Глава II: Сущность рыночного равновесия

2.1 Равновесная цена и равновесный объём

Выше были рассмотрены спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Взаимодействие спроса и предложения порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.

Иными словами, рыночное равновесие[10] – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

Совместим линии спроса и предложения на одном графике рис.2.1. и покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка PE - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

Q
P
S
D
QE
PE    
E  

Рис.2.1.Рыночное равновесие[11]

Рассмотрим подробнее равновесную цену и равновесный объем.

Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию:

PE = PD = PS

При данной цене на рынке устанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров: QE = QD = QS

Равновесная цена выполняет важнейшие функции:

· информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;

· нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;

· стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

Чтобы окончательно определить понятие рыночного равновесия нужно рассмотреть его свойства.

Из выше сказанного неявно предполагались следующие допущения:

· на рынке отдельного товара равновесие существует;

· равновесие существует только при единственном сочетании значений цены и объема.

Таким образом, если цена товара будет установлена выше точки равновесия, спрос на него уменьшится, предложение превысит спрос, запасы непроданных товаров будут расти, что вынудит производителей снизить цены и уменьшить его производство. Это приведет к росту спроса и постепенному выравниванию спроса и предложения в цене равновесия. Обратное движение в соотношении спроса и предложения будет происходить, когда цена товара будет установлена ниже цены равновесия.

Такая простая модель взаимодействия спроса и предложения правдиво отражает ситуацию в условиях свободного рынка, совершенной конкуренции, когда ни продавцы, ни покупатели не влияют, или мало влияют на изменения рыночных цен. Кроме того, предполагается, что все другие факторы (техника, Мода, доходы семей, налоги и др.) остаются неизменными. В действительности выполнить все условия свободной конкуренции так же невозможно, как в физике немыслим маятник, который колебался бы без всякого трения.

С изменением других факторов (техники, доходов и т. д.) модель взаимодействия спроса и предложения будет сложнее. Так, с внедрением новой, более совершенной технологии возрастет производительность труда и снизятся затраты производства на изготовление единицы товара. Линия спроса сместится вниз (рис. 2.2). Это обусловит рост цен и рост предложения и приведет к увеличению цены равновесия.

Если, например, растут доходы потребителя, то он получает возможность купить больше товара. Линия спроса при этом смещается вверх, растет цена равновесия, увеличивается объем продажи (рис. 2.3).

Глава II: Сущность рыночного равновесия - student2.ru

 

Рис.2.2 . Влияние новой техники на динамику цен[12]

Рис.2.3. Влияние увеличение доходов на динамику цен[13]

Глава II: Сущность рыночного равновесия - student2.ru

Таким образом, из вышеизложенного следует, что смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать, то есть интересы продавцов и покупателей данного товара совпадают. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению.

2.2 Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу

Существует два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.

Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения рис. 2.5. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.

P P2   PE P1
Q2D Q1S QE Q2S Q1D Q
D
S

Рис.2.5. Рыночное равновесие по Л.Вальрасу[14].

[15]Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2 рис. 2.6. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

QE Q
S
D
P P1   PE   P2  

Рис.2.6. Рыночное равновесие по А.Маршаллу.[16]

Цена равновесия обычно ниже максимально предполагаемой потребителями цены, на величину излишка потребителя, который составляет излишек, прежде всего для состоятельных потребителей, которые могли бы приобрести товар выше равновесной цены PE вплоть до самой максимальной Pmax, но приобретают товар именно по рыночной цене рис.2.7.

Графически излишек потребителя, можно изобразить через площадь фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной ценой PE, то есть площадь PmaxE PE. Излишек потребителя – это часть общественного излишка от существования рыночного механизма. В свою очередь, равновесная цена обычна выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее эффективные фирмы. Следовательно, совокупные издержки производителей равны площади фигуры PminEQE, а излишек производителя составляет площадь PEEPmin. Это излишек наиболее эффективных фирм, которые могут предложить товар на рынок ниже равновесной цены PE, но предлагают товара по более высокой рыночной цене. Общественный излишек от существования рынка равен сумме излишка потребителя и излишка производителя.

D
S
E
P   Pmax   PE   Pmin
QS Q

Рис.2.7. Излишек производителя и потребителя.[17]

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен. Однако цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, сравнивая предложение и спрос на товар, устанавливают цену.

Заключение

Из выше сказанного следует, что при характеристике рынка как экономической категории следует учитывать конкретные формы рыночных отношений, проявляющиеся в количественных и качественных соотношениях элементов рынка – спроса, предложения, цены. Эти главные элементы характеризуют конкретные формы взаимосвязи и количественные пропорции между производством и потреблением.

Рыночный механизм обладает существенным потенциалом самонастройки, то есть стремлением к оптимальному состоянию, рыночному равновесию. Повышение цен на некоторые товары при значительном росте спроса на них – явление довольно обычное для рыночной экономики. Но также обычным является и последующее наращивание предложения этих товаров. В нормально функционирующей экономике рост цены товара устанавливает равновесие между спросом и предложением лишь в краткосрочном периоде, а в более длительном – оно достигается путем роста производства (предложения) подорожавшего товара. Увеличение предложения – основной способ достижения рыночного равновесия. Поэтому в развитом рыночном хозяйстве рост цен на товары не может быть постоянным, что обеспечивает минимальные темпы инфляции, социальную направленность экономики.

Рынок замечателен тем, что при любом отклонении от равновесия он стремится к нему возвратится. И в ситуации неудовлетворенного спроса, и в ситуации избыточного предложения, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.

Список использованной литературы

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. М.: ПИТЕР,2003. – 367с.

2. Гукасьян Г.М.Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие Инфра-М (М., 2006) – 95с.

3. Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика. Ростов н/Д.: МарТ, 2004. – 364с.

4. Котерова Н.П. Микроэкономика. М.: Мастерство, 2003. – 204с.

5. Липсиц И.В.Экономика/Учебник «Омега-Л» 2006 – 656с

6. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. М.: ПИТЕР,2004.- 623 с.

7. Нуреев Р.М. .Курс микроэкономики Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА (ИНФРА • М), 2000. - 572 с.

8. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. М.: Дело, 2000. – 807с.

9. Селищев А.С. Микроэкономика. СПб.: Питер,2003. – 447с.

10. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 2000. – 423с.

11. 50 лекций по микроэкономике./ Аникин И.В., Баранов И.Н., Бухвалов А.В., Ватник П.А., Гальперин В.М., Игнатьев С.М./ СПб.: Экономическая школа, 2000. – 622с.

12. Вестник МГУ. сер.6. Экономика, 2005. - №1 – 83с.

[1] Селищев А.С. Микроэкономика. СПб.: ПИТЕР, 2003. – с.43.

[2] Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. М.: ПИТЕР,2003. – с. 56.

[3] Липсиц И.В.Экономика/Учебник «Омега-Л» 2006 –32с.

[4] Современные исследователи считают, что приоритет открытия парадокса Гиффена принадлежит другому английскому экономисту, социалисту-утописту С. Грею (1795—1840), который в вышедшей в 1815 г. работе «The happiness of states» обратил внимание на «парадоксальный факт, что, чем выше цена хлеба и картофеля, тем больше их потребление» (New Palgrave dictionary of economics 1987. Vol. 2. P. 563).

[5] Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика. Ростов н/Д.: МарТ, 2004. - 57с.

[6] Селищев А.С. Микроэкономика. СПб.: Питер,2003. – 58с.

[7] Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика. Ростов н/Д.: МарТ, 2004. – 45с.

[8] Липсиц И.В.Экономика/Учебник «Омега-Л» 2006 – 54с

[9] Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика. Ростов н/Д.: МарТ, 2004. – 65с.

[10] 50 лекций по микроэкономике./ Аникин И.В., Баранов И.Н., Бухвалов А.В., Ватник П.А., Гальперин В.М., Игнатьев С.М./ СПб.: Экономическая школа, 2000. –105с.

[11] Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. М.: Дело, 2000. – 53с.

[12] Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика. Ростов н/Д.: МарТ, 2004. –121с.

[13] Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика. Ростов н/Д.: МарТ, 2004. –123с

[14] Котерова Н.П. Микроэкономика. М.: Мастерство, 2003. – 78с.

[15] Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. М.: Дело, 2000. – 100с.

[16] Котерова Н.П. Микроэкономика. М.: Мастерство, 2003. –135с.

[17] Котерова Н.П. Микроэкономика. М.: Мастерство, 2003. – 147с.

Наши рекомендации