ТЕМА 1.1. Предмет и метод экономической теории
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет Экономики и управления
Направление подготовки 081100.62 – «Государственное и муниципальное управление»
Профиль Государственное регулирование экономики
Административное управление
Кафедра «Мировой и региональной экономики»
УТВЕРЖДЕНО: |
на заседании кафедры |
«___» __________20__ г. Протокол №____ |
Заведующий кафедрой ________________ Подпись ____________________________________ (ФИО) |
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономическая теория»
Направление подготовки
081100.62 – «Государственное и муниципальное управление»
(код и наименование направления подготовки)
Профили подготовки
Государственное регулирование экономики
Административное управление
(наименование профиля подготовки)
Пятигорск 2012
Паспорт фонда оценочных
средств по дисциплине «Экономическая теория» 3
Материал для сдачи экзамена по дисциплине
«Экономическая теория» 7
Фонд тестовых заданий 10
Комплекты оценочных средств 37
Вопросы для самоконтроля 37
Темы рефератов 42
Темы эссе 44
Разноуровневые задачи 50
Примерные кейс-стади 73
Деловая игра 90
Список литературы 98
1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
№ раздела | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
Раздел I. | Введение в экономику | ОК-4 - знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; ПК-7 - умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов; ПК-16 - умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции; ПК-24 - умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций; ПК-42 - способностью разрабатывать проекты социальных изменений. | Эссе, тестирование, фронтальный опрос, решение задач |
Раздел II. | Основы микроэкономики | ОК-4 - знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; ПК-7 - умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов; ПК-16 - умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции; ПК-24 - умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций; ПК-42 - способностью разрабатывать проекты социальных изменений. | Тестирование, фронтальный опрос, решение задач, кейс-анализ |
Раздел III. | Макроэкономика | ОК-4 - знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; ПК-7 - умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов; ПК-16 - умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции; ПК-24 - умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций; ПК-42 - способностью разрабатывать проекты социальных изменений. | Тестирование, фронтальный опрос, решение задач, кейс-анализ, просмотр фильма |
Раздел IV | Мировая экономика | ОК-4 - знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; ПК-7 - умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов; ПК-16 - умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции; ПК-24 - умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций; ПК-42 - способностью разрабатывать проекты социальных изменений. | Тестирование, фронтальный опрос, деловая игра, кейс-анализ |
Раздел V | Экономика России и ее ориентиры на современном этапе развития | ОК-4 - знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; ПК-7 - умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов; ПК-16 - умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции; ПК-24 - умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций; ПК-42 - способностью разрабатывать проекты социальных изменений. | Эссе, коллективная презентация – доклад, деловая игра |
2. Материал для сдачи экзамена по дисциплине «Экономическая теория»
Форма контроля знаний по окончании курса – экзамен.
Для успешной сдачи экзамена рекомендуется соблюдать несколько правил.
1. Подготовка к экзамену должна проводиться систематически, в течение всего семестра.
2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена: распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.
3. Данные 3-4 дня перед экзаменом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для полного повторения курса).
Студенты обязаны сдать экзамен в строгом соответствии с расписанием и учебным планом.
Экзамен является формой контроля усвоения студентом учебной программы по дисциплине, выполнения практических, лабораторных, контрольных, реферативных работ, прохождения различных видов практики.
Форма проведения экзамена устанавливается решением кафедры. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам дополнительные вопросы по всей учебной программе дисциплины.
Результат сдачи экзамена заноситься преподавателем в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Оценка «неудовлетворительно» и «не зачтено» проставляется только в экзаменационной ведомости. Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости словами «не явился».
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет, методология и функции экономической теории.
2. Потребности и блага: понятие и классификация.
3. Экономические ресурсы и факторы производства: понятие и классификация.
4. Кривая производственных возможностей и рациональный выбор. Эффективность производства.
5. Экономический рост.
6. Экономические системы: понятие, типы и модели.
7. Собственность: экономический и правовой аспекты.
8. Экономические интересы.
9. Рынок: условия возникновения, сущность и функции.
10. Спрос в рыночном механизме.
11. Предложение в рыночном механизме.
12. Равновесие на рынке, дефицит и излишек. Изменения в рыночном равновесии.
13. Эластичность спроса и предложения.
14. Оценка рыночной экономики и необходимость государственного регулирования.
15. Экономические функции государства в рыночной экономике. Методы государственного регулирования экономики.
16. Особенности потребительского поведения в рыночной экономике.
Равновесие потребителя.
18. Организационно-правовые формы предприятий.
19. Фирма как организация.
20. Издержки производства: определение и классификация.
21. Издержки производства в краткосрочном периоде.
22. Динамика издержек производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.
23. Рыночные структуры: понятие и типы.
24. Совершенная конкуренция: понятие и распространении.
25. Монопольная власть: источники и измерение. Общественные издержки монопольной власти.
26. Монополия: понятие, виды, распространение.
27. Ценовая дискриминация: понятие, предпосылки и условия возникновения.
28. Олигополия: понятие и характерные черты. Ценообразование в условиях олигополии.
29. Монополистическая конкуренция: понятие и характерные черты.
30. Спрос и предложение на конкурентном рынке труда. Заработная плата.
31. Общий уровень и дифференциация ставок заработной платы.
32. Неравенство доходов и их перераспределение.
33. Ценообразование на рынке капитала.
34. Ценообразование на рынке земли.
35. Предпринимательский доход. Источники прибыли.
36. Общая структура Системы национальных счетов (СНС).
37. Основные макроэкономические показатели: ВВП и ВНП.
38. Производные макроэкономические показатели.
39. Национальное богатство страны: содержание и структура.
40. Совокупный спрос: определение, график, неценовые факторы.
41. Совокупное предложение: определение, график, неценовые факторы.
42. Макроэкономическое равновесие и его изменение.
43. Экономический цикл: определение, общие черты, фазы. Теории экономических циклов.
44. Безработица: определение, типы, измерение, последствия.
45. Инфляция: определение, типы, измерение, последствия.
46. Государственный бюджет: понятие и структура.
47. Налоги: сущность и функции. Классификация налогов.
48. Дискретная фискальная политика. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
49. Недискретная фискальная политика.
50. Проблемы и осложнения при проведении фискальной политики.
51. Сущность и функции денег. Денежные агрегаты.
52. Равновесие денежного рынка в неоклассической модели.
53. Равновесие денежного рынка в кейнсианской модели.
54. Современная банковская система: структура и функции. Банковский мультипликатор.
55. Денежно-кредитная политика государства: цели, инструменты, виды.
56. Эффективность денежно-кредитной политики.
57. Эффективность денежно-кредитной политики.
58. Мировое хозяйство: основы формирования и развития.
59. Внешняя торговая политика: сущность и виды. Методы государственного регулирования внешней торговли.
60. Миграция капитала: понятие и формы. Последствия международного движения капитала для развитых и развивающихся стран.
61. Валюта: определение, виды, динамика.
62. Международная миграция трудовых ресурсов и ее последствия.
Фонд тестовых заданий
Раздел I. Введение в экономику
ТЕМА 1.1. Предмет и метод экономической теории
Задание 1.1. Понятие метода науки включает:
A. Способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств;
B. Структуру предмета;
C. Набор фактических данных;
D. Мировоззренческие установки.
Задание 1.2.Из представленных ниже определений предмета «экономикс» выберите наиболее полное и корректное:
A. как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов.
B. выбор, который люди совершают, распределяя ограниченные ресурсы.
C. деятельность, включающую производство и обмен товарами.
D. переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.).
E. деньги, банковскую систему и капитал.
Задание 1.3.Какое из представленных ниже положений не имеет отношения к определению предмета «экономикс»:
A. неограниченные производственные ресурсы;
B. соответствие хозяйственной деятельности религиозным заповедям;
C. эффективное использование ресурсов;
D. максимальное удовлетворение потребностей;
E. редкость блага.
Задание 1.4.Укажите, какие из следующих утверждений не относятся к предмету изучения микроэкономической теории:
A. В России за последнее десятилетие ВВП увеличился в 2 раза, а потери в национальном хозяйстве достигли 10% от ВВП.
B. Ожидаемый уровень инфляции в 2002г. составлял 12%.
C. Сбыт концерна Toyota на японском рынке снизился в первом полугодии 1994 г. на 5% до 1 млн.автомобилей.
D. Емкость российского рынка видеоигр с учетом его постоянного роста оценивается примерно в $400 млн в год.
E. Компания Steepler под собственной торговой маркой Dandy продает в месяц 100-125 тыс. игровых приставок.
Задание 1.5.В курсе макроэкономики изучаются:
A. уровень безработицы;
B. законы денежного обращения.
C. структура издержек;
D. расчет прибыли;
E. стратегии конкуренции;
Задание 1.6.По названиям научных трудов определите, какие из них представляют микроэкономику:
A. Цены и ценообразование в рыночной экономике. Учебник (под ред. В.М. Гальперина, В.Е. Есипов-
B. А.Томпсон, Дж.Формби. Экономика фирмы. М., 1998.
C. Эдвин Дж. Долан, Колин Д. Кэмпбелл, Р. Дж. Кэмпбелл. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика, М.- Л., 1991.
D. А. Пигу. Экономическая теория благосостояния, М., 1985.
E. Клаус Эклунд. Эффективная экономика. Шведская модель, М., 1991
Задание 1.7.Экономическая теория:
A. пригодна для изучения всех экономических систем;
B. может быть нормативной и позитивной;
C. в зависимости от уровня рассмотрения подразделяется на макроэкономику и микроэкономику.
D. пригодна только для изучения капиталистической системы хозяйствования;
E. не может быть полезной при изучении экономических отношений, свойственных социализму;
Задание 1.8.В задачи экономической теории входит решение следующих вопросов:
A. как решать проблемы редкости благ;
B. как научиться справляться с дефицитом всех ресурсов.
C. как перераспределять блага, чтобы не было бедных;
D. как перераспределить блага, чтобы достигнуть всеобщего равенства;
E. как решать проблемы избыточных потребностей
Задание 1.9.Соответствие между категорией и содержанием:
Нормативная экономика | Состояние национальной экономики и ее отдельных агрегатов. |
Позитивная экономика | Почему экономика работает так, как она работает. |
Микроэкономика | Как, по мнению кого-либо, должна функционировать экономика. |
Макроэкономика | Поведение отдельных экономических агентов. |
Задание 1.10.Высказывание, не относящееся к предмету экономической теории:
A. Неограниченность экономических ресурсов;
B. Максимальное удовлетворение потребностей;
C. Эффективное распределение ресурсов;
D. Ограниченность ресурсов