Правовое значение элементов налогообложения

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить:

• обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

• границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

Нечеткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести:

• к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях (налоговые лазейки);

• к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона.

Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее, слагаемые юридического состава налога имеют универсальное значение.

Статья 57 Конституции РФ гласит: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», однако не определяет, что значит установить налог с позиции содержания закона о налоге.

Исходя из смысла ст. 57 установить налог – это не значит только дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если неизвестны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Поэтому установить налог – это значит установить и определить все существенные элементы его юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.п.).

Так, в ст. 13–15 части первой Налогового кодекса Российской федерации содержится перечень федеральных, региональных и местных налогов. Однако нельзя сказать, что Кодекс устанавливает эти налоги. Непосредственно на основании указанных статей ни один налог не может взиматься, поскольку в них не определены существенные условия исчисления и уплаты налогов.

Разъясняя содержание ст. 57 Конституции РФ, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства».

Только совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Если законодатель по какой-то причине не установил и/или не определил хотя бы одного из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной.

Это положение закреплено и в п. 1 ст. 17 части первой НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога». Если законодатель не установил и (или) не определил хотя бы одного из перечисленных элементов юридического состава, налог не может считаться установленным. Соответственно не возникает обязанности по его уплате. Пункт 6 ст. 3 НК РФ также закрепляет, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

Таким образом, вопрос о технике налогового законотворчества является одним из ключевых моментов налогового права.

Те элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными (либо сущностными) элементами юридического состава налога.

Субъект налогообложения

Субъект налогообложения - это все налогоплательщики. Субъекты налогообложения делятся на две категории: юридические и физические лица. Они отвечают за соблюдение сроков, порядка уплаты налогов и за их нарушение несут административную, а в определенных случаях и уголовную ответственность. Соблюдение порядка уплаты налогов контролируется как государственными органами (налоговые администрации, Министерство внутренних дел, Служба безопасности и др.)., Так и иными уполномоченными органами и организациями (банками, негосударственными и внебюджетными фондами и т.

д.). Так, предприятие не сможет начать свою деятельность и ему не откроют расчетный счет в учреждении банка, если оно не зарегистрировано в налоговой администрации.
Налоговая система является единой для всех налогоплательщиков. Разница определяется только тогда, когда физические лица - предприниматели переходят на уплату единого или фиксированного налога и при определении льгот по отдельным налогам. Например, предприятия платят главный прямой налог - налог на прибыль. Для физических лиц основной налог - подоходный налог, по экономической сути является налогом на доходы. Граждане, которые являются предпринимателями, также платят налог на доход, который по своей экономической сути является налогом на прибыль уже физических лиц.
В стране, где предприятие (или физическое лицо) занимается предпринимательской деятельностью, субъекты налогообложения делятся на резидентов и нерезидентов. К резидентам относятся те, кто:
• зарегистрирован в этой стране и осуществляет в ней свою основную деятельность;
• имеет юридический адрес в этом государстве.
К нерезидентам относятся те, кто зарегистрирован как предприятие в другом государстве, а осуществляет свою деятельность через представительства.
Это деление налогоплательщиков влияет на размеры налогообложения. Так, в большинстве стран Западной Европы резиденты платят налоги на все доходы, в том числе и на полученные за пределами государства. Нерезиденты платят налоги только на доходы, полученные на территории государства, где они работают через представительства.
В некоторых странах на особенности налогообложения влияет такой фактор, как правовые формы организации предпринимательства. Это касается акционерных обществ, предприятий с ограниченной ответственностью, когда они освобождаются от уплаты определенных налогов.

Наши рекомендации