Вопрос 2.2. Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности
Рыночная экономика требует координации и объединения предпринимателей в разных формах и по различным направлениям. В одних случаях объединение происходит путем слияния двух или нескольких организаций и образования нового юридического лица, в других — путем присоединения одной организации к другой, в третьих — организации, сохраняя статус юридических лиц (с той или иной степенью самостоятельности), создают особые формы предпринимательства — объединения юридических лиц. Образование этих объединений происходит по схемам горизонтальной (по выпуску однородной продукции), вертикальной (по стадиям продвижения продукции от сырья до реализации конечного товара) или смешанной интеграции предприятий.
При объединении преследуют многие цели: увеличения и более эффективного использования капитала; улучшения управления организацией; расширения рынка реализации продукции (услуг); объединения средств и усилий для проведения научно-исследовательских работ, приобретения ценных патентов, повышения репутации торговой марки и др.
В странах с развитой рыночной экономикой давно сложились, а в отечественной практике осваиваются различные организационно-экономические формы объединений, многие из которых не нашли правового определения в российском законодательстве. Они могут быть коммерческими и некоммерческими.
Коммерческие объединения — это концерны, холдинговые компании, консорциумы, финансово-промышленные (или финансово-агропромышленные) группы, картели, синдикаты, тресты.
Некоммерческие объединенияюридических лиц в отечественном законодательстве представлены ассоциациями или союзами, между которыми нет строгого разграничения.
1. Холдинг (англ. «владение») - юридическое лицо, акционерная компания, создаваемая крупными предприятиями с целью управления дочерними предприятиями через систему участия, владения контрольным пакетом акций.
Различают чистый холдинг - специально для контроля и выполнения, и смешанный холдинг - для управления и ПД.
Таким образом, иными словами холдинг - совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.
Чистый холдинг представляет собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), а более сложные смешанные холдинговые структуры, это когда дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.
Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.
Характерные черты холдинга:
1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах,
2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.
3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:
· выработка тактики и стратегии в глобальном масштабе;
· реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
· осуществление межфирменных связей;
· финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;
· предоставление консультационных и технических услуг.
2. Концерн - форма объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов. Является более «жесткой» по сравнению с другими формами объединения, поскольку часть прав членов концерна делегируется коллегиальному органу управления. Предприятия связаны между собой договорами и капиталом. Каждый из участников номинально сохраняет статус юридического лица, при этом может являться дочерней компанией или филиалом главного предприятия. Концерны, как правило, создаются в отраслях машиностроения, тяжелой промышленности, автомобилестроения т.д.
Концерн (нем. der Konzem). Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участков, но с учетом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.
Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемее конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различным вкусом пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60х, с типично перемежающимися спадами и подъемами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиши.
В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинационалъным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, Фольксваген. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.
3. Консорциум — временное или постоянное образование, возникшее в результате соглашения между несколькими банками или промышленными предприятиями и объединениями для проведения определенных финансовых операций по размещению займов или акций либо осуществления единого проекта с целью получения прибылей. При этом все предприятия и объединения, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою юридическую самостоятельность, но подчиняются единому руководству для осуществления поставленной задачи. При таком объединении консорциум несет солидарную ответственность по долгам перед своими заказчиками. Консорциумы обычно создаются для производства технически сложной инновационной продукции.
Консорциум - организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.
Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.
Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.
Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.
4. Картель — форма объединения, основывающаяся на соглашении регулировании вопросов производства и сбыта товаров, найма рабочей силы, образования цен и др. Предприятия, входящие в картель, сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность, что не мешает им принимать картельные соглашения по общим принципам деятельности (ценам, условиям поставок, квотам, объемам производства, рынка сбыта и т.д.). Примером международного картеля является ОПЕК (организация стран – экспортеров нефти).
Картель - простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов.
Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.
5. Синдикат - объединение однородных промышленных предприятий с целью организации коммерческой деятельности, созданное в целях сбыта изделий через общую продажную контору, организованную в форме особого торгового товарищества (акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своих изделий. Входящие в синдикат предприятия сохраняют хозяйственную и юридическую самостоятельность.
6. Трест - одна из форм монополистических объединений, в рамках которых участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Для треста характерна высокая степень централизации управления.
Наиболее широко были распространены в XIX веке.
7. Конгломерат (от лат. сonglomerates – скопившийся, собранный) – юридическое лицо (холдинг), в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам (Индия, Китай, Россия, Латинская Америка), а также многопрофильным компаниям.
Конгломераты являются публичными компаниями, акции которых торгуются на фондовых биржах (LSE, NYSE).
Акции конгломерата, как правило, торгуются с дисконтом к чистой стоимости их активов (NAV, net asset value).
Одними из самых известных компаний-конгломератов являются General Electric, Siemens AG.
8. Корпорация - форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность участников, самостоятельный юридический статус и сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.
Различают государственные и мастные корпорации.
(лат. Corporatio - объединение, сообществ)
Корпорация - это организация, созданная для защиты интересов ее участников.
Корпорация - это социально-экономическая система, которая:
1. Состоит из структурных элементов (филиалы, отделы, департаменты и т.п.), имеющих следующие характеристики:
· высокая степень самостоятельности;
· организационно объединены в единую управленческую систему;
· их деятельность направлена на достижение общих целей в соответствии с корпоративными стратегией и политикой.
2. Имеет систему управления, основанную на использовании коллективных руководящих органов.
3. Имеет ярко выраженную корпоративную культуру.
4. Эффективность, которой обусловлена проявлением эффекта синергии, достижение которого является одной из главных задам системы управления компании.
5. Корпорация является формой профессионального объединения или государственного управления. В условиях глобализации создается особый вид международных корпораций ТНК - транснациональные корпорации.
Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, постольку термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество».
9. Финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой объединения промышленного, банковского, страхового и торгового капитала, а также интеллектуального потенциала (нескольких) юридически независимых предприятий и организаций, зарегистрированных на федеральном уровне.
10. Технополис - одна из форм свободной экономической зоны, призванная активизировать инновационный процесс с помощью региональных центров по разработке и производственному освоению продукции высокого технического уровня. Многопрофильная деятельность технополиса основывается на формировании и осуществлении с участием государства проектов фундаментальных и прикладных исследований с их последующей промышленной утилизацией (с использованием научно-промышленного парка).
11. Ассоциации (союзы) - объединения, которые могут создаваться по договору между собой коммерческими организациями в целях координации их ПД и защиты их имущественных интересов. Эти объединения являются некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение ПД, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество, или может для осуществления ПД создать новое хозяйственное общество. При этом члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и прав юридического лица.
Ассоциация (союз), как любая некоммерческая организация, может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Если же на ассоциацию (союз) по решению ее участников возлагается в основном ведение предпринимательской деятельности, то такая ассоциация (союз) должна либо преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество, либо создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или товарищество.
Ассоциация (союз) создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Число учредителей не ограничено, но союзы и ассоциации не могут быть учреждены одним лицом.
Ассоциация (союз) считается созданной как юридическое лицо с момента государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Ассоциация (союз) имеет самостоятельный баланс. Ее учредительные документы — учредительный договор и устав.
Создаются ассоциации (союзы) либо по отраслевому, либо по территориальному принципу. Основная их цель — оказание помощи участникам по тем или иным вопросам, отстаивание их интересов в различных инстанциях, определенная координация совместных действий. Ассоциация (союз) не является вышестоящим органам по отношению к образующим ее организациям.
В агропромышленном комплексе страны более 10 лет функционирует крупная некоммерческая организация, объединяющая сельскохозяйственных товаропроизводителей, — Ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). Однако она больше ориентирована на объединение фермеров, а не кооперативов. В различных регионах страны создаются разного профиля ассоциации и союзы, объединяющие сельскохозяйственные предприятия на уровне субъектов РФ. Их образование в определенной степени содействует развитию агропромышленного предпринимательства.
12. Представительства и филиалы - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ст.55 ГК).
Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст.55 ГК).
Представительства и филиалы:
· не являются юридическими лицами
· наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом
· действуют на основании утвержденных им положений их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности
· должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
13. Казенное предприятие.
Казенное предприятие может быть создано в случае:
· если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
· необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
· необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
· необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
· необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
· необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
· необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.