груза и зоны перевозки и составляет от 150 до 300% от нормального грузового тарифа до 45 кг. Например, за перевозку ценных грузов (золота, платины, драгоцен­ных камней, банкнот, ценных бумаг и т.д.) взимается плата в размере 200% от нормального грузового тарифа до 45 кг для всех зон ассоци­ации.

Специальные тарифы (корейты) — это льготные грузовые тарифы со скидкой. Они применяются для перевозки определенных катего­рий грузов от/до определенных пунктов только в одном направле­нии. Корейты имеют преимущество по сравнению со всеми другими тарифами. Они публикуются вместе с основными грузовыми тари­фами на «желтых страницах» справочника ACT и имеют кодовые цифровые обозначения, определяющие характер груза. Кодовый номер корейта состоит из четырехзначного числа рядом с наимено­ванием груза, например: корейт 4499 — машины и части, 0007 — овощи и фрукты и т. д.

Скидки, предусматриваемые при использовании корейта, разли­чаются в зависимости от зоны применения. Так, в Европе они составляют от 40 до 70% от нормального тарифа до 45 кг, а при северо­атлантических перевозках — до 90%.

Применение специальных грузовых тарифов согласовывается между авиакомпаниями, совместно эксплуатирующими данную авиа­линию. Все предложения об установлении корейта направляются в комитет ИАТА по корейтам, который рассматривает эти предложе­ния на своих совещаниях по корейтам три раза в год.

Специальные службы маркетинга авиакомпаний следят за состо­янием мировых авиационных тарифов и выдают рекомендации по их применению коммерческим директорам и своим представительствам за границей. На основе этих рекомендаций вырабатывается тарифная политика, направленная на обеспечение загрузки и рента­бельности международных авиалиний. Разрабатываются также практические рекомендации по построению и применению всех видов пассажирских и грузовых авиатарифов, особенно специальных и льготных с целью увеличения загрузки на рейсах авиакомпаний преж­де всего во внесезонные периоды, когда наблюдается спад в пере­возках.

Так, специальные грузовые тарифы (корейты) используются для привлечения дополнительных грузовых перевозок, которые без их применения были бы неосуществимы, а также для привлечения дополнительных категорий грузов. Поскольку, как уже отмечалось, корейты устанавливаются для определенного рода грузов между определенными пунктами, они в основном активизируют дополнительный спрос. В этом заключается их эластичность по сравнению с другими видами тарифов.

Важной особенностью специальных грузовых тарифов является то, что их можно устанавливать в любое время года и на любой период, не дожидаясь решений конференции ИАТА, поэтому их применение способствует обеспечению дополнительной загрузки.

Применение скидок с грузовых тарифов также является одним из инструментов влияния на рынок. Размер скидок устанавливается в зависимости от зон ИАТА, например в Европе они составляют от 40 до 70% от нормального тарифа. Их размер зависит от таких факторов, как характер и ценность груза, потенциальные возможнос­ти спроса на перевозки, размер отдельных отправок, стоимость обработки, степень воздействия на соотношение доходов и расходов по перевозке. Во внимание принимаются также провозная способ­ность самолетов, эксплуатируемых на данной авиалинии, и ожидае­мый поток грузов, который может иметь место в случае установления льготных тарифов.

Наши рекомендации