Конкурентоспособной продукции

В свободной рыночной экономике стратегическое планирование производственной деятельности предприятия ориентируется в основ­ном на удовлетворение всех потенциальных потребителей в своей продукции. Прогнозирование новой конкурентоспособной продук­ции — это систематическое проведение экономического анализа, вы­полнение плановых расчетов и принятие управленческих решений по всем функциям маркетинга, проектирования, организации производ­ства, реализации, обновления или замены производимых фирмой товаров и услуг. Стратегический план-прогноз позволяет каждому предприятию с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разработать соответствующие производственные про­граммы на длительный период, скоординировать производство кон­курентоспособной продукции, поддерживая пользующиеся повышен­ным спросом или заменяя неэффективные товары.

В ходе прогнозирования производства конкурентоспособной про­дукции каждое предприятие определяет на долгосрочный период не только вид или тип основных товаров, но и их ассортимент. Товарный ассортимент включает все группы товаров и услуг, которые предлагает фирма. Ассортимент характеризуется шириной или количеством пред­лагаемых групп товаров, глубиной или числом позиций в каждой ас­сортиментной группе и сопоставимостью или общностью каналов рас­пределения, групп потребителей, диапазона цен и др.

Конкурентоспособность товаров определяется совокупностью их потребительских свойств, отличных от товаров-конкурентов по сте­пени соответствия конкретным личным запросам и общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение и получаемых доходов. Важнейшими показателями конкурентоспособности продукции являются: технический уровень и качество, ресурсоемкость и долговеч­ность, экономичность и эстетичность и др.Обязательными компонен­тами конкурентоспособности служат экономические и неценовые факторы. К экономическим относятся такие стоимостные показатели, как издержки и цена продукции, затраты на ее эксплуатацию и ути­лизацию и др. К неценовым характеристикам товара можно отнести: условия платежа и сервиса, уровень снабженческо-сбытовых услуг, деловую репутацию, имидж фирмы, рекламу и пропаганду товара и др.

В ходе прогнозирования новой продукции для оценки ее конку­рентоспособности применяется система следующих показателей:

единичные, или частные, характеризующие процентное отношение величины какого-либо технического или экономического параметра данною товара и соответствующего параметра товара-конкурента;

групповые, или сводные, объединяющие индивидуальные показа­тели по одинаковым группам параметров, например, техническим, экономическим, нормативным;

интегральные, представляющие количественную характеристику конкурентоспособности товара ,в виде отношения суммы группового показателя по отдельным параметрам (техническим, неценовым) к групповому показателю по экономическим параметрам.

Выбор конкурентоспособной продукции производится, как пра­вило, на основе дифференцированных (единичных) или комплекс­ных (групповых) показателей, сравнения планируемых товаров с кон­курирующими на рынке. Прогнозирование производства новых това­ров означает сопоставление предложений предприятия с сегодняш­ним восприятием и будущими желаниями потребителей, уровнем конкуренции и качеством продукции других производителей, возмож­ными изменениями во внешней и внутренней среде.

В основе долгосрочного прогнозирования конкурентоспособной продукции в современном производстве лежит концепция жизненно­го цикла продукта которая описывает стратегию маркетинга, процес­сы производства и распределения продукции, механизм взаимосвязи издержек и доходов, систему взаимодействия потребителей и конку­рентов с момента поступления товара на рынок и до его снятия с производства. В условиях рынка этот показатель заметно возрастает в стратегическом планировании.

На стадии роста расширяется сбыт товара и возрастает прибыль от его продажи. Осуществляются необходимые модификации базо­вой модели продукта, разрабатывается планируемый диапазон цен, используется массовая реклама.

На этапе зрелости сохраняются отличительные преимущества и стабилизируется объем продаж. В конце этой стадии происходит на­сыщение рынка данным товаром, возрастает конкуренция и снижа­ется спрос. В результате сокращается как общая, так и удельная при­быль. На рынке имеется полная ассортиментная группа продукции с разными уровнями цен. Продвижение товара на рынок усложняется и приобретает крайне конкурентный характер.

На этапе спада снижается количество продаж товаров и величина доходов. Сокращается объем производства данного товара, а затем вообще прекращается выпуск этой продукции)

Как подтверждает опыт зарубежных фирм, применение данных видов и этапов жизненного цикла продукции может служить основой долгосрочного планирования.

Долгосрочное прогно­зирование конкурентной продукции должно быть дополнено на каж­дом предприятии краткосрочным планированием. Для этого может быть использована матрица «Бостон консалтинг групп» — БКГ.

Она позволяет классифицировать каждый вид продукции по его доле или удельному весу на рынке относительно основных конкурентов или в общем объеме производства данного стратегического хозяйст­венного подразделения.

Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше общая прибыль. В матрице выделяются четыре ос­новных вида продукции или типа стратегических подразделений: звез­да, дойная корова, трудный ребенок (кошка) и собака. Для каждой из них предусматривается своя стратегия развития, которая должна наи­более полно учитываться при планировании.

1. Звезда занимает лидирующее положение на рынке (высокая доля и быстрый рост). Она дает значительную прибыль, но требует боль­ших объемов различных ресурсов для финансирования продолжаю­щегося роста. Высокую долю на рынке можно поддерживать различ­ными способами. По мере замедления развития производства звезда превращается в дойную корову.

2. Дойная корова сохраняет ведущее положение на рынке в относи­тельно зрелом или сокращающемся производстве. При этом положении обеспечивается стабильный сбыт продукции, который без боль­ших издержек поддерживается на рынке.

3. Трудный ребенок, или вопросительный знак, незначительно воз­действует на рынок (малая доля) в развивающемся производстве (бы­стрый рост). Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение то­вара и улучшение его характеристик или снизить цены, и т.д.

4. Собака имеет на рынке малую долю при сокращающемся или медленном росте. Для этого положения характерны чрезмерные из­держки и незначительные возможности роста.

В процессе прогнозирования производства конкурентоспособной продукции, кроме четырехсекторной матрицы БКГ, могут быть ис­пользованы девятисекторные и другие, более широкие матрицы фор­мирования портфеля заказов предприятия. Таким образом, прогнозирование конкурентоспособной продукции — это процесс разработки новых товаров, планирования и управления растущими и зрелыми продуктами на протяжении всего их жизненного цикла и прекращения выпуска нежелательных товаров. Процесс перспек­тивного планирования новой конкурентоспособной продукции включает семь основных этапов: от генерации идеи до ее коммерческой реализаций (схема 1.).

Генерация идей

Оценка продукции

Проверка концепции

Экономический анализ

Разработка продукции

Пробный маркетинг

Коммерческая реализация

Схема 1. Процесс планирования новой продукции

Для первичной оценки уровня конкурентоспособности планируемой к производству продукции может быть использован стандартизированный состав важнейших параметров продукции (схема 2), применяемых на зарубежных фирмах.

1. Общие показатели новой продукции

1.1. Потенциальная прибыль

1.2. Существующая конкуренция

1.3. Возможная конкуренция

1.4. Размер рынка

1.5. Уровень инвестиций

1.6. Возможность патентования

1.7. Степень риска

2. Маркетинговые характеристики товара

2.1. Соответствие возможностям фирмы

2.2. Воздействие на существующую продукцию

2.3. Привлекательность для рынков

2.4. Длительность жизненного цикла

2.5. Воздействие на образ товара

2.6. Устойчивость к сезонным факторам

3. Производственные характеристики продукции

3.1. Соответствие производственной мощности

3.2. Продолжительность времени до реализации

3.3. Простота производства

3.4. Доступность производственных ресурсов

3.5. Возможность конкурентоспособных цен

Схема 2. Перечень оценочных показателей новой продукции

В процессе прогнозирования новой продукции могут быть использованы различные методы:

— экспертные оценки, основу которых составляет субъективное мнение высококвалифицированных специалистов-экспертов или эко­номистов-менеджеров различных уровней управления;

— экстраполяция, или статистические оценки, основанные на ана­литической обработке имеющихся данных об объекте прогнозирова­ния за прошлый период и распространении обнаруженных тенден­ций его развития на будущее время;

— моделирование, или экономико-математические методы, преду­сматривающие создание технических, структурных либо математических моделей, отражающих наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования в их тесном взаимодействии как с внутренними, так и с окружающими факторами.

Прогнозирование конкурентоспособной продукции должно стать обязательной составной частью стратегического планирования на оте­чественных предприятиях.

В последнее время долгосрочное планирование конкурентоспособ­ной продукции ведется на наших предприятиях по двум направлени­ям:

1) создание и освоение производства новых изделий;

2) улучшение показателей качества выпускаемых товаров.

Планирование развития потенциала предприятия.

Важнейшая задача стратегического планирования в условиях рын­ка — обеспечить предприятию (фирме) возможности достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем ис­пользования самых эффективных средств. Те предприятия и компа­нии, которые планируют и поддерживают высокий потенциал своего развития, как показывает опыт зарубежных стран, устойчиво оказы­ваются сильными, прибыльными и уважаемыми в мировом деловом сообществе. Чтобы фирма могла установить собственный долгосрочный конкурентный цикл развития, она должна расти быс­трее, чем повышается потенциал ее основных конкурентов.

Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность пока­зателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возмож­ности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие произ­водственные резервы, которые могут быть использованы в экономичес­кой деятельности. Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты вся­кой его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всей организации.

Выбор направления или стратегии развития потенциала предпри­ятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющих­ся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности произ­водимых работ и услуг, существующего положения на рынке и пред­стоящих целей, например, выйти в лидеры, закрепиться среди конку­рентов, избежать банкротства и т.п.

В современных рыночных отношениях все экономические ресур­сы, составляющие основу развития потенциала любого предприятия или организации, как общепринято, подразделяются на две большие категории — материальные и людские и четыре основных вида — земля, труд, капитал и предпринимательские способности.

Земля, или природные ресурсы, объединяет все вещественные фак­торы, которые природа предоставляет людям в виде полезных иско­паемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды, воздуха, тепла и др. Природные ресурсы играют важную экономическую роль в жизни людей, закладывают основы развития человека и производ­ства, способствуют росту личного и национального богатства.

Труд, или трудовые ресурсы, характеризует совокупность умствен­ных и физических способностей человека, необходимых для производства материальных благ. В общем виде любой труд или способ­ность к труду можно охарактеризовать количеством трудоспособных работников, уровнем их профессиональной подготовки и квалифика­ции, трудовой отдачей персонала и многими другими экономически­ми показателями. В конкретных условиях производства всякий про­цесс труда может быть определен величиной затрат и результатов, трудоемкостью продукции, интенсивностью труда, его продуктивно­стью, затратами на содержание персонала, заработной платой работ­ников и т.д.

Капитал, или инвестиционные ресурсы, определяет весь запас на­копленных материальных средств: производственное оборудование, технологическая. оснастка и инструменты, объем сырья и материалов, используемых в процессе изготовления товаров и выполнения услуг. Деньги в рыночной экономике не относятся к капитальным ресур­сам, так как сами по себе они не производят продукции, хотя и при­носят многим их обладателям большое богатство.

Предпринимательские, или творческие, способности человека про­являются в умении открыть свое дело (бизнес), организовать новые научные, технические, коммерческие либо иные инновационные про­екты, а также в рациональном использовании труда, земли, капитала и других экономических ресурсов.

К особым видам ресурсов, способствующим объединению в еди­ную систему разрозненных производственных факторов и повышающим эффективность их применения, многие экономисты относят такие основательные экономические категории, как организация про­изводства и рабочее время.

В общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:

1) оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли или занимаемого положения на рынке;

2) определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенци­ала;

3) анализ имеющихся производственных резервов и потерь эконо­мических ресурсов на предприятии;

4) выбор основной стратегии и тактики развития потенциала пред­приятия;

5) планирование развития потенциала предприятия с учетом вы­бранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;

6) осуществление запланированных мероприятий, связанных с обес­печением экономического роста и развития потенциала предприятия.

Таким образом, повышение уровня развития потенциала сводится по существу к анализу его структуры, оценке и планированию влия­ния большой совокупности факторов на конкурентоспособность предприятия и его место на действующем рынке. Рассмотрим в связи с этим основные виды или составляющие компоненты потенциала предприятия.

Совокупный потенциаллюбой организации образуют отдельные слагаемые: трудовой, экономический, организационный, научно-тех­нический, производственный, предпринимательский и финансовый потенциал.

Трудовой потенциалчеловека характеризуется совокупностью его способностей к экономической деятельности.

К ос­новным компонентам трудового потенциала относятся: здоровье, об­разование, нравственность, творчество, профессионализм. Все эти ха­рактеристики могут быть применены как к отдельному человеку, так и к группе людей, предприятию, региону и всей стране.

Здоровье характеризуется рядом параметров, требующих в общем случае специального медицинского и социально-экономического анализа. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического и социального благо­получия. Благополучие — это состояние ума, характеризующееся не­которой психической гармонией между способностями, потребнос­тями и ожиданиями человека и теми требованиями и возможностя­ми, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда.

Образование — важнейший фактор роста эффективности произ­водства и национального богатства. В России ухудшается не только состояние образования людей, но и снижается эффективность ис­пользования персонала с высшим образованием. На отечественных предприятиях только 10% выпускников технических вузов заняты не­посредственно инженерной деятельностью. Остальные числятся на должностях рабочих, служащих и др.

Нравственность служит одним из показателей новых трудовых отношений в рыночной экономике. В России значительно увеличи­лось число экономических преступлений, в частности заказных убийств крупных предпринимателей и руководителей банковских структур.

Профессионализм персонала относится к важнейшим показателям рабочей силы. Однако в России рост квалификации идет явно замед­ленными темпами. На предприятиях велика доля рабочих мало квалифицированного труда, особенно низок уровень профессионализма многих руководителей, в том числе и экономистов-менеджеров.

Творчество работников служит наиболее влиятельным фактором экономического развития страны. Многие предприниматели, науч­ные работники, рационализаторы и изобретатели вносят заметный вклад в достижение высокой прибыли и повышение эффективности производства.

Основой развития трудового потенциала работников является со­вершенствование заложенных природой человеческих способностей. В процессе трудовой деятельности человеческий потенциал непрерывно развивается. На многих предприятиях действуют свои системы повы­шения профессиональной квалификации персонала, расходуются зна­чительные финансовые средства на поддержание здоровья, создание безопасных условий работы, развитие творческих способностей и т.п.

Развитие и реализация трудового потенциала человека в очень боль­шой степени зависят от сложившихся экономических отношений и существующей государственной политики в стране, а также нацио­нального богатства и многих других факторов. Для стран с высоким уровнем благосостояния народа характерна политика, направленная на повышение качества человеческих ресурсов. Методы осуществле­ния такой политики, хотя и имеют национальные особенности, в целом носят общие функции: отбор и поощрение талантливых лю­дей, улучшение образования, дифференциация оплаты труда в зави­симости от его результатов. Однако в России пока отсутствует госу­дарственная политика дальнейшего развития науки, культуры, образования, творчества и других сфер, обеспечивающих высокий уро­вень развития человеческого капитала, трудового потенциала людей.

Экономический потенциаллюбого предприятия представляет собой состав его ресурсов — трудовых, материальных, финансовых и дру­гих, имеющихся в распоряжении организации для производства за­планированных работ и услуг. Состояние экономического потенциа­ла предприятия характеризуют следующие факторы и показатели:

— объем и качество производственных ресурсов, численность промышленно производственного персонала, состав основных производ­ственных фондов, величина оборотных фондов и материальных запа­сов, наличие финансовых ресурсов и нематериальных активов, ис­пользование патентов, лицензий, технологии, информации;

— способности персонала предприятия к профессиональной деятельности во всех сферах производства и на всех уровнях управления;

— финансовое состояние предприятия, уровень текущей платеже­способности и ликвидности, внешняя и внутренняя задолженность, степень кредитоспособности;

— состояние научной, творческой, рационализаторской и иннова­ционной деятельности, способность к обновлению производства и смене действующей технологии;

— информационное обеспечение маркетинговой, проектной, про­изводственной и финансовой деятельности, качество используемой информации, степень ее обоснованности и достоверности.

Планиро­вание развития потенциала предприятия производится по следующим главным индикаторам или комплексным факторам:

— динамика национальной экономики или экономического по­тенциала;

— производственная мощность предприятия или отрасли промы­шленности;

— динамика внутреннего рынка;

— финансовое состояние фирмы;

— человеческий капитал или трудовой потенциал;

— престиж фирмы, отрасли или страны;

— обеспеченность производственными ресурсами;

— ориентация на внешний рынок;

— инновационный или творческий потенциал;

— общественная стабильность.

Каждый из перечисленных комплексных производственных фак­торов-индикаторов состоит из двух-трех десятков единичных пока­зателей. Поэтому при планировании развития потенциала предпри­ятия возникает весьма сложная задача по отбору наиболее значимых показателей для оценки каждого из приведенных факторов.

На отечественных предприятиях планирование развития техниче­ского потенциалаобычно производится по следующим основным на­правлениям:

1) разработка конкурентоспособной продукции;

2) внедрение прогрессивной технологии;

3) совершенствование организации производства;

4) автоматизация производственных процессов;

5) создание новых хозяйственных подразделений;

6) реструктуризация действующего производства;

7) снижение расхода производственных ресурсов;

8) совершенствование управления предприятием;

9) повышение профессионализма персонала;

10) рост производственной мощности предприятия;

11) оптимизация условий труда работников;

12) стандартизация и унификация продукции.

Все перечисленные направления могут быть включены в темати­ческие планы. Тематические планы составляются обычно на пятилетний период с учетом всех предстоящих внутренних и внешних планируемых изменений производственных систем на предприятиях или фирмах.

Глава 2. Содержание плана экономического и социального развития.

Перечень разделов плана экономического и социального развития:

1. Производство и реализация продукции.

2. Техническое развитие и организация производства.

3. Показатели повышения экономической эффективности производства.

4. Нормы и нормативы.

5. Капитальные вложения.

6. Материально-техническое снабжение и сбыт.

7. Социально-трудовое планирование.

8. Себестоимость, прибыль и рентабельность производства.

9. Фонд накопления и фонд потребления. Материальное поощрение.

10. Финансовый план.

11. Социальное развитие коллектива.

12. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Основными разделами плана экономического и социального развития являются:

1,7,8,10 пункты.

Система планов включает в себя: основные направления экономического развития на 5,10,15 лет, годовые планы экономического и социального развития предприятий (техпромфинпланы) и годовые планы экономического и социального развития цехов (техпромпланы).

Разработка плана экономического и социального развития начинается с анализа уровня технико-экономических показателей работы предприятия в предшествующем периоде с целью выявления недостатков и имеющихся резервов. Кроме того, необходимо провести предварительное маркетинговое исследование рынка, конкурентной среды, жизненного цикла товаров и влияния различных факторов. Результатом такого анализа и исследования является план и расчеты повышения экономической эффективности маркетинговых и организационно-технических мероприятий, предлагаемых к внедрению в планируемом периоде. На их основе рассчитываются все другие разделы плана.

Рассмотрим более подробно основные содержание основных разделов плана экономического социального развития.

2.1. Планирование производства и реализации продукции

Содержание плана производства предприятия.

Разработка плана производства и продажи продукции является в рыночных условиях ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия. План производ­ства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а так­же главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т.п. Планирование производства продук­ции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих пред­приятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или по­требителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проек­тированием конкурентоспособной продукции, организацией ее про­изводства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

Планирование производства и реализация продукции на отечественных предприятиях представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и продажи товаров, расчет потребности всех видов экономических ресурсов. В свою очередь это предполагает обеспечение сбалансированности производственной программы и производственной мощности, конкретизацию объемов и сроков выполнения работ и услуг, оперативное регулирование производственной деятельностью и корректировку исходных плановых показателей и т.п.

В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

— основная цель производственной деятельности фирмы и ее от­дельных подразделений на плановый период;

— объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с ука­занием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

— расчет производственной мощности предприятия, цехов и уча­стков, подтверждающий ее сбалансированность с годовыми объема­ми производства, равновесие спроса и предложения;

— определение потребности ресурсов на выполнение годовой про­изводственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

— распределение планируемых работ по основным цехам — ис­полнителям рыночных заказов, а также срокам изготовления и по­ставки продукции на рынок;

— выбор средств и методов достижения запланированных показате­лей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов за­грузки технологического оборудования и производственных площадей;

— обоснование методов и форм организации производства запла­нированных товаров, работ и услуг и контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

Как видно, планирование производства продукции предусматри­вает систему взаимодействия комплекса экономических ресурсов и внутрифирменных факторов, направляемых на достижение вырабо­танной стратегии и поставленных задач на основе полного использо­вания технических, организационных и иных имеющихся на пред­приятии резервов.

На его основе разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и дру­гие разделы долгосрочного и текущего планов.

В комплексном плане производ­ства предприятия предусматриваются, кроме того, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки поставки продукции, а также ответственные исполнители по всему цик­лу проектно-конструкторских, производственно-хозяйственных, пла­ново-управленческих работ и другим видам деятельности.

В планах производства при необходимости можно также устанав­ливать основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно допустимые затраты по этапам и видам работ, конечные результаты по отдельным подразде­лениям, видам потоков и срокам поступления денежных средств. В ходе внутрифирменного планирования каждое структурное подразде­ление, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с общим планом предпри­ятия. По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяй­ственной деятельности.

С течением времени общие долгосроч­ные цели конкретизируются в текущие задания по проектированию новой продукции, разработке технологии производства, закупке ре­сурсов, освоению производственных процессов, продаже товаров и т.п. После освоения производства новой продукции выдвигаются, раз­рабатываются или обосновываются новые стратегические цели и про­цесс планирования производственной деятельности на предприятии непрерывно повторяется или бесконечно продолжается. (схема 3).

конкурентоспособной продукции - student2.ru

Портфель заказов

конкурентоспособной продукции - student2.ru конкурентоспособной продукции - student2.ru конкурентоспособной продукции - student2.ru конкурентоспособной продукции - student2.ru конкурентоспособной продукции - student2.ru конкурентоспособной продукции - student2.ru конкурентоспособной продукции - student2.ru План материального План по труду и

конкурентоспособной продукции - student2.ru обеспечения План заработной плате

производства и реализации

конкурентоспособной продукции - student2.ru продукции (услуг, работ)

План по инвестициям и новым технологиям Финансовый план

 
  конкурентоспособной продукции - student2.ru

конкурентоспособной продукции - student2.ru

Потребитель продукции

Схема 3. Механизм взаимодействия планов

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА

Производственная деятельность предприятий характеризуется си­стемой показателей. Важнейшими из них в условиях свободных ры­ночных отношений являются такие, как спрос на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход и др.

Спрос показывает количество товаров, которые потребители гото­вы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени.

Важным показателем, характеризующим зависимость цены и спро­са, является эластичность, показывающая изменение одной величи­ны в результате воздействия второй, например, спроса от цены. Она выражает изменение требуемого количества товара по отношению к изменению цены и определяется по формуле:

∆С

Эц = ---------

∆Ц

где Эц — эластичность цены; ∆С — процент изменения спроса; ∆Ц — процент изменения цены.

Как видно из формулы, эластичность показывает, какое процент­ное изменение спроса последует при однопроцентном увеличении цены. В данном случае изменение спроса означает уменьшение его величины при росте уровня цен на товар. Показатель эластичности является универсальным и служит для характеристики изменения многих взаимосвязанных экономических факторов, в том числе спро­са и предложения.

Предложение можно определить как шкалу, показывающую раз­ные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Предложение пока­зывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к продаже на рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С повышением цен возрастает и размер предло­жения, а сокращение цен приводит к соответствующему уменьшению предложения. Закон предложения (П), или кривая предложения, по­казывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, а меньшее — по низкой . Равновесие между величиной предложения и ценой достигается в точке пересечения кривой спроса с кривой предложе­ния, называемой в экономической теории точкой равновесия (Р). В этой точке при равновесной цене (Цр) совпадают планы производителей и потребителей по изготовлению и покупке продукции.

Равновесие определяет количество товара, которое покупатели хо­тят приобрести, а производители предложить при соответствующей рыночной цене, действующей в данное время.

Объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой на предприятии продукции в планируемом периоде времени. Поэтому следует различать годовой, квартальный, месяч­ный объем производства. Планируемая номенкла­тура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделе­ния или всего предприятия. Поэтому в процессе составления произ­водственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители объема выпуска продукции.

В теории и практике планирования на машиностроительных пред­приятиях широко применяются натуральные, трудовые и стоимост­ные измерители продукции и некоторые их разновидности.

Натуральные измерители выражают физический объем конкрет­ных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры (погонные, квадратные, кубические), и служат осно­вой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Однако на практике диапазон их применения ограничен расчетами объемов выпуска только однородной продукции.

Трудовые измерители являются универсальными и наиболее рас­пространены на производстве. Они характеризуют объем выпущен­ной продукции в нормо-часах (человеко-часах, станко-часах), нормо-рублях и других нормируемых показателях затрат труда или рабо­чего времени. Эти измерители являются базой технико-экономичес­кого, социально-трудового, оперативно-производственного и многих других видов внутрифирменного планирования.

Как показывают наши исследования, в условиях перехода к ры­ночным отношениям, характеризующимся высоким уровнем инфля­ции, нестабильностью действующих цен на материальные ресурсы и тарифов на трудовые ресурсы, целесообразно шире использовать си­стему натуральных и трудовых измерителей, обеспечивающих более высокую достоверность и стабильность плановых расчетов.

Стоимостные нормативы характеризуют объем производства про­дукции в денежном измерении. Они позволяют на единой ценовой основе сопоставлять, анализировать и суммировать объем выпуска разнородной продукции. Однако при этом надо учитывать существу­ющий уровень изменения рыночных цен при планировании и изме­рении объемов выпущенной в разное время продукции.

В процессе разработки плана производства и продажи продукции все объемные расчеты ведутся по каждой номенклатурной позиции. Под номенклатурой понимается перечень или состав выпускаемой про­дукции по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам. Вся производимая на предприятиях продукция по видам или назначению классифицируется на основные изделия, комплектующие и запасные части, полуфабрикаты, работы, услуги и т.п. По стадиям производства и обращения продукция бывает незавершенная, готовая, или товар­ная, реализованная, или проданная, валовая и др. По экономическому содержанию различают чистую, условно-чистую и нормативно-чистую продукцию. В ходе внутрифирменного планирования принято опреде­лять валовой (общий) и внутрихозяйственный оборот продукции. Ва­ловой оборот представляет собой суммарный объем производства про­дукции, выполнения работ и оказания рыночных услуг, планируемых цехам и службам предприятия в стоимостном измерении. Внутрифир­менный оборот характеризует часть суммарного объема производства предприятия, обращающуюся между его цехами и подразделениями. Валовая продукция (ВП) определяется разностью между валовым (ВО) и внутрифирменным оборотом (ВнО) по формуле

ВП == ВО - ВнО.

Коэффициент обновляемости продукции характеризует соотноше­ние новой и старой продукции в годовом плане производства. Новой в мировом промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение одного-трех лет, но не более пяти. Коэффициент обновления продукции на многих зарубежных промышленных фирмах задается как плановый показатель в общем объеме производства и продаж.

В планах крупнейших американских, английских и японских про­мышленных корпораций действует система базовых и оперативных показателей. К базовым целям или контуру долгосрочных планов от­носятсяобъемы продаж, темпы роста, размер прибыли, доход на акцию, доля на рынке, дивиденды, цена акций, компенсации работникам, уро­вень качества продукции, стратегия роста, политика устойчивости, со­циальная ответственность и др. К оперативным целям или планам от­несены задания по добавленной стоимости, инвестиции на одного работающего, показатели роста производительности труда, коэффи­циент оборачиваемости капитала, политика в области снижения из­держек.

В современных рыночных условиях на российских предприятиях разрабатываются главным образом текущие планы производства, со­держащие следующие показатели:

— номенклатуру и количество выпускаемой продукции в натураль­ных показателях;

— объем реализации или продажи продукции, работ и услуг в де­нежном выражении;

— численность промышленно-производственного персонала пред­приятия;

— фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы персо­нала;

— запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции;

— объем капитальных вложений и инвестиций по отдельным на­правлениям деятельности;

— основные финансовые показатели — себестоимость, прибыль, рентабельность и т.д.

Таким образом, проблема планирования новой высокоэффектив­ной продукции является в настоящее время особо значимой для боль­шинства российских предприятий, где требуется расширение объе­мов выпуска и продажи своих товаров и услуг как на отечественном, так и на мировом рынке, достижение высоких показателей качества выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это означает, что в рыночной экономике весьма важными для наших производителей становятся не только качество планирования, но и степень обоснова­ния всех плановых показателей и в первую очередь программы про­изводственной деятельности.

Наши рекомендации