Донецкий регион в период промышленного переворота во второй пол. 19 века
Последствия реформ в Донбассе. Бахмутское и Мариупольское земства
Большинство крестьян получили 3-4 десятины земли по реформе на душу. На территории Войска Донского было отрезано от 20-40 % земель. Помещичье землевладение сохранялось: в Славянском уезде 25 %, в Бахмутском 57% земель. Малоземельные крестьяне вынуждены батрачить или уходить на заработки.
В 1865-1866 годах была проведена реформа государственных крестьян, колонистов, казаков. Принадлежащие им земли за выкуп передавали общине, которая распределяла земли между пользователями. Было упразднено Азовское казачье войско 1865, часть казаков переселялись на Кубань. Оставшиеся переходили в гражданское состояние.
Земства вводились постепенно. В 1866 они были введены в Екатеринославской губернии, В том числе Бахмутском уезде. Мариупольское земство выделилось из Александровского в 1973 году. Деятельность земств была ограничена хозяйственной сферой: устройство и содержание путей сообщения, школ, больниц, богаделен, приходов. Покровительствовали торговле и промышленности, страхованию, обеспечению продовольствием, организовывали ветеринарную службу, строительство дорог и мостов, обеспечивали население продуктами.
К концу 19 века было построено земствами 108 школ. Земские больницы были доступны для крестьян. Медицинская помощь и раздача лекарств были бесплатными. Бахмутский уезд был разделен на 8 врачебных участков. В Мариупольском уезде было 5 участков. При Бахмутском уезде состоял агроном, садовод- инструктор, землемер.
Городские думы осуществляли тоже хозяйственную деятельность. Осуществляли благоустройство, организовывали торговлю, пожарное и санитарное дело, ведали здравоохранением, образованием. Земская и городская реформа способствовали созданию новой системы управления в Донбассе.
Донецкий регион в период промышленного переворота во второй пол. 19 века
Начало промышленной разработки угля связано с постройкой в 1796 году Луганской чугунолитейного завода, который должен был поставлять броневые плиты, пушки, ядра для черноморских крепостей. На этом заводе поначалу использовали каменный уголь. Его привозили с казённой шахты, заложенной в 1795 году в Матросской балке близ Лисичанска. Потребность развития отечественной промышленности требовало научного исследования запасов, мест залегания и способов разработки каменного угля. В 1827 году известный учёный и горный инженер Е. П. Ковалевский составил первую геологическую карту Донбасса, в которую включил 25 месторождений угля. К 1840 году русские инженеры, исследую недра Миусской долины, Мариупольского округа и Бахмутского уезда, открыли около 40 угольных пластов. Однако крепостные порядки, страшное бездорожье, отрыв от промышленных центров, противодействие иностранцев – всё это мешало разработке донецкого угля. Приглашённый в Россию французский профессор Ле-Пле доказывал, что донецкий уголь не имеет промышленного значения. Добыча угля росла крайне медленно. [3, стр.14-15]Поражение России в Крымской войне 1853-55 гг. показало острую необходимость металлургического развития Юга России. Во время войны Таганрог, Мариуполь подверглись бомбардировке союзных войск; сказалась нехватка вооружения России, так как Луганский чугунолитейный завод располагался далеко от места боев, не хватало рабочих рук для заводов, железных дорог, мешало крепостничество.
С отменой крепостного права открылись широкие возможности для развития угольной и металлургической промышленности. В 60-е годы на территории нынешней области закладываются первые капиталистические угольные шахты. Одной из них была Горловка (ныне шахта «Кочегарка»), сооружённая в 1867 году. В 1871 году здесь была заложена «Корсунская копь № 1», на которой в 1879 году работало более тысячи рабочих и было добыто 3,6 млн. пудов угля. Открытие новых шахт повлекло за собой увеличение добычи угля. В 1880 году было добыто, что составило 70,5 % общероссийской угледобычи.
Летом 1868 года началось строительство железной дороги между Курском и Харьковом, Донбассом и Азовским морем.. Год спустя от Курска до Харькова, а затем от Харькова до Ростова пошли поезда, оглашая гудками новые станции: Славянск, Краматорск, Дружковку, Константиновку, Никитовку, Горловку, Криничную, Харцызск, Иловайскую…
Успехи в создании дорог, выход к Азовскому морю и связь с промышленными центрами России привели к угольной лихорадке – скупке угленосных земель, закладке шахт, рудников. Так, в 1861 г. предприниматель, купец С.Поляков на месте крестьянской копи заложил Щербиновский рудник (шахта им. Дзержинского). На средства того же Полякова инженер П.Горлов в 1867 г. заложил Первый рудник (шахта «Кочегарка»), в 1879 г. выросли угольные копи помещиков Рутченко. Большой вклад в развитие угольной отрасли внес представитель рода Иловайских – им были заложены шахты, которым он дал имена своих детей – «Иван», «Мария»», «Сергей», «Софья» и которые позже были объединены в Макеевский каменноугольный рудник.
Новую волну промышленной лихорадки вызвало строительство в 1878 году Донецкой железной дороги, ветви которой охватывали весь Донбасс, и магистрали, связавшей в 1884 году Донбасский бассейн с Кривым Рогом. За три десятилетия после реформы добыча угля в Донбассе возросла в 18 раз и достигла к концу 1890 года 183 миллионов пудов, что составило 84,6% угля, добывавшегося в Российской империи.
Для финансовой поддержки предприятий и получения прибыли шахтовладельцы создавали акционерные кампании с иностранным и русским капиталом. В 1872 г. в Донбассе действовала первая акционерная кампания «Горное и промышленное общество на Юге России», значительная часть капитала которой принадлежала французам. С 1872 по 1900 гг. в Донбассе образовалось более 20 акционерных кампаний. Огромная прибыль в горной промышленности при льготной политике царского правительства привлекала иностранный капитал. К концу 90-х гг. иностранцам принадлежало до 90% капиталов акционерных кампаний в угольной отрасли Донбасса. Это были бельгийские, французские, немецкие и английские вкладчики.
В 1872 году начал регулярную плавку чугуна Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод им. В. И. Ленина), основанный в 1869 году Новороссийским акционерным обществом. В 1876 году на двух домнах предприятия было выплавлено 1,5 млн. пудов чугуна. С 1885 по 1899 года количество рабочих на заводе выросло с 2400 до 7147 человек. В 1899 году на заводе и рудниках В 1899 году на заводе и рудниках Новороссийского общества было занято 12986 рабочих Этот завод положил начало крупной металлургии на Юге России и до середины 90-х годов был единственным металлургическим предприятием на территории нынешней области. С 1876 году по 1886 год выплавка чугуна оставалась на уровне 2 млн. пудов в год. Однако с 1886 по 1890 год она выросла в 2,7 раза и достигла более 5 млн. пудов.
Одновременно с Юзовским был построен Сулинский металлургический завод. В 90-х гг. в Донбассе началась металлургическая лихорадка. За семь лет с 1894 по 1900 гг. в регионе были построены Дружковский, Петровский, Енакиевский, Донецко-Юрьевский металлургические заводы. Также заводы были построены в Алчевске, Луганске, Краматорске, Кадиевке, Макеевке, Мариуполе. Как и в горной промышленности, ведущие позиции в металлургии принадлежали иностранному капиталу. Макеевский завод принадлежал французскому капиталу, Енакиевский был собственностью бельгийцев, французов и немцев, на Краматорском металлургическом обществе 60% капитала принадлежало немцам.
К 1917 г. Донбасс стал главной угольно-металлургической базой России, благодаря быстрому развитию горной промышленности в Донбассе и железорудной в Криворожье. Уже к началу ХХ в. На территории современной области действовало 8 металлургических заводов, в т. ч. 7 – с домменым производством. В 1900 году на семи заовдах произведено 45443 тыс. пудов чугуна, что составило почти половину всего производства Юга России.
Развитие угольной и металлургической промышленности в Донбассе требовало создания машиностроительного производства, выпускающего технику, машины, оборудование. Таким стал машиностроительный завод в Юзовке, принадлежащий бельгийцам Боссе и Генефельду. В 1885 г. на базе ремонтно-механической мастерской шахтовладелец Иловайский начал строить труболитейный завод. Машиностроительные заводы были заложены в Горловке, Дебальцево. В Луганске немецкий магнат Гартман в конце 90-х гг. построил самый большой в Донбассе машиностроительный завод, выпускающий паровозы. Среди металлообрабатывающих предприятий Донбасса были Горловский завод горнорудного оборудования, Харцызский котельный, Дебальцевский механический. В Константиновке, Горловке действовали литейно-механические заводы, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство. Успешно работали два цементных завода в Амвросиевке. [8, стр.60]
Развивалась и химическая промышленность, представленная содовыми заводами в Лисичанске и Славянске, соляными промыслами. Содовые заводы вырабатывали 63% все российской соды.
Увеличилась также добыча каменной соли. Она становится важным объектом торговли становится. Развитие крупной соляной промышленности связано с деятельностью академика А. П. Карпинского и профессора Н. Д. Борисяка, доказавших, что в районе Бахмута имеются мощные соляные залежи. В 1870 году здесь соорудили первую шахту. С началом промышленной добычи соли в Бахмутском районе прекратился ввоз её из-за границы. В 1887 году на местных соляных копях занято свыше 15 тыс. рабочих и добыто 1,3 млн. пудов соли.
Промышленный переворот коснулся и банковской сферы. В 1860 г. был создан Государственный банк, а в 1863 г. правительство разрешило учреждать частные банки. В Донбассе уже к 1874 г. действовал 31 акционерный банк, 180 городских банков.
Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Главным объектом торговли было зерно и уголь. Только в Мариуполе каждого из указанных товаров в 90-е гг. вывозилось до 10 млн. пудов. Для торговли открывались магазины, строились склады по хранению и продаже угля. Выросла торговля такими товарами как кирпичи, цемент, известь, металл. Новороссийское общество поставляло на рынок уголь, кокс, железо, стальные рельсы, наковальни, металлические конструкции. Развивалось винокуренное производство.
В города России ввозилась рыба, фрукты, огородная зелень, а из них в Донбасс завозилось сырье – кожа и сало для мыловаренных заводов из Кубанской области, воск из Ростова, хмель и Варшавы.
Особое место во внутренней торговле занимали ярмарки.
Во внешней торговле одним из торговых партнеров становилась Турция. Этому способствовали завершение строительства Мариупольского порта, развитие парового каботажа, территориальная близость Донбасса к Константинополю и высокое качество донецкого угля.
С развитием промышленности края формировалась буржуазная техническая элита, новые классы капиталистического общества. На процесс формирования класса буржуазии наложили отпечаток все российские условности, трудности, отсутствие капиталов, протекционизм, гигантские темпы роста производства, хищническое отношение к природным богатствам края, людям. Исследователи выделяют несколько групп класса буржуазии –
- горнопромышленники и владельцы заводов;
- люди, связанные с банкирским промыслом;
- купцы I и II гильдий;
- торговая буржуазия в сельской местности;
Среди крупной буржуазии ведущее место принадлежало иностранцам – Юз(англичанин), Гартман(немец), Боссе и Геннефельд(бельгийцы). Большую активность проявляли французы. Российские промышленники – А.Авдаков, Ауэрбах, Прядкин, фон Дитмар в основном проживали за пределами Донбасса и управляли предприятиями через персонал общества.
Значительную часть буржуазии составляли дворяне. Среди них выделялись Иловайские - потомки старинного графского рода, которые кроме Макеевского рудника владели труболитейным заводом, химическим заводом, железнодорожной веткой, были пайщиками акционерного общества «Унисон».
Определенную часть буржуазии составляли техническая интеллигенция - русские инженеры П.Горлов, Ф.Енакиев, Б.Яловецкий и др., сумевшие использовать техническое образование и предприимчивость и ставшие владельцами предприятий.
Средняя буржуазия состояла из владельцев промышленных предприятий, банкирских конторщиков. К ним относились семья Французовых в Бахмуте, которым принадлежал проволочно-гвоздильный завод, чугунно-литейный. Д.Хороджаев владел керамическим заводом
Особенное место в составе нового класса занимало купечество. Приток купеческих капиталов в угольную промышленность Донбасса начался с конца 60-х гг. В основном преобладало среднее и мелкое купечество. Это И.Уманский, С.Поляков, А.Алчевский и другие. Торговой деятельностью занималось казачество, среди которого наиболее заметный след оставили Байдалановы, С.Корнеев, И.Кошкин, семья Переселенковых. Некоторым крестьянам удавалось стать купцами, промышленниками, к числу которых относят Я.Древицкого.
Вторым классом буржуазного общества был класс рабочих. Процесс его формирования в Донбассе был разнообразным, включал в себя несколько источников. Первоначальной группой, которую условно можно считать предшественниками рабочих были работные люди солеварен, крепостные крестьяне, работавшие на казенных и частных помещичьих предприятиях, ремесленники (бондари, кузнецы), крестьяне, добывающие уголь.
На шахты Донбасса в основном нанимались крестьяне «отходники» из Тульской, Тамбовской, Курской губерний, которые издавна на зиму бросали деревни и уходили на заработки в город.
Огромный приток рабочих рук был вызван интенсивным промышленным развитием Донбасса в 80-90-е годы. Основной социальной группой, обеспечившей промышленность, стало российское крестьянство.
Крайне негативным явлением в промышленности Донбасса была текучесть кадров рабочего класса. Причинами этого были тяжелый труд на шахтах, заводах, низкая заработная плата, полная зависимость от хозяев. В 1901-1902гг. среднемесячная зарплата шахтеров Богодуховского Кальмиусского рудника равнялась 23 руб. 17 коп., а у металлистов среднегодовая зарплата была выше и составляла 360 руб.
Тяжелое и бесправное положение рабочих Донбасса обусловили вначале стихийную, а позже и организованную борьбу рабочего класса за свои права. В 1874 г. шахтеры Юзовки организовали забастовку, требуя повышения заработной платы. В 1887 г. им удалось добиться незначительных улучшений. Со II пол. 90-х гг. рабочее движение в Донбассе усилилось, и к нему примкнули металлисты и машиностроители.
Рабочее движение в Донбассе набирало силу, становилось самым активным участником борьбы в России за проведение политических реформ, конституционных прав граждан, защиту прав рабочих.
До конца XIX века Мариуполь оставался небольшим купеческим городком, а крупным центром юга России город стал только с появлением:
1. железной дороги (1882 год)
2. глубоководного морского порта (1889 год)
3. металлургического завода (1897 год)
После сооружения в 1882 году железной дороги «Еленовка—Мариуполь» (построена за 4 года), соединившей город с Донбассом, в порт начал поступать донецкий уголь для вывоза за границу, наряду с прежним экспортным товаром — пшеницей. Увеличение грузооборота вызвало строительство торгового порта. В 1886—1889 годах построен новый Мариупольский торговый порт, который стал вторым по грузообороту на юге России после Одессы. 29 августа 1889 года началась погрузка донецкого угля на пароход «Медведица», чем и ознаменовалось открытие нового Мариупольского торгового порта, построенного у Зинцевой балки в 5 верстах от Мариуполя. Новый порт вызвал оживление торговли, приток населения в город. В 1890 году в Мариуполе проживало 19 тыс. жителей. О большом значении Мариуполя в жизни тогдашней России свидетельствует то, что в начале Первой мировой войны в городе находились консульские учреждения 7 европейских государств: Греции, Италии, Австро-Венгрии, Турции, Бельгии, Германии, Великобритании. Это стало предпосылкой строительства здесь металлургических заводов и превращения Мариуполя на рубеже XIX—XX веков в один из центров металлургической промышленности Юга России.
К началу ХХ века численность и национальный состав населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 г., были следующими:
Русские 985 887 - 86,7 % (малороссы 710 613 - 62,5 %, великороссы 275 274 - 24,2 %, белорусы 11 061 - 1,0 %), греки 48 452 - 4,2 %, немцы 33 774 - 3,0 %, евреи 22 416 - 2,0 %, татары 15 992 - 1,4 %. Всего 1 136 361 чел.
В Юзовке в 1884 году, согласно городской переписи, из числа 6 тысяч жителей:, 32,6% составляли «местные» - жители Бахмутского и других уездов Екатеринославской губернии; 26% - жители центральных губерний (Орловской, Владимирской, Калужской, Смоленской, Рязанской, Тамбовской и др.); 19% - выходцы из южных и юго-западных губерний (Донской области, Воронежской, Курской, Киевской, Черниговской, Таврической, Харьковской, Полтавской и др.); 17,4% - жители других губерний; 5% - иностранцы (англичане, итальянцы, немцы, румыны и др.)[1]. К началу ХХ века Юзовка не изменила своего интернационального характера: «Этнический состав населения поселка, а затем города Юзовка к началу ХХ века был пестрым: русские - 31 952, евреи - 9 934, украинцы - 7 086, поляки - 2 120, белорусы - 1 465»[2].
Именно в то время сложились основные пропорции этнической структуры Донбасса, со сравнительно незначительными изменениями дошедшие до наших дней. Результатом стало формирование полиэтнической общности из представителей около 130 этнических групп с абсолютным преобладанием в ней русских и весьма обрусевших украинцев (правильнее, малороссов), являющихся украинцами по паспорту.
Постепенно, под влиянием ряда факторов (природная среда, условия труда и т.д.) население Донбасса стало преобразовываться в устойчивую региональную общность с единой ценностной базой, мировоззрением, культурой, бытом. Особенно важную роль в формировании единой региональной общности Донбасса играл и продолжает играть языковой фактор. Его характерные черты формировались в период динамичных качественных и количественных изменений населения Донбасса последних веков. Результатом стало доминирование русского языка, несмотря на большую численность говорящих на суржике малороссов, поселившихся в крае в первой половине ХХ века, и политикой украинизации, которую проводили, начиная с 20- гг различные власти..
Итак, за каких-нибудь 30-40 лет, между 1860-ми и 1900-ми годами, вследствие гибкой протекционистской политики правительства, усилиями российских и иностранных предпринимателей обширная область от Северского Донца до Приазовья превратилась в крупнейший промышленный центр Европы, иногда называемый «русским Руром».
Именно в это время Донбасс складывается в единый взаимосвязанный экономический регион, охватывающий Екатеринославскую, Харьковскую, и частично Херсонскую губернии и Область Войска Донского.
В начале прошлого века Александр Блок, посетив Донбасс, назвал его Новой Америкой - за невиданный динамизм развития, предприимчивость менеджеров и смешение народностей в едином «плавильном котле».
IV.Подведение итогов
Составить таблицу Особенности реформ в Донбассе, последствия реформ в Донбассе
V.Домашнее задание: прочитать записи тетради, составить таблицу.
Промышленное освоение Донбасса
Вторая половина XIX - начало XX века характеризуются качественными изменениями в экономике страны, бурным развитием промышленности, культуры, социальной сферы общества. В этот период Донбасс в промышленном отношении начинает занимать одно из ведущих мест в России, и, естественно, в Украине.
Можно утверждать, что на протяжении 40 пореформенных лет в Донецком регионе были заложены необходимые условия для его лидирующего положения в промышленном производстве Украины..
Одним из важнейших заданйй правительства после 1861 г. было создание железнодорожной сети. В России к этому времени насчитывалось до 3,5 тыс. верст железных дорог, тогда как во Франции и Германии - по 14 тыс. км., в Англии - 22 тыс., а в США - 56 тыс.
Богатейшие месторождения полезных ископаемых в районе Донецкого кряжа и в Приднепровье практически не эксплуатировались из-за отсутствия потребителей и надежных связей с рынками сбыта.
Именно взрыв железнодорожного строительства послужил стимулирующим толчком для роста промышленности Донбасса. Огромную роль в развитии экономики края сыграли Донецкая железная дорога, Константиновская, Екатерининская, Северо-Донецкая, а также меридианальные магистрали, которые пересекали с севера на юг центральную и восточную части Донбасса и принадлежали одному из выдающихся железнодорожных "королей" пореформенного периода - С.С.Полякову. Большую роль в проектировании и финансировании железных дорог в Донбассе сыграли также С.И.Мамонтов, Д.Юз и О.М.Поль.
Кроме магистральных железных дорог исключительное значение для развития тяжелой индустрии Юга России имели подъездные пути, при наличии которых значительно уменьшились потери на транспортировку минерального топлива на станции и практически полностью ликвидировалась зависимость предпринимателя от погодных условий.
Железные дороги соединили донецкий уголь с криворожской рудой, создав благоприятные условия для быстрого развития тяжелой промышленности в регионе.
В связи с бурным развитием экономики и ростом городов, а также более интенсивной работой транспорта заметно растет объем угледобычи в бассейне: с 295,6 млн. пудов в 1894 г. до 671,1 млн. в 1900 г., т.е. в 2,5 раза. К 1913 году в Донбассе добывалось более 1,5 млрд. пудов угля. Удельный вес Донецкого бассейна в каменноугольной промышленности страны возрос до 74%, причем почти все коксующиеся угли добывались в Донбассе.
В 90-х годах происходит расширение рынков сбыта. Усиливается вывоз минерального топлива в Центрально-промышленный район, где самым крупным его потребителем становится Москва с разнообразной фабрично-заводской промышленностью.
Эти же годы были началом расширения поставок топлива на машиностроительные заводы Морского ведомства под Петербургом.
Первая практическая попытка экспорта донецкого угля имела место в мае 1892г., когда одна из крупных акционерных компаний Донбасса - "Горное и промышленное товарищество на Юге России" - отправила из Мариуполя в Константинополь партию своей продукции. Однако в Константинополе донецкий уголь не мог конкурировать с английским вследствие более низкой себестоимости последнего, а также в связи с дешевизной фрахтов из Англии.
Желание донецких горнопромышленников получить льготы для организации сбыта за границу минерального топлива получило поддержку со стороны министра финансов С.Ю.Витте. Во время обсуждения этого вопроса в Кабинете министров он сумел настоять на предоставлении ряда льгот владельцам шахт.
Это позволило предпринимателям продавать на Константинопольском рынке уголь по цене, близкой английскому. В 1894-95 гг. неоднократно снижались железнодорожные тарифы для всех станций отправки угля до Мариуполя с целью вывоза его в порты Азовского и Черного морей, а также за границу.
С середины 90-х годов начинается постепенное оживление российско- болгарских связей. В конце мая 1896 г. снова открывается болгарская линия Русского товарищества пароходов и торговли с заходом в Бургас и Варну. Основным продуктом экспорта в Болгарию стала донецкая каменная соль. Последние десятилетия XIX века характеризовать попыткой владельцев шахт освоить и румынский рынок. В 1890 г. они отправили туда первую партию минерального топлива -10 тыс. пудов.
Одновременно с развитием угольной промышленности зарождается черная металлургия.
В 1866 г. на очень выгодных условиях получил концессию князь Кочубей, намеревавшийся построить на Юге России завод для изготовления рельсов из местного чугуна на местном минеральном топливе. Однако даже этому сановному предпринимателю не удалось привлечь для строительства завода крупных капиталистов. В результате чего в конце 1868 г. князь уступил свои права (за солидное вознаграждение - в 24 тыс. фунтов стерлингов) английскому заводчику Джону Юзу, который начал переговоры с правительством о постройке в Донецком крае завода чугуноплавильного, железообрабатывающего и рельсового производства.
Согласно договору с царским правительством Дж.Юз должен был начать выплавку чугуна в январе 1870 г., а прокат рельсов - в апреле 1871 г. В связи с техническим несовершенством проекта, и другими причинами, первая плавка состоялась лишь 21 апреля 1871г., но уже через три дня доменную печь вынуждены были поставить на ремонт. Лишь 24 января 1872 года, после продолжительного ремонта, был проведен первый выпуск чугуна.
С осени 1873 г. завод Новороссийского товарищества работал уже по законченному металлургическому циклу, а с середины 70-х годов превратился в одно из наиболее крупных металлургических предприятий страны.
Настоящий расцвет южной металлургии приходится на последние 15 лет XIX века. За это время было основано 17 металлургических доменных заводов, из которых 12 находились в Донбассе. Строительство заводов происходило в большинстве своем за счет иностранных инвестиций - американских, английских, бельгийских, французских и немецких.
Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на второй план и превратился в главный металлургический центр страны. Донбасс, в свою очередь, занял ведущее место в металлургии Юга, производя 70% всего южного чугуна. За 15 лет доля Донбасса в общероссийской выплавке чугуна возросла в 6 раз, составив в 1900 г. 36,1%. По производству чугуна Донбасс к началу XX века опередил Урал. Как и Юг в целом, Донбасс стал также одним из основных районов сталепрокатного и рельсового производства. На металлургичесих заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работающие с применением горячего доменного дутья. Новая техника и технология - бессемеровские и томасовские конверторы, мартеновские печи - нашли с самого начала свое применение в сталеплавильном производстве. И в дальнейшем продолжалась механизация и совершенствование металлургического производства, в котором участвовали выдающиеся инженеры тех лет М.А.Павлов, В.Е.Грум-Гржимайло, М.А.Курако и др.
Рост каменноугольной и металлургической промышленности способствовал развитию металлообрабатывающего производства. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке и Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство. Из машиностроительных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х гг. немецким капиталистом Гартманом.
Химическая промышленность была представлена содовыми заводами в Лисичанске и близ Славянска. Донбасс давал стране и поваренную соль, добываемую рудничным способом в районе Бахмута и вывариваемую на небольших солеварнях в Славянске и Бахмуге, а также - кислоты, стекло и стеклянные изделия. Недалеко от Никитовки было расположено единственное в России предприятие А.А.Ауэрбаха по производству ртути из добывавшейся здесь же руды (киновари).
Одновременно существовало множество мелких полукустарных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья - мельниц, крупорушек, винокуренных и пивоваренных заводов и т. д.
Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разного рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности.
В 1913 г. число работающих в Донбассе составило примерно 262 тыс. человек, из них 168,4 тыс. шахтеров, 54,2 тыс. металлургов, 20 тыс. железнодорожников, около 19 тыс. рабочих других отраслей промышленности.
На предприятиях региона трудилось немало квалифицированных рабочих - выходцев из старых промышленных центров России: Москвы, Петербурга, Брянска, Сормова, Тулы и др. Основные же кадры для промышленности Донбасс продолжал черпать из деревень центральных губерний страны (Орловской, Курской, Воронежской, Тульской, Тамбовской, Калужской, Рязанской), ряда украинских - Екатеринославской, Харьковской, Черниговской, а также из области Войска Донского и Могилевской губернии.
Донецкий бассейн стал одним из основных центров тяжелой промышленности царской России, где к началу XX века переплетаются и мирно соседствуют интересы как крупнейших российских, украинских, так и иностранных капиталов, получавших здесь огромные прибыли и в свою очередь способствовавших стремительному развитию экономики региона, созданию первых в стране монопольных объединений и организаций промышленников для защиты своих интересов.