Вопрос 8. товар и труд создающий товар

ТРУД - целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей. (деятельность людей, направленная на удовлетворение экономических потребностей общества.)

ТОВАР - продукт труда, произведенный для продажи. Чтобы быть проданным, продукт должен обладать прежде всего полезностью, т. е. удовлетворять какую-либо потребность покупателя.

Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный для продажи.

Товаром продукт труда становится только тогда, когда он обладает полезностью, может удовлетворить определенные потребности людей, т. е. имеет потребительную стоимость.

Полезность продуктов (или благ) может быть самой разнообразной. Одни блага удовлетворяют потребности человека непосредственно как предметы потребления (продукты питания, одежда, обувь и т. д.), другие - сами служат для производства товаров (орудия труда). Продукт становится товаром в определенных исторических условиях, когда формируется система общественного разделения труда. Завершающей ступенью становления товарного производства является возникновение денег - всеобщего товарного эквивалента, обладающего таким качеством, как ликвидность.

Анализ показывает, что каждое благо является товаром, хотя и может быть реализовано путем купли-продажи (воздух, вода и др.).. Продукты человеческого труда также не всегда является товаром: когда удовлетворяют собственные потребности производителей - они не товар. Продукты труда тогда становятся товарами, когда изготавливаются для удовлетворения общественных потребностей, для обмена. А их движение от производства до потребления опосредуется рынком, куплей-продажей.

Товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость (ценность) Товаром может быть как материальное, так и нематериальное благо, в том числе и услуга

Потребительская стоимость товара - это его способность удовлетворять определенную потребность человека. Как потребительные стоимости товары слишком разнообразны и способны удовлетворять различные потребности человека. Например, хлеб, молоко и другие продукты потребления удовлетворяют потребность в пище; ткань - в одежде; потребительная стоимость ткацкого станка заключается в том, что с его помощью вырабатываются ткани. Итак, как потребительские стоимости товары удовлетворяют те или иные потребности, как предметы личного потребления или как средства производства. Потребительная стоимость свойственна также и услугам - учителя, юриста, ученого, актера, парикмахера. В современных условиях важное значение имеет такая потребительная стоимость, как информация. Потребительная стоимость товаров, их полезность для людей тесно связаны с развитием производительных сил, с прогрессом науки и техники.

Однако при всей отличия товаров как потребительных стоимостей они имеют свойство в определенных количественных соотношениях (пропорциях) обмениваться друг на друга. Это свойство товара называется меновой стоимостью. Например, один телевизор обменивается на 1500 кг зерна пшеницы. В этом количественном соотношении выражается меновая стоимость телевизора. Каждый отдельный товар можно обменивать на множество других в различных количественных пропорциях, следовательно, он имеет множество меновых стоимостей.

Разные по потребительской стоимостью товары приравниваются в обмене, так как по количественному соотношению стоит что-то качественно общее, единое, которое делает их соизмеримыми. Этим общим, содержащейся во всех товарах и делает их соизмеримыми, является то, что все они - продукты труда, независимо от ее конкретной формы. Овеществленный, воплощенная в товаре общественный труд составляет стоимость товара, которая проявляется только на рынке в процессе обмена. Следовательно, стоимость - это внутреннее свойство товара, а меновая стоимость является внешним проявлением стоимости, формой ее проявления в акте обмена.

Абстрактный труд, создающий стоимость — это специфическая общественная форма труда, которая свойственна только товарному производству и выражает экономические отношения между обособленными товаропроизводителями, которые возникают при обмене товарами. Поэтому и стоимость, в которой воплощена абстрактный труд, также общественным свойством товара, а не естественной. Это означает, что обособленные товаропроизводители, работая друг на друга, вступают между собой в производственные отношения.

Конкретный труд - полезный труд, который тратится в особой целесообразной форме с использованием определенных средств и предметов труда и создает потребительскую стоимость. Конкретный труд является прежде полезным трудом, условием существования людей, физической естественной необходимостью. Человек, выполняющий ту или иную работу, ставит перед собой определенную цель, осуществляет отличные от других работников операции, использует специфические средства и предметы труда, получает неодинаковые результаты.

Конкретный труд - это труд определенного вида, характеризующийся применением специфических орудий и предметов труда, своеобразием производственных операций и определенными профессиональными знаниями, приемами и навыками работников. Конкретный труд является источником потребительных стоимостей. Он существует на всех этапах развития общества, во всех общественно-экономических формациях, так как обеспечивает любое общество всеми необходимыми для его существования благами.

Вместе с тем в физиологическом смысле любой труд - это затраты человеческой энергии: мускульной, нервной, умственной. Такой качественно однородный труд, выступающий как простая затрата физиологической энергии человека (или любой другой энергии) без конкретной формы проявления этой затраты, называется абстрактным трудом.

Абстрактный труд, создающий стоимость, - это специфическая общественная форма труда, присущая лишь товарному производству и выражающая общественные производственные отношения между обособленными товаропроизводителями.

Стоимость товаров есть выражение общественных производственных отношений между разрозненными товаропроизводителями.

Абстрактный труд в отличие от конкретного труда качественно одинаковый у разных товаропроизводителей. Мы можем различать лишь большее или меньшее количество абстрактного труда, затраченного на изготовление товаров, и соответственно большую или меньшую их стоимость.

Наши рекомендации