Разработка системы взаимосвязаных аналитических показателей
Метод аналізу господарської діяльності, його характерні риси.
Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предмета базируются на всеобщем диалектическом методе познания. Диалектический метод исследования используют при изучении своего предмета все естественные и общественные науки. В то же время каждая из них вырабатывает особый подход к изучению своего предмета, который позволяет реализовывать общие положения этого мето-
да применительно к специфике ее предмета.Диалектичность подхода к изучению экономической деятельности различных объектов состоит в том, что все хозяйственные процессы рассматриваются в развитии и взаимосвязи. При этом применяются общие методы познания: индукции и дедукции. Индукция обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям. В реальном познании она неразрывно связана с дедукцией, т.е. процессом познания в направлении от общего к частному. Под методом экономического анализа понимается системный комплексный подход к изучению результатов деятельности хозяйствующих субъектов, выявлению и измерению противоречивого влияния на них отдельных факторов, обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами всей имеющейся информации о результатах этой деятельности. В применении к объекту исследования метод экономического анализа имеет ряд характерных особенностей, а именно:1) Исследуется система экономических показателей, при помощи которых дается количественная оценка отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятия. Каждое экономическое явление или процесс описывается, как правило, не одним показателем, а комплексом экономических показателей. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа2) Система показателей изучается в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Изучение взаимосвязи требует выявления
соподчиненности показателей, выделения совокупного, результативного показателя и факторов, на него влияющих.3) Производится количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель с использованием ряда специальных способов и приемов. Это делает анализ точным, а выводы его обоснованными.
Разработка системы взаимосвязаных аналитических показателей.
Важным инструментом оценки, планирования и управления деятельностью предприятия являются экономические показатели. Под показате-
лем в анализе понимается количественная мера (характеристика) определенных экономических явлений и процессов неразрывной связи с их каче-
ственным содержанием. Именно показатели, каждый из которых обладает определенным экономическим смыслом и качественным своеобразием,
отражая одну из сторон экономической деятельности объекта, позволяет изучать, измерять и обобщать анализируемые хозяйственные процессы.
Система показателей, используемых в экономическом анализе, достаточно многообразна. В зависимости от аспекта исследования показатели
подразделяются:− по степени обобщения: на обобщающие, характеризующие хозяйственный процесс в целом, и частные, характеризующие отдельные сторо-
ны этого процесса;− по характеру связи: на результативные – показатели, характеризующие результат, и факторные – показатели отдельных факторов, повли-
явших на этот результат;− по характеру самих показателей: плановые, нормативные, учет-
ные, аналитические, выборочных наблюдений.Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают. Комплексное изучение экономической деятельности предприятий
предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она ни была, без учета их взаимо-
связи, соподчиненности, не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные
данные о различных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.
Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в подсистемы . Показатели, которые образуют подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие, общие и частные. С помощью входящих и выходящих осуществляется взаимосвязь подсистем. Выходящий показатель одной подсистемы является входящим для других подсистем.
8. Спосіб порівняння в аналізі господарської діяльності. Багатовимірні порівняння в аналізі господарської діяльності.Сравнение - это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.1. Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана.2. Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.4. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.5. Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подоотрасли.6. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, . анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями.7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.Сравнение фактических данных с плановыми может быть использовано и для проверки обоснованности плановых показателей. Для этого фактические данные в среднем за три-пять прошлых лет сравнивают с данными плана текущего года.
Многомерные сравнения в анализе хозяйственной деятельности.Многомерный сравнительный анализ необходим для комплексной оценки результатов хозяйствования производственных подразделений, предприятий и т.д. Такая задача встает всегда, когда надо дать обобщающую рейтинговую оценку результатам хозяйствования нескольких предприятий. Это делают вышестоящие органы управления, а также инвесторы для оценки степени финансового риска.Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой характеристику деятельности предприятия, полученную в результате изучения совокупности показателей, которые определяют большинство экономических процессов и содержат обобщающие данные о результатах производства. Очевидно, что чем больше показателей будет использовано для комплексной оценки, тем более правильными будут выводы анализа. Но стремиться к этой цели нужно очень осторожно, потому что увеличение количества показателей усложняет методику рейтинговой оценки и делает ее менее эффективной.Задача рейтинговой оценки в территориальном плане сейчас решается в двух направлениях. Первое — это разработка обобщающего (синтетического) или интегрального показателя, который бы воплотил наиболее весомые стороны хозяйственной деятельности. Достижение этой цели привлекает тем, что в итоге ожидается получение единого показателя. А это автоматически решает задачу оценки рейтинга субъекта хозяйствования: первое место занимает предприятие с наибольшей или наименьшей величиной показателя, второе — предприятие, которое имеет второй результат, и т.д. Такой интегральный показатель пока не найден, а многочисленные исследования показывают трудность его разработки.Сложность хозяйственной деятельности не позволяет решить проблему и другим способом - выбрать из числа обобщающих результативных показателей какой-либо один в качестве интегрального. Например, предприятие может иметь лучший результат по сумме полученной прибыли за счет конъюнктурных факторов при уменьшении объема производства продукции. Возьмем другой случай: предприятие перевыполнило план по производству продукции, но при этом увеличилась себестоимость продукции, уменьшилась сумма прибыли.Поэтому обобщающая оценка результатов деятельности предприятий обычно проводится по целому комплексу показателей. В связи с этим задача обычно усложняется, поскольку субординация предприятий по разным показателям будет неодинаковой. Например, по объему производительности предприятие будет занимать первое место, по себестоимости - третье, а по уровню рентабельности - пятое и т.д.Другое направление комплексной оценки - разработка алгоритмов вычислительных процедур, которые бы на основе комплекса показателей обеспечили однозначную оценку результатов хозяйственной деятельности.Для решения этой задачи довольно широко используются алгоритмы, основанные на методах "суммы мест", геометрической средней и т.д. Но эти методики имеют существенный недостаток, потому что в них не учитываются весомость определенных показателей и степень различий в их уровне. Наиболее перспективным подходом является использование многомерного сравнительного анализа, основанного на методе эвклидовых расстояний, который позволяет учитывать не только абсолютные величины показателей каждого предприятия, но и степень их близости (дальности) до показателей предприятия-эталона. В связи с этим необходимо координаты сравниваемых предприятий выражать в долях соответствующих координат предприятия-эталона, взятого за единицу.
9.Способи приведення показників у порівнянний вид. Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому, прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечениясопоставимости валового выпуска продукции ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:
где q1 и q0 — физический объем производства i-ro вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах; р0 - цена i-ro вида продукции в базисном периоде. Многие показатели могут быть несопоставимы из-за объемного фактора. Если сравнить сумму затрат отчетного года ∑(q1b1 + а1) с затратами базисного года ∑(qobo + а0), то разность этих показателей обусловлена не только изменением переменных затрат на единицу продукции (b) и общей суммы постоянных расходов (а), но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму переменных затрат базисного периода надо пересчитать на объем производства продукции отчетного периода X(q1b0 + а0) и после этого сравнить с суммой затрат отчетного периода
:
Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода:
где Vобщ - общий объем производства продукции;
УДi- удельный вес i-ro вида продукции в общем выпуске продукции;
Ц i — цена i-ro вида продукции.
10.Використання відносних і середніх величин в аналізі господарської діяльності.Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях.Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д.Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: пространственного сравнения, планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности.Относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени.Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за три—пять предыдущих лет.Относительная величина выполнения плана — отношение между фактическим и плановым уровнями показателя отчетного периода, выраженное в процентах.Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а во втором — уровень показателя следующего года относится к предыдущему.Показатель структуры — это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме производства, удельный вес управленческого персона/га в общей численности работников предприятия.Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например активной и пассивной частей основных средств, собственного и заемного капитала, основных и оборотных средств и т.д.Относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определенной среде, например степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д.Относительные величины эффективности — это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например прибыль на рубль затрат, на рубль выручки, на рубль вложенного капитала и т.д.В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в АХД для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность рбъектов. Например, средняя заработная плата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин (простые и взвешенные среднеарифметические, среднегармонические, среднегеометрические, среднехро-нологические, среднеквадратические и др.), методика расчета которых детально рассматривается в общей теории статистики.При использовании средних величин в АХД следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. В этом их сила и недостаток. Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними данными не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.