Классические принципы налогообложения и их реализация в налоговой системе Российской Федерации
Классические принципы выделяли А.Смит, Вагнер, Тургенев.
- справедливость
Подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства
Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. что с повышением дохода ставка налога увеличивается.
Справедливость налогообложения в горизонтальном разрезе – это принцип, предлагающий единую налоговую ставку для лица с одинаковыми доходами.
- равномерность
Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому
- удобство
Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика
- дешевизна
Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Значение очень велико эти принципы во все времена остаются актуальными это базовый минимум, который должно обеспечить государство для нормальной работы налоговой политики
Современные: Экономико-функциональные и организационно-правовые
Экономико-функциональные: – стабильность – устойчивость – запрет обратной силы закона – стремление к универсальному налогообложению – однократность взимания налогов – нейтральность, прозрачность, дискретность налогообложения – равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налогообложения – стремление к достижения равновесия между налоговыми функциями – недопущение репрессивного характера действий со стороны налоговых администраций.
Организационно-правовые Децентрализация Принципы единства
В других источниках выделяют: (можно учить и тот и другой вариант)
Экономические принципы налогообложения
Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками). Представляется, что при неизменном названии этого классического принципауточнение его сущности с течением времени является объективным процессом, что и было сделано в рамках теории общественного выбора, предложившей сочетать горизонтальную и вертикальную справедливость при использовании понятий экономического равенства (неравенства).
Принцип эффективности (его еще характеризуют как принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому из них существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. По подавляющему большинству российских, в первую очередь федеральных, налогов этот принцип реализуется. Однако по некоторым налогам — региональному (транспортному) и местному (на имущество физических лиц) — он реализуется далеко не в полной мере.
Усилия налоговых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений, контролю за уплатой едва перекрывают поступления от них, а уж экономическую целесообразность трудоемких усилий по взысканию незначительных сумм в судебном порядке вообще трудно оценить. Но содержание этого принципа не ограничивается только требованиями экономичности. В более широком смысле для его реализации следует оценивать различные эффекты действия тех или иных налогов, соизмерять полезную их эффективность с неизбежными потерями.
Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования налогообложением экономической активности налогоплательщиков. Данный принцип зачастую характеризуют также как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны. То есть при установлении налогов и определении их элементов необходимо соизмерять последствия как с точки зрения выгод для бюджета, так и с точки зрения ущерба для экономики. Причем сопоставлять эти выгоды и потери следует не только в текущий момент времени, но и на перспективу, дабы не получить в дальнейшем уменьшение налоговой базы и снижения налоговых поступлений.
Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, а именно всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога в первую очередь для налогоплательщика. Одним из обязательных атрибутов этого принципа является предварительная информированность налогоплательщика не только об исчерпывающем перечне налогов, которые ему следует уплачивать, но и во всех вводимых в налоговое законодательство изменениях. Другим атрибутом является обеспечение простоты исчисления налогового обязательства и удобства времени уплаты, которое следует совмещать с фактом получения дохода или с моментом осуществления факта потребления (по налогам на потребление). Одним из наглядных примеров реализации данного принципа является определенная вариативность выбора налогоплательщиком того или много способа исчисления и уплаты по отдельным налогам, а также возможность применения малым бизнесом различных систем налогообложения.
Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта:
• целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов «положения. Множественность налогов создает предпосылки для повышения адресности налогообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них наличных объектов обложения, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по разным категориям плательщиков, формируя тем самым более толерантное отношение к налогам;
• целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или его налога. Множественность источников бюджета экономически более целесообразна особенно в кризисные периоды.
Юридические принципы налогообложения
Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом. В соответствии с этим принципом считается недопустимым установление различных налогов или элементов налогов дифференцированно, исходя из социальных, национальных, конфессиональных и иных критериев, а также в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных дискриминационных оснований.
Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть введен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в ст. 12 НК РФ. в соответствии с которой применительно к федеральным налогам Российской Федерации законно установленными могут считаться только те налоги, которые определены НК РФ, к региональным — только те, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, к местным — только те, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Также в соответствии со ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Данный принцип реализован в ст. 5 НК РФ, где предусматривается, что законодательные акты о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложение должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимай налогов. Данный принцип воплощен в ст. 4 и 6 НК РФ. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства, т.е. при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законодательства.
Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам ст. 17 НК РФ относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.
Организационные принципы налогообложения
Принцип единства налоговой системы предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК РФ.
Исходя из этого принципа не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Поэтому недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций, а также препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Кроме того, принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой налоговых органов, пронизанных вертикалью, а не горизонталью управления.
Принцип подвижности (эластичности) налогообложения заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции. Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении обнаруживающихся в налоговом законодательстве пробелов и различных нестыковок. Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие налоговой системы, и при постепенном совершенствовании процесса налогообложения он не будет противоречить принципу стабильности. Отражение данного принципа можно найти в ст. 5 НК РФ.
Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной. Кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Одним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК РФ о том, что изменения в части установления новых налогов или сборов должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного управления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности. Данный принцип отражен не только в ряде статей Налогового кодекса, но и в самом делении налогов на федеральные, региональные и местные.
Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК РФ за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
Принцип одновременности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 Н К РФ, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Значение эти принципы необходимы для развития налоговой системы государства, наведения порядка и справедливости налогообложении.