Машиностроительная, металлообрабатывающая и металлургическая промышленность
Машиностроительный комплекс рассматривается как совокупность машиностроительных и металлообрабатывающих отраслей промышленности, а также смежных и вспомогательных производств, проектных, конструкторских и научно-исследовательских организаций.
Машиностроение имеет сложную и дифференцированную структуру (по международной классификации, принятой ООН, в машиностроении выделяют около 200 производств). В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на отрасли: транспортное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, производство технологического оборудования для промышленности и другие группы. Каждая из отраслей в свою очередь состоит из нескольких подотраслей. Особое место принадлежит станкостроению, производству роботов и робототехники, кузнечно-прессовых машин, инструментов, которые обеспечивают развитие самого машиностроения.
Потребности внутреннего рынка обусловили расширение масштабов производства и рост удельного веса машиностроения для легкой и пищевой промышленности, бытовой техники, машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства.
В 2010 году стоимостной объем продукции машиностроения и металлообработки составил 29430,6 млрд. рублей, или 116,7% к уровню 2009 года и 18,2% – ко всему объему продукции промышленности.
Освоено производство многих видов новой продукции – персональных ЭВМ, троллейбусов, зерноуборочных комбайнов, электропылесосов и др.
По масштабам развития, особенностям организации и функционирования в Республике Беларусь выделяются нижеприведенные подотрасли.
Автомобильная промышленность. Занимает ведущие позиции в отечественном машиностроении, производит четвертую часть всей его продукции. Автомобилестроение предоставлено 38 предприятиями и организациями.
Стоимость продукции автомобильной промышленности в 2010 году составила 6861,2 млрд. рублей, или 121,6% к уровню 2009 года. Произведено 13203 грузовых автомобилей, 4078 автомобильных прицепов и полуприцепов, 119,9 тыс. штук велосипедов (без детских).
Особенно велика роль в машиностроении отдельных предприятий. Минский автомобильный завод (ОАО «МАЗ») является одним из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей, автопоездов, специализированной и другой автомобильной техники. Номенклатура выпускаемой продукции включает более 300 моделей и модификаций. Производство автобусов сосредоточено на Минском автомобильном заводе и Лидском заводе «Неман». Крупнейшим производителем является «МАЗ» — он вышел на проектную мощность более 1000 автобусов в год. На ОАО «МАЗ» предусматриваются создание и освоение новых типов автобусов, в том числе городского трехосного автобуса пассажировместимостью от 115 до 125 человек для работы в крупных городах со значительными объемами пассажиропотоков; малогабаритного автобуса (до 30 мест); модернизация междугородного автобуса МАЗ-152 пассажировместимостью до 50 человек. Поставка автобусов «МАЗ» осуществляется в Россию, Румынию, Латвию, Украину.
Белорусский автомобильный завод («БелАЗ», г. Жодино) специализируется на выпуске карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности. Продукция предприятия — это карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 320т; техника для обслуживания карьеров.
Карьерные самосвалы поставляются на рынки дальнего зарубежья более чем 50 стран мира, что составляет около 30% мирового рынка карьерных самосвалов. Белорусский автомобильный завод не только постоянно работают над совершенствованием серийно выпускаемой техники с маркой БелАЗ и МоАЗ, но и внедряют инновационные разработки научно-технического центра предприятия в области создания конструкций ряда перспективных машин.
Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение.Подотрасль включает более 35 предприятий, которые обеспечивают техникой агропромышленный комплекс страны.
В 2010 году предприятиями тракторного и сельскохозяйственного машиностроения произведено продукции на сумму 7132,2 млрд. рублей, или 112,8% к уровню 2009 года. Производство тракторов составило 44,4 тыс. шт., зерноуборочных комбайнов – 2035 штук.
Одним из крупнейших производителей пропашных тракторов в мире является Минский тракторный завод (РУП «МТЗ»). За свою историю МТЗ произвел более 3 млн. тракторов, из которых более 500 тыс. поставлено примерно в 100 стран мира. Сегодня заказчикам предлагаются 62 модели разных видов машин , более чем в ста сборочных вариантах для всех климатических и эксплуатационных условий. Новые модели тракторов обладают широкими возможностями агрегатирования с сельхозмашинами различных производителей. На все продаваемые тракторы получены международные сертификаты, подтверждающие их соответствие стандартам Евросоюза.В настоящее время РУП «МТЗ» предлагает на внутреннем и внешнем рынках свыше 60 моделей разных видов техники и более 100 сборочных комплектаций для различных климатических и эксплуатационных условий, при этом учитываются и специфические условия стран-импортеров.
Тракторостроение объединяет также ряд специализированных заводов: Витебск — тракторных запасных частей, Бобруйск — тракторных деталей и агрегатов, Минск — шестерен и тракторных запасных частей, Борисов — агрегатный, Гомель — пусковых двигателей, Сморгонь — агрегатный и др.
Сельскохозяйственное машиностроение в своем развитии ориентируется в первую очередь на удовлетворение потребностей внутреннего рынка и специализацию сельского хозяйства Беларуси. В настоящее время оно объединяет почти 70 предприятий, где работают около 100 тыс. человек. Номенклатура производимой сельскохозяйственной техники доведена до 430 наименований, что на 90 % обеспечивает потребности страны в технике отечественного производства.
Крупнейшим предприятием отрасли является Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения (ПО «Гомсельмаш»), который выпускает до 40 различных модификаций машин, освоено производство зерноуборочного комплекса. Новый комплекс уборочных машин «Полесье» мощностью до 350 л.с. включает: универсальное энергетическое средство, навесной кормоуборочный комбайн, шестирядный свеклоуборочный комбайн, четырехрядный картофелеуборочный комбайн, косилку-плющилку, комплект оборудования для зерноуборки. Выпуск зерноуборочных комбайнов осуществляет ОАО «Лидагропроммаш».
Машины и оборудование для кормопроизводства и механизации животноводства производятся на предприятиях Мозыря, Могилева, Бреста, Светлогорска, Гродно, Слонима; техника для внесения органических и минеральных удобрений — в Бобруйске (РУП «Бобруйскагромаш»).
Металлургическая промышленность представлена 15 предприятиями черной металлургии и 6 - цветной, занятых производством черных и цветных металлов.
Черная металлургия Беларуси специализируется на выплавке стали, чугунного литья, производстве стальных и чугунных труб, метизных и других металлических изделий.
В 2010 году предприятиями черной металлургии произведено продукции на сумму 5808,8 млрд. рублей, или 116,0% к уровню 2009 года. Произведено 2671,2 тыс. т. стали, 2458,9 тыс. т. проката черных металлов, 177,1 тыс. т. труб стальных.
Производство продукции черной металлургии в основном (82% общего объема отрасли) сконцентрировано на Белорусском металлургическом заводе («БМЗ», г. Жлобин). Специализируется на производстве литой заготовки, фасонного, сортового и арматурного проката, металлокорда, различных видов проволоки, труб, применяемых в нефтегазодобывающей промышленности. Трубопрокатный комплекс БМЗ, введенный в эксплуатацию в 2007 году, имеет суперсовременную ультразвуковую установку, способную уловить даже самые незначительные дефекты металла нефтегазовых труб. На экспорт поставляется 85% производимой продукции. В качестве сырья «БМЗ» использует металлолом черных металлов, заготовляемый концерном «Белвтормет», а также лом и металлизированные окатыши, закупаемые за рубежом.
Из других предприятий черной металлургии необходимо отметить: Могилевский металлургический завод (производство стальных и чугунных труб); Гомельский литейный завод «Центролит» (отливка из чугуна, канализационные люки); Речицкий метизный завод (болты, гайки, гвозди всех типоразмеров); Молодеченский завод легких металлоконструкций (стальные трубы); Минский завод отопительного оборудования (котлы отопительные, радиаторы, художественно-декоративное литье).
В Беларуси получила развитие малая металлургия – производство стали и проката на крупных машиностроительных заводах Минска, Гомеля, Мозыря, Бобруйска, Орши; чугунного и стального литья – на предприятиях Барановичей, Березы, Новогрудка, Пинска, Полоцка и др. (всего более чем в 40 городах).
Предприятия цветной металлургии осуществляют заготовку и переработку лома цветных металлов. Ежегодный объем заготовок лома цветных металлов составляет 17 – 18 тыс. т. Основная потребность в прокате цветных металлов удовлетворяется за счет импорта.
В Беларуси разрабатываются и внедряются в производство технологии порошковой металлургии, которые тесно связаны с развитием новой техники, выпуском современных машин и механизмов, повышением их эксплуатационных качеств.
Устойчивость и эффективность функционирования металлургической промышленности Беларуси тесно связаны с решением проблемы включения в хозяйственный оборот всего лома черных и цветных металлов. В этой связи чрезвычайно важно найти оптимальные пути использования этого резерва. Кроме того, предстоит большая работа по организации сбора металлолома на бытовом уровне.
Повышение эффективности функционирования машиностроительного комплексавпредстоящем пятилетиибудет осуществляться путем проведения реконструкции и реструктуризации существующих предприятий, создания новых экспортно ориентированных и импортозамещающих производств. Конкурентоспособность отрасли на внутреннем и внешнем рынках предусматривается обеспечивать за счет финансового оздоровления предприятий, своевременной сертификации выпускаемой продукции на соответствие международным стандартам, стимулирования инвестиционно–инновационных процессов, развития и более эффективного использования научно-технического и технологического потенциалов.
Проведение модернизации машиностроительного комплекса в прогнозном периоде основано на применении прогрессивных научно-технических разработок, укреплении связей предприятий с организациями НАН Беларуси, вузами страны. Продолжится работа по созданию инженерно-технических центров на ведущих предприятиях на базе конструкторских бюро, что обеспечит соответствие уровня новых разработок современным процессам проектирования, развития информационных и телекоммуникационных технологий.
Предстоит дальнейшее расширение внешнеэкономического сотрудничества машиностроительных предприятий как со странами СНГ, так и странами дальнего зарубежья. Будет осуществляться диверсификация рынков сбыта машиностроительной продукции за счет организации сборочных производств за рубежом, развития товаропроводящей сети и создания за рубежом центров гарантийного и сервисного обслуживания эксплуатируемой продукции, сертификации белорусской продукции на соответствие стандартам ЕС.