Этические принципы в деятельности организаций

Принципы этики деловых отношений — обобщенное выра­жение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое пове­дение участников деловых отношений.

Иде­альной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового со­общества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцар­ском городе Ко (Caux) Декларацию Ко — «Принципы бизнеса».В Декларации предпринята попытка объединить основы восточ­ной и западной деловых культур, ее инициаторами были руково­дители крупнейших национальных и транснациональных корпо­раций США, Западной Европы и Японии.

В преамбуле «Принципов бизнеса», в частности, говорится: «За­коны и движущие силы рынка являются необходимым, но не дос­таточным руководством к действию. Фундаментальными принци­пами являются: ответственность за проводимую политику и дей­ствия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми цен­ности, включая обязательство о содействии всеобщему процвета­нию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».

В качестве главных принципов международного бизнесавыделены следующие:

• ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;

• экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;

• этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;

• уважение правовых норм;

• поддержка многосторонних торговых отношений;

• забота об окружающей среде;

• отказ от противозаконных действий.

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества — организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономик переходно­го периода, в которых происходит трансформация основных эконо­мических институтов. Несоблюдение этических принципов на мак­роуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на ре­шение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т. е. организации с поку­пателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщи­ками, конкурентами.

Так, во взаимоотношениях организации с покупателямиклю­чевыми должны стать следующие принципы:

• обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высше­го качества в соответствии с их требованиями;

• обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммер­ческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслу­живания для удовлетворения их потребностей;

• принимать необходимые усилия для гарантии того, что това­ры и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и без­опасность клиентов, а также состояние окружающей среды;

• гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целост­ность культуры клиентов.

Отношения организации с владельцами (инвесторами)дол­жны строиться на следующих принципах:

• обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;

• обеспечивать владельцам и инверторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и усло­виями конкуренции;

• сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;

• с вниманием относиться к их требованиям, предложениям, резолюциям.

Отношения организации с персоналомрекомендуется стро­ить на следующих принципах:

• обеспечивать работников работой и заработной платой, ко­торые повышают их уровень жизни;

• создавать условия труда для работников, не наносящие ущер­ба их здоровью и человеческому достоинству;

• быть честным в общении со своими работниками и обеспе­чивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;

• прислушиваться и по возможности реагировать на предло­жения работников;

• в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;

• избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем
на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;

• обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

• поощрять работников и помогать им в развитии необходи­мых навыков и умений, внимательно относиться к серьез­ным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительствен­ными органами, трудовыми объединениями, другими служ­бами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.

Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:

• «золотое правило менеджера» — в рамках служебного по­ложения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;

• авансирование доверием (в коллективе создаются благопри­ятные условия для принятия решений и их выполнения, ког­да каждому человеку оказывается максимальное доверие его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

• право на свободу служебного поведения, поступков, дей­ствий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нару­шающих свободу других менеджеров или рядовых сотруд­ников (свобода, не ограничивающая свободу других);

• справедливость во владении/приобретении полномочий, от­ветственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав,
ответственности, полномочий других менеджеров, не выхо­дят за рамки организации);

• справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным — грубый нажим по отношению к сотруднику, требования на­рушить нормы универсальной этики или закона);

• максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию органи­зации или отдельных ее частей, не нарушая при этом суще­ствующих этических норм);

• терпимое отношение менеджера к моральным устоям, уко­ренившимся в менеджменте других стран и регионов;

• разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;

• постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюде­ния этических норм в основном базируется на использова­нии социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.

Наши рекомендации