Динамика благосостояния потребителей

Мы установили, что потребители располагают только ограниченными доходами для приобретения предметов потребления. Бюджетные ограничения определяют специфику распределения доходов, влияют на спрос на разные товары и услуги. Различные варианты поведения потребительского спроса зависят от того, как покупатель формирует и распределяет свой потребительский бюджет, определяющий уровень его благосостояния.

Рассмотрим содержание ряда общепринятых понятий и показателей. Потребительским бюджетом называют таблицу, в которой сопоставляются денежные доходы и расходы человека или семьи, формируется суждение о соответствии доходов и расходов, делаются выводы о необходимости их сбалансированности. В таблице отдельно выделяются доходная и расходная части бюджета.

Реально складывающиеся доходы и расходы семьи, исчисляемые за месяц, квартал или год, отражают реальный потребительский бюджет. Он строится на основе опроса, изучения, анализа, статистики доходов и потребления отдельных наиболее представительных групп населения. Построение личных и семейных доходов не связано с обязательной государственной статистической отчетностью, с данными официального учета и уже потому представляет определенную трудность. Система декларирования денежных доходов еще не налажена, она только начинает складываться. Поэтому о доходах населения нет четкого представления. В этих условиях опрос или косвенные данные, оценки, прогноз служат основным источником этой информации.

Инструментом социально-экономического анализа и целью к которой следует стремиться, служит рациональный потребительский бюджет. Это теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ, услуг в их научно обоснованном наборе.

В переходный период, в условиях снижения жизненного уровня широко используется понятие минимального потребительского бюджета, или бюджета потребительского минимума. Расходная часть в таком бюджете осуществляется на основе набора жизненно необходимых человеку, семье потребительских товаров, услуг, расходов. С учетом сложившихся реальных цен и тарифов определяется общая величина расходов и на этой основе общая денежная сумма доходов для их покрытия. Отсюда и устанавливается прожиточный минимум в рублях, как один из показателей жизни. Его расчетная величина довольно условна, так как зависит от состава и количества благ и услуг, включаемых в "потребительскую корзину".

При составлении потребительских бюджетов учитывают основные статьи доходов и расходов. Доходные позиции абсолютного большинства населения немногочисленны и включают заработную плату, пенсии, стипендии, пособия, доходы от личного подсобного хозяйства, благотворительную помощь, дополнительные выплаты. Полный перечень личных и семейных расходов складывается в укрупненные статьи, агрегируется. Обычно выделяют такие статьи, как расходы на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мебели, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на квартплату и бытовые услуги, на культурные нужды и транспорт, на уплату налогов и образование сбережений, на табачные и вино-водочные изделия.

Сложившаяся практика не имеет массового анализа семейных и личных бюджетов. Хотя они помогают избежать личного и семейного банкротства.

Итак, исходя из изложенного материала можно сделать следующие выводы.

Заключение

Во-первых, модели потребительского поведения на рынке разнообразны. Предполагается, что люди ведут себя рационально в стремлении максимизировать удовлетворение своих потребностей. Свой выбор они делают путем сравнения наборов потребительских товаров и услуг. Предполагается также, что предпочтения людей полны и транзитивны, что большее количество товаров всегда предпочтительнее меньшего.

Во-вторых, теория рыночного поведения может быть представлена в терминах функции полезности, либо в терминах кривых безразличия, когда порядковые свойства полезности позволяют ранжировать выбор. Функция полезности определяется путем присвоения числовой оценки каждому набору потребительских благ и услуг. Функции полезности, которые мы изучаем, удовлетворяют принципу снижающейся предельной полезности.

В-третьих, кривые безразличия представляют сочетания товаров и услуг, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Они имеют на графике наклон вниз и не могут пересекаться друг с другом.

В-четвертых, карта кривых безразличия может полностью объяснить порядковое ранжирование всех наборов благ потребителя.

В-пятых, предельная норма замещения представляет собой максимальное количество В, которым человек готов пожертвовать, чтобы получить одну дополнительную единицу С. Предельная норма замещения снижается по мере того, как мы движемся вниз вдоль кривой безразличия.

При анализе потребительского выбора следует рассматривать взаимосвязь потребительских предпочтений и бюджетной линии, которая ограничивает выбор человека.

В-шестых, бюджетная линия содержит все сочетания товаров, на покупку которых потребители расходуют свои доходы. Потребители максимизируют удовлетворение, которого могут достичь при ограниченном доступном им бюджете. При таком потреблении некоторого количества каждого из двух товаров, предельная норма замещения равна соотношению цен двух приобретаемых товаров.

В-седьмых, воздействие изменения цен при спросе на товары и услуги вызывает эффект замещения, при котором степень удовлетворения остается неизменной, и эффект дохода, при котором цена остается, но меняется полезность. В одном случае (товар Гиффина) запрашиваемое количество может изменяться в том же направлении, что и изменение цены.

Практические задания

Тесты

1. Если для товара А величина спроса растет вместе с ростом цены, то товар А является:

а) товаром Гиффена

б) малоценным товаром

в) обычным товаром

г) верно а и б

2. Кривая безразличия – это кривая:

а) все точки, которые показывают разное сочетание идентичных наборов товаров

б) проходящая по касательной с бюджетной линией, указывая «равновесие потребителя»

в) на которой представлены все уровни дохода потребителя

3. Точка касания, в которой наклон линии бюджетных ограничений и наклон кривой безразлично равны:

а) называется точкой потребительского равновесия

б) называется точкой равновесия цен и доходов

в) является одной из многих точек пересечения линии бюджетных ограничений и кривых карты безразличия

4. Количественное соотношение товаров, которыми покупатель «жертвует» ради приобретения одной дополнительной единицы другого товара, называют:

а) предельной нормой замещения товаров

б) эффектом присоединения к большинству покупателей при выборе товаров (эффект толпы)

в) эффектом сноба, когда у покупателя доминирует стремление «выделиться из толпы» других покупателей

5. Под эффектом Веблена понимается:

а) незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания

б) эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар

в) эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую цену

г) правильный ответ отсутствует

6. Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что:

а) не использует моделей

б) не рассматривает субъективные предпочтения

в) считает возможным количественное измерение полезности

г) верно все перечисленное

7. Наборы благ, имеющие одинаковую полезность:

а) принадлежат одной кривой безразличия

б) лежат на одной кривой Энгеля

в) лежат на одной и той же кривой спроса

г) должны находиться на линии бюджетного ограничения

8. Потребитель с постоянным доходом может достичь положения равновесия, когда:

а) предельная норма замещения двух товаров равна отношению величин спроса на них

б) отношение величин спроса равно отношению цен на эти товары

в) эффект дохода превышает эффект субституции

г) предельная норма замещения равна обратному отношению цен на эти товары

9. Наклон линии безразличия в какой-либо точке этой линии равен:

а) наклону бюджетной прямой, проходящей через эту точку

б) величине (совокупной) полезности набора продуктов, соответствующего этой точке

в) норме замещения одного продукта другим в этой точке

г) предельной норме замещения одного продукта другим в этой точке

Упражнения

1. В экономической теории известен так называемый "парадокс Смита". Вот его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость? Как бы Вы ответили на вопрос Смита?

2. Одинакова ли предельная полезность 100-рублевой купюры для школьного учителя с твердым окладом жалованья и для молодого миллионера из новых коммерческих структур? Обоснуйте свой ответ.

3. Приведите с помощью графиков примеры, когда точка оптимального выбора потребителя не удовлетворяет условию:

MRS Y/X Px/Py

4. Проанализируйте с помощью кривых безразличия ситуацию, при которой снижение цены товара X в два раза вызвало изменение объема потребителя этого товара, причем эффект замены составляет 10 единиц товара, а эффект дохода равен - 5. Как изменилась общая величина потребления блага? В чем особенность товара X?

5. С использованием кривых безразличия и бюджетных линий покажите:

а) как воздействует на равновесие потребителей при их различных предпочтениях введение карточной системы;

б) каким образом помощь государства малоимущим гражданам в виде продовольственных талонов может ухудшить положение потребителя в сравнении с оптимальным?

Наши рекомендации