Проблемы развития муниципального хозяйства в переходный период

В условиях перехода к рыночным отношениям одной из главных целей проводимых экономических реформ является совершенствование управления. Формирование рыночных отношений связано с развитием новых форм хозяйствования, базирующихся на многообразии форм собственности. Это предполагает радикальные изменения в хозяйственном механизме и методах регионального управления, особенно на микроуровне.

Муниципальный менеджмент использует знания и других научных экономических дисциплин, изучаемых в экономических вузах: менеджмента, маркетинга, основ экономической теории, экономики и социологии труда, статистики и др.

Объектом муниципального менеджмента является территориальное хозяйство в городах, районах и т.д., включающее в себя производственную и социальную сферы экономики. Социальная инфраструктура муниципальных образований охватывает жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, здравоохранение, торговлю, общественное питание, народное образование, учреждения культуры и т.д. Чем многообразнее и сложнее в том или ином муниципальном образовании хозяйство, тем большее значение приобретает комплексная увязка всех отраслей производственного и непроизводственного характера.

В новых условиях хозяйствования и управления меняются прежде всего экономические отношения собственности на всех уровнях: наряду с государственной собственностью складываются акционерная, арендная, кооперативная, коллективная, частная формы собственности. И формы управления соответственно становятся многообразными.

В настоящее время на территории региональных объектов развиваются и взаимодействуют следующие виды и формы собственности:

o государственная общероссийская собственность;

o муниципальная собственность;

o комплексная (в том числе кооперативная) собственность;

o собственность общественных организаций;

o личная собственность населения;

o смешанные формы собственности.

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает следующий состав муниципальной собственности:

o средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

o имущество органов местного самоуправления;

o муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

o муниципальные предприятия и организации;

o муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

o муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

o муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Субъектом муниципальной собственности выступают местные территориальные органы управления.

Основные направления совершенствования механизмов муниципального управления в условиях современной экономики:

1) совершенствование экономических механизмов:

- оптимизация налоговой и бюджетной политики с целью обеспечения и укрепления самостоятельности муниципалитетов в определении бюджетных расходов и наличие стимулов в развитии своей доходной базы;

- достижение финансовой самодостаточности муниципального управления;

- эффективность экономической стратегии развития муниципального управления с целью перехода к сбалансированным показателям стратегического развития муниципальных образований;

2) совершенствование организационно-правовых механизмов:

3) совершенствование политических механизмов:

4) совершенствование социальных механизмов:

- проведение регулярного мониторинга с целью определения качества жизни населения муниципального образования, выявления социальных проблем и учета его результатов при формировании плана стратегического развития муниципального образования;

- развитие муниципального маркетинга;

5) совершенствование информационных механизмов:

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой муниципальное хозяйство? Каковы его основные элементы?

2. Что такое муниципальный менеджмент? Каковы объекты муниципального менеджмента?

3. Каковы основные направления совершенствования муниципального управления на сегодняшний день?

Заключение

В результате изучения данного курса студенты и слушатели должны:

  • иметь целостное представление о государстве как субъекте регулирования в условиях формирования и функционирования смешанной экономики;
  • понимать сущность государственного регулирования в различных сферах общественной жизни и народного хозяйства;
  • знать принципы, механизм, специфику использования основных инструментов реализации государственного экономического регулирования на разных уровнях управления.

Список литературы

Основная литература

1. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: Теория и практика.- М.: РДЛ, 2008.- 288 с.

2. Мокров Г.Г. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: Учебное пособие.- М: Юркнига, 2006.- 319 с.

3. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/ Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; Под ред. Э.Н. Кузьбожева.- 2-е изд., стереотип..- М.: КноРус, 2006.- 261 с.

Дополнительная литература

4. Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие/ СПбГУ.- 2-е изд., испр. и доп..- СПб: Изд-во СПбГУ, 2004.- 195 с.

5. Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 239 с.

6. Сухарев О.С. Социальный вопрос: институты, инновации и экономическая политика.- М.: Экономическая литература, 2004.- 291 с.

7. Тишин Е.В., Мурашов С.В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ ИПРЭ РАН. СПб: ИПРЭ РАН, 2006.

8. Экономика труда: социально-трудовые отношения: Учебник для вузов/ Рос.академия госуд.службы при Президенте РФ; Под ред. Н.А.Волгина, Ю;Г;Одегова.- М.: Экзамен, 2004.- 735 с.

Наши рекомендации