Потребительского поведения

6.1. Свойства продукта как объект потребительского выбора

Потребитель выбирает набор потребительского поведения - student2.ru для удовлетворения своих потребностей. Потребителя нередко интересуют не сами товары, а их свойства (характеристики), носителями которых они являются. Потребителю нетрудно на примере любого продукта выделить его свойства, если он, конечно, знает свойства этого продукта. Свойства продуктов более консервативны во времени, чем сами продукты. Но многие свойства хорошо известных продуктов были выявлены лишь в течении длительного времени их употребления. Поэтому представляют интерес не только наборы товаров, но наборы их свойств, для решения задачи наиболее полного удовлетворения потребностей при заданных ограничениях – доходе, ценах и других.

Для того, чтобы анализировать наборы свойств, необходимо эти свойства квантифицировать, т.е. выявить. Если свойство не выявляется или оно не известно потребителю, то в моделировании оно не учитывается. Свойства предметов удовлетворяют следующим предпосылкам.

Свойства квантифицируются, т.е. они выявлены, и могут быть описаны не только качественно, но и количественно. Так, в одной единице продукта потребительского поведения - student2.ru содержится потребительского поведения - student2.ru единиц свойства потребительского поведения - student2.ru , потребительского поведения - student2.ru единиц свойства потребительского поведения - student2.ru , … , потребительского поведения - student2.ru свойства потребительского поведения - student2.ru .

Имеет место однородность свойств. Если одна единица продукта потребительского поведения - student2.ru содержит потребительского поведения - student2.ru единиц свойства потребительского поведения - student2.ru , то потребительского поведения - student2.ru единиц продукта потребительского поведения - student2.ru содержат потребительского поведения - student2.ru единиц свойства потребительского поведения - student2.ru .

Аддитивность означает, что если потребительского поведения - student2.ru единиц продукта потребительского поведения - student2.ru содержат потребительского поведения - student2.ru единиц свойства потребительского поведения - student2.ru , то потребительского поведения - student2.ru единиц продукта потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru единиц продукта потребительского поведения - student2.ru содержат потребительского поведения - student2.ru единиц свойства потребительского поведения - student2.ru .

Используя названные предпосылки получим модель технологии потребления

потребительского поведения - student2.ru (6.1)

где потребительского поведения - student2.ru - потребительский набор, а потребительского поведения - student2.ru - количество свойства потребительского поведения - student2.ru в потребительском наборе потребительского поведения - student2.ru ; … потребительского поведения - student2.ru - количество свойства потребительского поведения - student2.ru в потребительском наборе потребительского поведения - student2.ru . По экономическому смыслу все коэффициенты потребительского поведения - student2.ru положительны или равны нулю. На основании предпосылок модель технологии потребления является линейной.

Модель технологии потребления может быть проиллюстрирована на примере задачи о диете. Условие задачи: потребительский набор потребительского поведения - student2.ru состоит из продуктов потребительского поведения - student2.ru , которые содержат потребительского поведения - student2.ru питательных веществ потребительского поведения - student2.ru . Необходимо найти такую диету, которая обеспечивала бы нормы потребительского поведения - student2.ru питательных веществ потребительского поведения - student2.ru и которая была бы дешевой. Питательные вещества являются аналогами свойств продуктов в модели технологии потребления. В аналитической форме условие задачи выглядит так:

потребительского поведения - student2.ru

где потребительского поведения - student2.ru - цена одной единицы продукта потребительского поведения - student2.ru потребительского поведения - student2.ru - количество питательного вещества потребительского поведения - student2.ru в одной единице продукта потребительского поведения - student2.ru

Рассматриваем пространство продуктов (потребительских наборов) потребительского поведения - student2.ru -мерного пространства и пространство свойств потребительского поведения - student2.ru - мерного пространства. Образом бюджетной плоскости потребительского поведения - student2.ru является выпуклая комбинация точек потребительского поведения - student2.ru . Проиллюстрируем переход из пространства продуктов в пространство свойств на следующем примере. потребительского поведения - student2.ru

Цена одной единицы продукта потребительского поведения - student2.ru равна потребительского поведения - student2.ru , цена продукта потребительского поведения - student2.ru равна потребительского поведения - student2.ru , цена продукта потребительского поведения - student2.ru равна потребительского поведения - student2.ru , доход потребителя потребительского поведения - student2.ru . В одной единице продукта потребительского поведения - student2.ru имеется 0,4 единицы свойства потребительского поведения - student2.ru и 0,3 единицы свойства потребительского поведения - student2.ru , т.е. потребительского поведения - student2.ru ; в одной единице продукта потребительского поведения - student2.ru имеется 0,6 единицы свойства потребительского поведения - student2.ru и 0,8 единиц свойства потребительского поведения - student2.ru , т.е. потребительского поведения - student2.ru ; в одной единице продукта потребительского поведения - student2.ru содержится 0,7 единицы свойства потребительского поведения - student2.ru и 0,7 единицы свойства потребительского поведения - student2.ru , т.е. потребительского поведения - student2.ru .

Координаты точек в пространстве продуктов соответственно равны потребительского поведения - student2.ru (рис. 6.1, на котором бюджетная плоскость потребительского поведения - student2.ru изображается треугольником потребительского поведения - student2.ru ).

потребительского поведения - student2.ru Модель технологии потребления (6.1) в примере имеет вид ( потребительского поведения - student2.ru ):

потребительского поведения - student2.ru

Образом точки потребительского поведения - student2.ru является точка потребительского поведения - student2.ru , образом точки потребительского поведения - student2.ru - точка потребительского поведения - student2.ru , образом точки потребительского поведения - student2.ru является точка потребительского поведения - student2.ru . На рис. 6.2 лучи потребительского поведения - student2.ru являются образами в пространстве свойств осей потребительского поведения - student2.ru пространства продуктов. Образом бюджетной плоскости потребительского поведения - student2.ru в пространстве продуктов является треугольник потребительского поведения - student2.ru в пространстве свойств.

Оболочка точек потребительского поведения - student2.ru является образом множества потребительского поведения - student2.ru .

Образом бюджетного множества потребительского поведения - student2.ru (множества потребительского поведения - student2.ru , рис 6.1) в пространстве продуктов является выпуклая оболочка точек потребительского поведения - student2.ru (рис. 6.2.)

потребительского поведения - student2.ru Рациональное поведение потребителя на рынке максимизирует полезность

потребительского поведения - student2.ru (6.2)

при наличии ограничений (6.1)

потребительского поведения - student2.ru (6.3)

Аналогично формулируется задача оптимальной комбинации свойств потребительского поведения - student2.ru :

потребительского поведения - student2.ru (6.4)

при наличии ограничений (6.1) и (6.3). Задача выбора оптимальной комбинации свойств сводится к следующей задаче рационального поведения потребителя на рынке (6.2) и (6.3), в которой функция полезности принимает вид:

потребительского поведения - student2.ru (6.5)

Решив задачу (6.2) – (6.3), в которой целевая функция потребительского поведения - student2.ru имеет представление (6.5), получим набор потребительского поведения - student2.ru , который выбирает потребитель. По формулам (6.1) найдем оптимальную комбинацию потребительского поведения - student2.ru свойств.

6.2. Цены как индикаторы свойств продукта

Каждый потребительского поведения - student2.ru продукт имеет цену потребительского поведения - student2.ru . Свойства продуктов цен не имеют. Но можно определить неявные цены свойств потребительского поведения - student2.ru , которые были бы аналогичны ценам продуктов потребительского поведения - student2.ru . Определим неявные цены потребительского поведения - student2.ru свойств потребительского поведения - student2.ru следующим образом.

Если потребительского поведения - student2.ru есть набор свойств потребительского набора потребительского поведения - student2.ru , то должно выполняться равенство

потребительского поведения - student2.ru . (6.6.)

Общая «стоимость» набора свойств потребительского поведения - student2.ru в неявных ценах потребительского поведения - student2.ru должна равняться общей стоимости потребительского набора потребительского поведения - student2.ru в ценах продуктов потребительского поведения - student2.ru и должна быть равна доходу потребителя.

Представим единицу первого продукта потребительского поведения - student2.ru вектором потребительского поведения - student2.ru , координаты которого равны количествам свойств потребительского поведения - student2.ru , содержащихся в этой единице продукта. Каждая единица продукта покупается для приобретения количества составляющих ее свойств, то должно выполняться равенство

потребительского поведения - student2.ru . (6.7)

Для остальных продуктов выполняются равенства

потребительского поведения - student2.ru (6.8)

Система уравнений (6.6), (6.7) и (6.8) для определения неявных цен потребительского поведения - student2.ru свойств потребительского поведения - student2.ru является двойственной (сопряженной) системой к системе уравнений

потребительского поведения - student2.ru

потребительского поведения - student2.ru .

Возможны три варианта разрешимости системы уравнений (6.7) и (6.8). Существует или единственное решение, или бесконечное множество решений, или отсутствие решения. Представляет интерес первый вариант, когда система имеет единственное решение. Система уравнений не имеет решения, если неявных цен не существует. Это имеет место, если цены на продукты потребительского поведения - student2.ru не соответствуют распределению свойств по продуктам.

Рассмотрим примеры, иллюстрирующие различные значения неявных цен.

Пример 1. Имеем два продукта потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru , их цены потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru , доход потребителя потребительского поведения - student2.ru . Модель технологии потребления представлена уравнениями:

потребительского поведения - student2.ru . (6.9)

Система уравнений (6.7),(6.8) принимает вид:

потребительского поведения - student2.ru

Несовместимость системы уравнений очевидна. Имеем пример, когда неявные цены не существуют.

потребительского поведения - student2.ru Отображение (6.9) переводит бюджетную прямую потребительского поведения - student2.ru пространства продуктов (рис. 6.3) в отрезок потребительского поведения - student2.ru пространства свойств (рис. 6.4). Точки пространства свойств имеют координаты: потребительского поведения - student2.ru .

Пример 2. Имеем два продукта потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru , их цены потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru , доход потребителя потребительского поведения - student2.ru . Модель технологии потребления представлена уравнениями:

потребительского поведения - student2.ru .

Система уравнений для определения неявных цен потребительского поведения - student2.ru свойств потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru имеет вид:

потребительского поведения - student2.ru .

Единственное решение системы потребительского поведения - student2.ru .

Отображение переводит бюджетную прямую потребительского поведения - student2.ru пространства продуктов в отрезок потребительского поведения - student2.ru пространства свойств. Точки пространства свойств имеют координаты: потребительского поведения - student2.ru . Для иллюстрации можно использовать рис. 6.3 и 6.4 с другими координатами.

В отличие цен на продукты, которые всегда являются положительными величинами, неявные цены свойств продуктов могут принимать отрицательные значения. В таком случае свойство является нежелательным для потребителя, например, наличие пестицидов в выращенных овощах. Это одна их характеристик неявных цен свойств.

Неявные цены свойств можно использовать в оценке рыночной перспективы нового продукта. Рассмотрим случай, когда потребительского поведения - student2.ru . Имеем два продукта потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru , их цены потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru , доход потребителя потребительского поведения - student2.ru . Модель технологии потребления представлена уравнениями:

потребительского поведения - student2.ru .

На рынке появляется продукт потребительского поведения - student2.ru , в одной единице которого содержится свойство потребительского поведения - student2.ru в количестве потребительского поведения - student2.ru единиц, а свойство потребительского поведения - student2.ru - в количестве потребительского поведения - student2.ru единиц. Рыночная стоимость продукта потребительского поведения - student2.ru предполагается равной потребительского поведения - student2.ru . Необходимо оценить рыночную перспективу продукта потребительского поведения - student2.ru .

С появлением продукта потребительского поведения - student2.ru модель технологии потребления приобретает вид:

потребительского поведения - student2.ru

Бюджетное ограничение потребительского поведения - student2.ru преобразуется в потребительского поведения - student2.ru .

С появлением нового продукта потребительского поведения - student2.ru новые свойства не появляются. Для определения неявных цен свойств запишем систему линейных уравнений

потребительского поведения - student2.ru

потребительского поведения - student2.ru

Если система из первых двух уравнений имеет решение потребительского поведения - student2.ru , то подставив значения найденных неявных цен в третье уравнение, получим потребительского поведения - student2.ru . Если потребительского поведения - student2.ru , то продукт потребительского поведения - student2.ru не имеет рыночной перспективы, его цена слишком высока. Если потребительского поведения - student2.ru , то продукт имеет рыночную перспективу. Таким образом, неявные цены свойств позволяют оценить пороговую величину цены нового товара.

Пример 3. Используем условия примера 2. Имеем два продукта потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru , их цены равны потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru , доход потребителя потребительского поведения - student2.ru . Новый продукт потребительского поведения - student2.ru имеет цену потребительского поведения - student2.ru и в одной единице продукта содержится потребительского поведения - student2.ru единицы свойства потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru единицы свойства потребительского поведения - student2.ru . Оценим рыночную перспективу продукта потребительского поведения - student2.ru .

Были определены неявные цены потребительского поведения - student2.ru свойств потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru . Найдем пороговую величину цены нового продукта потребительского поведения - student2.ru . Отсюда следует, что цена на новый продукт на рынке ниже пороговой величины, исчисленной с учетом неявных цен свойств продукта. Продукт потребительского поведения - student2.ru имеет рыночную перспективу.

Заключение по разделу

Теоретические выводы раздела о прямом и косвенном выявленном предпочтении потребителя, об использовании выявленных предпочтений с учетом динамики дохода и цен в измерении изменения благосостояния потребителя применяются в обосновании социальной политики государства по отношению к наименее обеспеченным слоям населения. Заключительная тема углубляет понимание потребительского выбора с учетом свойств продуктов и неявных цен свойств продуктов. В силу чего модель технологии потребления позволяет оценить рыночную перспективу нового продукта.

Проектное задание

На основе выявленных предпочтений сформулировать слабую и сильную аксиомы потребительского выбора. Покажите, в каких ситуациях слабая аксиома выявленных предпочтений не выполняется. Используя индексы цен и дохода Ласпейреса и Пааше, покажите их применение в анализе динамики общественного благосостояния. Раскройте содержание модели технологии потребления. Охарактеризуйте неявные цены свойств продуктов, их свойства, и покажите, как они используются в определении рыночной перспективы новых продуктов.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные предпосылки теории выявленных предпочтений.

2. Охарактеризуйте содержание прямого и косвенного выявленных предпочтений.

3. Сформулируйте слабую аксиому выявленных предпочтений. В чем заключается ее экономическое содержание? Приведите геометрическую интерпретацию слабой аксиомы.

4. Раскройте экономическое содержание и покажите геометрически ситуацию, когда слабая аксиома выявленных предпочтений не выполняется.

5. Запишите в общем виде матрицу расходов потребителя. Как определяется каждый элемент такой матрицы, и каков его экономический смысл?

6. Сформулируйте сильную аксиому выявленных предпочтений. В чем заключается ее экономическое содержание? Приведите геометрическую интерпретацию сильной аксиомы.

7. Раскройте экономическое содержание и покажите геометрически ситуацию, когда сильная аксиома выявленных предпочтений не выполняется.

8. Запишите индекс номинального дохода потребителя и определите его экономическое содержание.

9. Запишите выражение индексов цен Ласпейреса и Пааше и дайте экономическое толкование этим индексам.

10. Запишите индексы реального дохода Ласпейреса и Пааше и поясните экономический смысл этих индексов.

11. Охарактеризуйте связь теории индексов цен, реального дохода и теории выявленных предпочтений.

12. Назовите предпосылки модели технологии потребления.

13. Запишите модель технологии потребления в аналитической форме.

14. Что собой представляет задача о диете?

15. Поясните взаимосвязь продуктов, их свойств и фактора времени.

16. Назовите сходство и различие рыночных цен на товары и неявных цен признаков.

17. Используя неявные цены свойств, выразите доход потребителя.

18. Поясните, как используются неявные цены в оценке рыночной перспективы новых продуктов?

19. Какими полезными качествами обладают неявные цены свойств?

Задание рубежного контроля.

1. На двух рисунках представьте следующие ситуации.

На первом провести бюджетную линию, кривую безразличия (существует функция полезности потребителя потребительского поведения - student2.ru ) и отметить точку касания этих линий - набор потребительского поведения - student2.ru . На этом же рисунке провести другую бюджетную линию, отражающую изменение цен (цена товара потребительского поведения - student2.ru повышается, товара потребительского поведения - student2.ru понижается) и дохода, кривую безразличия и отметить на бюджетной линии набор потребительского поведения - student2.ru , для которого выполняется условие потребительского поведения - student2.ru и слабая аксиома выявленных предпочтений.

На втором рисунке расположите две бюджетных линии и две кривые безразличия таким образом, чтобы точки касания их отмечали наборы потребительского поведения - student2.ru , для которых не выполняется слабая аксиома выявленных предпочтений. Какой вывод относительно расположения кривых безразличия получим в таком случае? Что можно сказать о предпочтениях потребителя и о рациональности его поведения на рынке?

2. Представьте геометрически ситуацию, когда цена на первый продукт растет потребительского поведения - student2.ru , на второй продукт остается неизменной потребительского поведения - student2.ru и выполняется слабая аксиома выявленных предпочтений.

Потребитель приобретает набор из двух товаров. Первоначально он приобретает набор потребительского поведения - student2.ru , рис 5.2. Можно ли утверждать, что покупатель выявлено предпочитает:

потребительского поведения - student2.ru

- набор потребительского поведения - student2.ru наборам потребительского поведения - student2.ru , потребительского поведения - student2.ru , потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru ;

- набор потребительского поведения - student2.ru только наборам потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru ;

- наборы потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru наборам потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru ;

- набор потребительского поведения - student2.ru набору потребительского поведения - student2.ru ;

- набор потребительского поведения - student2.ru набору потребительского поведения - student2.ru .

4. Представьте геометрически ситуацию, когда цена на первый продукт растет потребительского поведения - student2.ru , на второй продукт остается неизменной потребительского поведения - student2.ru и выполняется сильная аксиома выявленных предпочтений.

5. В таблице приведены результаты трех наблюдений. Постройте матрицу предпочтений потребителя. Покажите, для каких наборов выполняется, а для каких не выполняется слабая аксиома выявленных предпочтений. Как можно охарактеризовать поведение такого потребителя на рынке?

Таблица 2. Цены на товары и выбор потребителя.

Номер наблюдения Цены Выбираемые потребительские наборы
потребительского поведения - student2.ru потребительского поведения - student2.ru потребительского поведения - student2.ru потребительского поведения - student2.ru

Запишите уравнения бюджетных линий, постройте их графики, отметьте все наборы и наборы, выбранные потребителем.

6. Используя определение сильной аксиомы выявленных предпочтений, постройте два рисунка. На первом рисунке представьте три бюджетных линии, три набора потребительского поведения - student2.ru , для которых выполняется сильная аксиома выявленных предпочтений. На втором рисунке при условиях первого рисунка представьте три набора потребительского поведения - student2.ru , для которых не выполняется сильная аксиома выявленных предпочтений. Для обеих ситуаций запишите соотношение между расходами потребителя.

7. Для двух пар потребительских наборов потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru представьте графически ситуацию, в которой выполняются и слабая и сильная аксиомы выявленных предпочтений.

8. Для двух пар потребительских наборов потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru представьте графически ситуацию, в которой не выполняются и слабая и сильная аксиомы выявленных предпочтений.

9. Результаты трех наблюдений за поведением потребителя на рынке представлены в таблице 3.

Таблица 3. Цены на товары и наборы, выбираемые потребителем.

Номер наблюдения Цены Выбираемые потребительские наборы
потребительского поведения - student2.ru потребительского поведения - student2.ru потребительского поведения - student2.ru потребительского поведения - student2.ru

- постройте матрицу расходов потребителя;

- проверьте выполнение слабой аксиомы выявленных предпочтений на наборах потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru , потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru ;

- проверьте выполнение сильной аксиомы выявленных предпочтений на всех трех наборах потребительского поведения - student2.ru , потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru .

- проиллюстрируйте геометрически результаты трех наблюдений;

- сопоставьте результаты аналитической и геометрической интерпретации слабой и сильной аксиом выявленных предпочтений.

10. Потребитель расходует весь свой доход на приобретение трех продуктов потребительского поведения - student2.ru , потребительского поведения - student2.ru , потребительского поведения - student2.ru . В таблице приведены данные о ценах и объемах потребления каждого продукта в трех периодах.

Таблица 4. Изменения благосостояния потребителя.

Период Объемы продуктов Цены потребительского поведения - student2.ru
потребительского поведения - student2.ru потребительского поведения - student2.ru потребительского поведения - student2.ru потребительского поведения - student2.ru потребительского поведения - student2.ru потребительского поведения - student2.ru

Оцените благосостояние потребителя:

- в период 2 по сравнению с периодом 1;

- в период 3 по сравнению с периодом 2;

- в период 3 по сравнению с периодом 1. Обоснуйте выводы.

11. Докажите утверждения, что если потребительского поведения - student2.ru , то потребительского поведения - student2.ru ; если потребительского поведения - student2.ru , то потребительского поведения - student2.ru . Здесь потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru - индексы реального дохода Ласпейреса и Пааше, потребительского поведения - student2.ru - индекс номинального дохода.

12. Правительство Москвы приняло решение о 100% -ой индексации пенсий по индексу потребительских цен. Цены растут неравномерно, по одним товарам и услугам быстрее, по другим – медленнее. Как изменяется благосостояние пенсионеров, если не принимать во внимание временной лаг между повышением цен и повышением пенсий? Каким будет ответ на вопрос, если цены на все товары растут в одинаковой степени?

13. Функция полезности потребителя имеет вид потребительского поведения - student2.ru , где потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru - количества потребляемых продуктов. В базисном периоде потребитель, располагая доходом потребительского поведения - student2.ru денежных единицы, приобрел потребительского поведения - student2.ru при потребительского поведения - student2.ru . В текущем периоде номинальный доход вырос до потребительского поведения - student2.ru денежных единицы, потребительского поведения - student2.ru . Определите индекс цен Ласпейреса.

14. Функция полезности потребителя имеет вид потребительского поведения - student2.ru , где потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru - количества потребляемых продуктов. В базисном периоде потребитель, располагая доходом потребительского поведения - student2.ru денежных единицы, приобрел потребительского поведения - student2.ru при потребительского поведения - student2.ru . В текущем периоде номинальный доход вырос до потребительского поведения - student2.ru денежных единицы, потребительского поведения - student2.ru . Определите индекс объемов потребляемых продуктов Пааше.

15. Покажите, что для заданной шкалы полезности фон Неймана-Моргенштерна: монотонное строго возрастающее линейное преобразование полезности дает новую шкалу полезности, которая удовлетворяет аксиомам фон Неймана-Моргенштерна и выводам из них; монотонное строго возрастающее нелинейное преобразование полезности несовместимо с этими аксиомами и результатами.

16. Большинство людей, если есть выбор между потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru , где потребительского поведения - student2.ru = 1 млн. долл. наверняка, потребительского поведения - student2.ru млн. долл. с вероятностью потребительского поведения - student2.ru выберут потребительского поведения - student2.ru . Большинство людей также выберут потребительского поведения - student2.ru , если есть выбор между потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru , где

потребительского поведения - student2.ru млн. долл. с вероятностью потребительского поведения - student2.ru ,

потребительского поведения - student2.ru млн. долл. с вероятностью потребительского поведения - student2.ru .

Покажите, что согласно выводам фон Неймана-Моргенштерна, это поведение непоследовательно.

17. Выберите один вариант ответа. Модель технологии потребления позволяет определить

- величины свойств, содержащихся в заданном потребительском наборе;

- потребительский набор, который имеет заданную конфигурацию свойств;

- неявные цены свойств , если известны рыночные цены товаров;

- все ответы неверны.

18. Выберите один вариант ответа. Неявные цены свойств:

- существуют и определяются единственным образом по рыночным ценам продуктов;

- существуют и определяются не единственным образом по рыночным ценам продуктов;

- не существуют при заданных ценах продуктов;

- возможет только один из перечисленных вариантов ответа.

19. Отметьте неверный ответ. Неявные цены свойств всегда позволяют:

- определить рыночные цены товаров;

- оценить уровень полезности свойств для потребителя;

- определить пороговый уровень цены нового продукта;

- использовать их в анализе рыночных цен продуктов на воображаемом рынке свойств продуктов.

20. Цена одной единицы продукта потребительского поведения - student2.ru равна потребительского поведения - student2.ru , цена одной единицы продукта потребительского поведения - student2.ru равна потребительского поведения - student2.ru . Доход потребителя потребительского поведения - student2.ru . В одной единице продукта потребительского поведения - student2.ru содержится 0,4 единицы свойства потребительского поведения - student2.ru и 0, 3 единицы свойства потребительского поведения - student2.ru , т.е. потребительского поведения - student2.ru . В одной единице продукта потребительского поведения - student2.ru содержится 0,2 единицы свойства потребительского поведения - student2.ru и 0,6 единиц свойства потребительского поведения - student2.ru , т.е. потребительского поведения - student2.ru

- запишите модель технологии потребления;

- постройте в пространстве продуктов бюджетную прямую потребительского поведения - student2.ru и ее образ в пространстве свойств. Постройте в пространстве свойств образ бюджетного множества потребительского поведения - student2.ru ;

- определите неявные цены потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru свойств потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru ;

- оцените рыночную перспективу продукта потребительского поведения - student2.ru , если потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru .

21. Цена одной единицы продукта потребительского поведения - student2.ru равна потребительского поведения - student2.ru , цена одной единицы продукта потребительского поведения - student2.ru равна потребительского поведения - student2.ru . Доход потребителя потребительского поведения - student2.ru . В одной единице продукта потребительского поведения - student2.ru содержится 0,5 единицы свойства потребительского поведения - student2.ru и 0,2 единицы свойства потребительского поведения - student2.ru , т.е. потребительского поведения - student2.ru . В одной единице продукта потребительского поведения - student2.ru содержится 0,4 единицы свойства потребительского поведения - student2.ru и 0,3 единицы свойства потребительского поведения - student2.ru , т.е. потребительского поведения - student2.ru

- запишите модель технологии потребления;

- постройте в пространстве продуктов бюджетную прямую потребительского поведения - student2.ru и ее образ в пространстве свойств. Постройте в пространстве свойств образ бюджетного множества потребительского поведения - student2.ru ;

- определите неявные цены потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru свойств потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru ;

- при потребительского поведения - student2.ru и потребительского поведения - student2.ru постройте в пространстве продуктов бюджетную плоскость потребительского поведения - student2.ru и ее образ в пространстве свойств. Постройте в пространстве свойств образ бюджетного множества потребительского поведения - student2.ru ;

- используя данные предыдущего пункта, найдите пороговое значение потребительского поведения - student2.ru цены нового продукта потребительского поведения - student2.ru и оцените его рыночную перспективу.

22. Приведите пример модели технологии потребления потребительского поведения - student2.ru , в которой свойства не имеют неявных цен. Дайте геометрическую интерпретацию образа бюджетной прямой в пространстве свойств.

23. Приведите примеры модели технологии потребления потребительского поведения - student2.ru , в которых неявные цены свойств не являются однозначными. Дайте геометрическую интерпретацию образа бюджетного множества в пространстве свойств.

Литература

Аллен Р. Математическая экономия. М.: Изд-во ИЛ. 1963.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 1. СПб.: Экономическая школа. 1996.

Горбунов В.К. Математическая модель потребительского рынка: теория и прикладной потенциал. М.: Экономика. 2004.

Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т. 1. / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа . 2000.

Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике. М.: ДИС. 2001.

Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: АЙРИС ПРЕСС. 2002.

Льюис Р.Д., Райфа Х. Игры и решения. М.: ИЛ,1961.

Малыхин В.И. Математическое моделирование экономики. М.: УРАО. 1998.

Самуэльсон П. А. Основания экономического анализа. СПб.: 2002.

Теория потребительского поведения и спроса. Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1993.

Хикс Джон Р. Стоимость и капитал. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.

Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. М.: ИНФРА-М. 2005.

Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2005.

Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень. Учебник. М.: ИНФРА-М. 2008.

Varian H. R. Microeconomic Analysis. W.W. Norton and Company. 1992.

Наши рекомендации