Объектами метрологии

– физические и нефизические величины. Величина– это состояние, характеристика какого-либо объекта, а физическая величина – состояние, характеристика физических свойств объекта.

Метрологическое обеспечение как основа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям стандартов, норм и правил.

Под метрологическим обеспечением понимается установление на­учных основ, применение технических средств, правил и норм, необходимых для достижения требуемой точности измерений.

Оценку качества продукции проводят при предпродажном контроле (оценка производителя — «первого лица»), при эксплу­атации или после ремонта (оценка потребителя — «второго лица») и при сертификации (оценка, независимая от производи­теля и потребителя — «третьего лица»). Оценка качества необходима и при проведении технологических процессов различных отраслей экономики.

Метрологическое обеспечение необходимо при экспертизе технической документации, выборе средств измерений, разра­ботке систем обслуживания и пр.

Метрологическое обеспечение присутствует на всех уровнях управления производством:

• нормативном (корпоративном), когда определяются ос­новные принципы, цели, используемые инструменты и внутренние правила, относящиеся к системе менеджмента качества;

• стратегическом, когда принимаются решения по выбору направлений деятельности, будущей конкурентоспособно­сти продукции и управлению предприятием;

• эксплуатационном (производственная деятельность), когда принимаются оперативные решения и дается оценка това­ров и услуг, предлагаемых потребителю.

Законодательно установлено, что потребитель не обязан об­ладать профессиональными знаниями о потребляемых товарах и услугах, его компетенция ограничивается преимущественно пра­вилами пользования ими. В этом заключается гуманитарная со­ставляющая качества товара. Именно правила его использования позволяют определить возможности товара в конкретной потре­бительской ситуации. Например, безопасность является базовым свойством, допускающим товар на рынок, а надежность гаран­тирует исключение возникновения негативных ситуаций. Для потребителя эти параметры в системе потребительской ценности не являются синонимами качества, а служат лишь условиями, необходимыми и достаточными для его использования.

В условиях рыночных отношений и разработчик, и произво­дитель продукции вынуждены с максимальной приближенностью прогнозировать реальные условия ее эксплуатации и с их учетом назначать набор необходимых для этой продукции функций.

Итоговой оценкой продукции служит соотношение «цена — качество», характеризующее потребительский эффект товара.


Наши рекомендации