Функции и принципы менеджмента

Под функциями менеджмента понимаются этапы управленческой цепи, или промежуточные результаты при продвижении к цели. Первоначально пять универсальных функций менеджмента были сформулированы в 1916 г. французским инженером Анри Файолем (1841-1925). Американские историки менеджмента называют его наиболее значительной фигурой, которую Европа дала науке управления в первой половине XX в. К функциям менеджмента он относил: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. С течением времени первоначальный перечень функций расширился до восьми и включает в себя:

1. Планирование, которое является первоосновой менеджмента и заключается в определении целей и направлений деятельности созданного предприятия.

2. Принятие управленческого решения - основная проблема менеджмента бизнесом, ибо от правильности принятого решения зависит эффективное функционирование организации, само ее существование.

3. Организационно-управленческое построение компании, которое предполагает структурирование органов и, как следствие, цепи распоряжений, рациональное разделение труда, распределение ответственности и в целом более эффективное использование человеческих ресурсов.

4. Укомплектование штата. Менеджмент бизнесом инвестирует рост и развитие преданного, хорошо обученного коллектива. Фирмы хороши настолько, насколько хороши в них люди.

5. Обмен информацией (коммуникации). В управлении необходимо сохранять каналы общения открытыми. Компании с наилучшим моральным климатом, как правило, те, которые информируют своих сотрудников о целях и намерениях и прислушиваются к их мнениям.

6. Стимулирование. Заключается в том, что сотрудники должны вознаграждаться за поиск наиболее эффективных способов работы.

7. Руководство. Менеджеры становятся признанными лидерами, когда приспосабливают свой стиль руководства к требованиям ситуации. В литературе указывалось, что современный менеджер-организатор выступает в системе общественного производства как: а) управляющий; б) дипломат; в) лидер; г) воспитатель; д) инноватор; е) человеческое существо. Ведущие специалисты в области менеджмента подчеркивают тот факт, что современный менеджер - это личность, т.е. сложная система социальных качеств, взращенных в процессе жизнедеятельности. Чтобы исполнять сегодня главные менеджерские качества, менеджеру прежде всего нужно быть человеком*(391).

8. Контроль позволяет сравнивать желаемые результаты с достигнутыми и предпринимать необходимые корректирующие действия. Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.

В последние годы в практику передовых фирм все чаще внедряются методы контроллинга, которые дополняют традиционный, хорошо известный контроль.

Контроллинг выступает как система обеспечения выживаемости компании: в краткосрочном плане - нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном - на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой.

Контроллинг - совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы.

Если сравнивать контроллинг и контроль, то в принципе контроллинг ближе к предварительному контролю*(392).

Анри Файоль также сформулировал основные принципы менеджмента. Он, в частности, утверждал, что "число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправление, занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением"*(393).

В числе принципов управления, которые чаще всего применялись Анри Файолем в повседневной практической деятельности и для планирования стратегического и тактического развития компании, раскрывающих секреты "белых воротничков", он называл:

1) разделение работы, поскольку специализация труда необходима для организационного успеха;

2) власть - право приказывать должно сопровождаться ответственностью;

3) дисциплина, поскольку послушание и уважение позволяют работать спокойно;

4) единство распорядительства (командования) - работник должен получать приказ только от одного начальника;

5) единство направления - усилия каждого должны быть скоординированы и направлены в одну сторону;

6) подчинение индивидуальных интересов общим - "перетягивание каната" между личными и общими интересами во благо организации - одна из самых серьезных проблем управления;

7) вознаграждение - оплата работников должна соответствовать их трудовому вкладу;

8) централизация - важно найти оптимальное равновесие между централизацией и децентрализацией;

9) иерархия - подчиненные обязаны соблюдать цепь коммуникации до тех пор, пока не поступит указание на обмен информацией с кем-либо другим;

10) порядок - материальные ценности и люди должны находиться на строго определенных местах;

11) справедливость - являясь результатом доброты и законности, она приводит к преданной и лояльной службе;

12) стабильность персонала и срок пребывания в должности (постоянство состава персонала) - людям необходимо предоставить время, чтобы как следует узнать свою работу;

13) инициатива - одно из самых больших удовольствий - самостоятельное составление и выполнение планов;

14) единение персонала ("кастовый дух") - совместные усилия сотрудников - основа организационного успеха.

Как подчеркивает Б. Гейтс, "сильные коллективы потому и сильные, что над идеей каждого там думают все"*(394).

Каждый из этих принципов заслуживает самостоятельного раскрытия и анализа, в том числе с позиций его правового обеспечения.

Здесь же следует подчеркнуть, что функции и принципы менеджмента, сформулированные Анри Файолем, выдержали проверку временем и являются актуальными и сейчас. Его постулат, выражающийся в том, что управление является непрерывным процессом, начиная с планирования и заканчивая контролем, является альфой и омегой бизнес-науки и по сей день.

§ 3. Правовое обеспечение менеджмента.
Бизнес-план и его юридическое значение

В литературе отмечается, что менеджмент имеет много аспектов, в том числе экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный*(395). К сожалению, здесь отсутствует указание на правовой аспект менеджмента, на роль права в менеджменте как науке и практике управления бизнесом, обеспечивающего его устойчивость и высокую эффективность. Хотя, надо отдать должное, в названной работе Э.А. Уткина, во втором ее разделе "Управление предприятием", есть § 2, посвященный "Юридическим основам российского бизнеса". И это уже отрадно. Ибо до последнего времени не многие экономисты и управленцы надлежащим образом оценивали роль права в регулировании экономических, в том числе организационно-управленческих отношений, а между тем, как показывает в том числе и опыт стран с развитой рыночной экономикой, роль права в этих сферах весьма значительна и ее трудно переоценить.

Поэтому представляется актуальной постановка и разработка проблемы правового обеспечения менеджмента. Будучи особым видом профессиональной деятельности, направленной на достижение предприятием, действующим в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента, последний, являясь во многом живой творческой материей (сфера деятельности, область знаний, круг людей), в своих фундаментальных основополагающих началах требует использования (применения) правового инструментирования - определения правового статуса организации; ее организационно-управленческой структуры; функций структурных подразделений, их взаимосвязи по функциям; правового статуса менеджера и т.д.

Упорядочение внутри предприятия, фирмы, корпорации протекающих в них процессов, организация этих процессов в определенную, эффективно функционирующую систему с четко отлаженной внутренней субординацией - важнейшее слагаемое успешной деятельности*(396). Юридический аспект менеджмента заключается здесь в закреплении организационно-управленческой структуры предприятия, фирмы локальными нормативными актами.

Учитывая корпоративную природу менеджмента, нельзя забывать об эффективности локальных нормативных актов - актов, издаваемых на уровне предприятия, фирмы, корпорации. Этими актами устанавливается правовой статус структурных подразделений, их взаимосвязи по функциям; определяются должностные обязанности работников структурных подразделений и т.д.*(397)

Соотношение менеджмента и права - такое же, как соотношение любой другой деятельности и права, и может быть выражено так: главное - требование законности. Менеджмент как разновидность человеческой деятельности должен осуществляться в соответствии с законом и не противоречить ему. Менеджер в своей практической деятельности, в какой бы форме она в данный момент ни осуществлялась, подчиняется законам государства, на территории которого он выполняет свои функции, и несет ответственность по этим законам наравне с другими гражданами. Кроме того, он пользуется защитой со стороны закона и юридическими гарантиями как в области своей профессиональной деятельности, так и в области общегражданских прав. Эти положения отражены в законах, определяющих организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, правовой статус органов управления, в Трудовом кодексе РФ, других нормативных правовых актах. Положения всех этих актов призваны стимулировать дух предпринимательства, стремление к самостоятельности и новаторству, что, несомненно, составляет ядро современной идеологии менеджеризма.

Систему влияния права на отдельные сферы менеджмента можно проследить по следующей схеме, предложенной специалистами, исследующими практические аспекты названной проблемы*(398).

По каждому из выделенных направлений влияния права на сферы менеджмента возможно и необходимо отдельное исследование конкретных вопросов правового обеспечения. Остановимся, и то лишь вкратце, на бизнес-плане.

Под бизнес-планом понимается самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый на предприятии (предпринимателем) документ, определяющий основные организационные, экономические, финансовые, трудовые и иные аналитические показатели (параметры), характеризующие условия будущего производства и сбыт продукции, определяющие стратегию и тактику деятельности предприятия в условиях рынка, прогнозирующие возникающие при этом проблемы и предусматривающие направления, способы и методы их решения.

Признано, что цель составления бизнес-плана заключается в том, чтобы дать предпринимателю, руководству предприятия наиболее полную картину существующего положения предприятия и возможностей его развития. Кроме того, тщательное обоснование бизнес-плана создает у будущих инвесторов уверенность в надежности своих инвестиций и, что не менее важно, доверие к руководству компании. Качество бизнес-плана должно убеждать инвесторов в том, что они имеют дело с высококвалифицированными профессионалами, которым можно доверять.

Как правило, бизнес-план фирмы разрабатывается на 3-5 лет по следующим направлениям (разделам):

анализ рынка и маркетинговая стратегия;

продуктовая стратегия;

производственная стратегия;

развитие системы управления фирмой и собственности;

финансовая (экономическая) стратегия.

После тщательной проработки всех разделов плана составляется краткий реферат (резюме), которым предваряется бизнес-план. Назначение реферата - дать концентрированное изложение цели развития фирмы для широкого круга лиц, которым не обязательно знать детали плана, часто являющиеся коммерческой тайной. Полный бизнес-план содержит реферат и разделы основного плана и предоставляется обычно ограниченному кругу лиц, пользующихся доверием фирмы.

Хотя законодательство о предпринимательской деятельности не предусматривает непосредственно обязанности предприятия (предпринимателя) разрабатывать бизнес-план, опыт свидетельствует о том, что использование бизнес-планов является необходимым элементом самого содержания предпринимательства.

Бизнес-план необходим:

самому предпринимателю - при оценке возможности и эффективности создания собственного дела, с тем чтобы более четко его организовать, оценить возможные результаты с затратами, предупредить риск;

контрагентам предпринимателя - при оценке целесообразности вклада и ином инвестировании средств капитала в уже созданные коммерческие структуры; при заключении серьезных контрактов с предпринимателями;

банкам и иным кредитным учреждениям - при оценке возможности и целесообразности выдачи кредитов:

страховым организациям - при оценке целесообразности страхования различного рода рисков;

организациям-эмитентам - при составлении проспектов эмиссии ценных бумаг и др.

Составление бизнес-плана позволяет профессионально обосновать предложения по приватизации государственного и муниципального имущества.

Бизнес-план является юридическим документом, порождающим соответствующие права и обязанности для работников предприятия (предпринимателя). Он может:

предопределять компетенцию органов управления, менеджеров, иных работников;

служить основой при решении вопросов инвестирования средств;

учитываться при заключении договоров с контрагентами и т.д.

Показатели бизнес-плана могут иметь определяющее правовое значение при заключении контрактов с управляющим и менеджерами. Неспособность реализовать бизнес-план может рассматриваться как основание для расторжения контракта собственника с предпринимателем по контракту, а предпринимателя - с менеджерами.

Для придания процессу разработки, утверждения и исполнения бизнес-плана надлежащего уровня на предприятии в локальных актах устанавливается порядок разработки и утверждения бизнес-плана, предусматривающий конкретных лиц, ответственных за разработку его соответствующих разделов, формы и методы их участия в работе; сроки разработки; обсуждение бизнес-плана и его утверждение предпринимателем (управляющим), а в необходимых случаях - согласования с собственником.

Особое внимание должно уделяться обеспечению конфиденциальности и сохранению коммерческой тайны, с тем чтобы сведения о бизнес-плане не попали к конкурентам.

Показатели утвержденного бизнес-плана расписываются по подразделениям-исполнителям и служат основой формирования их планов производственно-хозяйственной деятельности.

Правовой статус менеджера

Важной составляющей правового обеспечения менеджмента, позволяющей раскрыть еще одну из его граней, может служить соотношение понятий "менеджмент" и "предпринимательская деятельность", "менеджер" и "предприниматель". Ибо предпринимательская деятельность - это регулируемая правом сфера социально-экономической активности людей.

В выяснении указанного соотношения определяющей является взаимосвязь: собственник - предприниматель по контракту (управляющий предприятием) - менеджеры; каждый из них имеет свои правомочия и обязанности в установлении и регулировании организационно-управленческой основы предпринимательской деятельности. Это связано с двумя (по крайней мере) обстоятельствами:

во-первых, с определенным завершением отделения собственности от непосредственного контроля за ней (этот процесс начался еще в ХIХ в.),

во-вторых, с обособлением организационно-управленческой сферы в относительно самостоятельную по отношению к ее содержанию деятельности.

Относительность обособления последней состоит в том, что содержание этой деятельности, способы и используемые средства (это касается как производственной сферы, так и торговой и кредитной) лишь до известной степени предопределены материальным или производственно-технологическим содержанием деятельности предприятия.

Основная черта организации - в том, что она всегда представляет отношения между лицами, индивидумами. Поэтому от содержания процесса остается, по существу, лишь одна цель, остальное же представляется организации безличным.

Цель может быть достигнута комбинацией различных форм организационных структур, различием обязанностей, субординацией и т.п.

Выделение самостоятельной значимости организаций в успехе дела приобрело в 50-60-е гг. прошлого века такое всеобщее признание, что иногда этот период называют периодом организаций.

Собственник передает функции управления предпринимателю по контракту и, как правило, не определяет вопросов организации управления производства и реализации продукции; более того, передав свои функции, собственник практически утрачивает право на оперативно-хозяйственное вмешательство в деятельность предприятия и управление им (кроме случаев, определяемых учредительными документами и контрактом).

Предприниматель по контракту, напротив, имеет не только право, но и обязан организовать производство и обеспечить эффективное управление им. Невыполнение данной обязанности может служить юридическим основанием для расторжения с ним контракта.

Менеджеры, управляющие отдельными сферами (функциями) производства, также обязаны надлежащим образом организовать управление и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции и в соответствии с условиями заключенных контрактов.

Можно считать признанным в науке, что поскольку основная цель менеджмента - получение прибыли путем применения наиболее рациональной системы управления, то, следовательно, менеджмент тесно связан с предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем исследователи менеджмента подчеркивают содержательную сторону отличия менеджера от предпринимателя.

Термин "предприниматель" был введен французским экономистом Ришаром Кантильоном, жившим в начале"XVIII в. И с тех пор это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Очень важно понимать, что слова "предприниматель" и "менеджер" не являются синонимами*(399).

Комментируя эти положения, Л.И. Евенко отмечал, что бизнесмен и менеджер - не одно и то же. Бизнесмен - это тот, кто "делает деньги", владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Предпринимательство в большей степени связано с личностью человека - предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенный мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам*(400).

Человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива, в заинтересованности к саморазвитию и творческой деятельности, составляет основу менеджмента.

Соотношение понятий "менеджер" и "предприниматель" довольно подвижно. Поскольку все предприниматели активно участвуют в формулировании целей предприятия или организации и управляют этой организацией в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами.

В результате усиления роли организации менеджер становится наиболее видной фигурой всякого предприятия, именно через него реализуется в значительной степени функция предпринимателя-новатора. Говоря об отношении менеджера и предпринимателя, П. Друкер отмечает, что, конечно, менеджер не является собственно предпринимателем, однако предприниматель всегда должен быть немного менеджером; вместе с тем менеджер, не выполняющий функции предпринимателя, оказывается плохим менеджером.

"Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимательства, вовсе не обязательно свидетельствует о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут просто не иметь способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Автор одного исследования, в котором сравниваются характеристики успешного предпринимателя и успешного менеджера, приходят к следующему выводу: "Успешные иерархи (руководители) в бизнесе были способны внести организованность в неструктурированную ситуацию и увидеть суть своей организации. Такие руководители способны принимать решения. У предпринимателей, однако, такая линия поведения не прослеживалась... (кроме того) успешный руководитель в бизнесе проявлял положительное отношение к власти. А предприниматель по своему характеру, кратко говоря, не желает признавать и подчиняться власти, проявляет неспособность работать под руководством и, как следствие, стремится избежать такой ситуации.

Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся предприниматель становится не особенно эффективным менеджером"*(401).

Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит в основном на фактах и в рамках установленных целей.

Менеджеры обеспечивают достижение целей с подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана*(402).

Специалисты в области менеджмента отмечают, что в современном русском языке понятие "менеджер" соответствует терминам: "управляющий", "руководитель", "начальник", "заведующий", словом, это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

руководителю предприятия в целом или его подразделения (управлений, отделений, отделов и т.д.);

руководителю по отношению к подчиненным;

администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствующие поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, которые закрепляются в нормативных актах, определяющих его правовой статус. Конкретные права и обязанности менеджера также определяются договором (контрактом), заключаемым предприятием и руководителем (менеджером) в связи с исполнением возложенных на него обязанностей по руководству оперативной производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Кроме прав и обязанностей менеджера (руководителя), закрепленных в нормативных актах, в литературе выделяют общие требования, предъявляемые к менеджерам. Сюда чаще всего относят:

наличие общих знаний в области управления предприятием;

компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать компания;

умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и других странах, на рынках, на которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относится:

знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

знание условий, связывающих предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе;

устранение неспособных работников с целью сохранения единства и обеспечения устойчивости функционирования фирмы.

Рыночная экономика определяет потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

Непреложным фактом в менеджменте является понимание каждым менеджером, и прежде всего руководителем высшего звена управления того, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка*(403).

В то же время фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников, и в особенности руководителей (менеджеров), от которых в конечном счете зависит ее процветание.

Краткие выводы

1. Современный менеджмент - это система руководства (управления) рабочими группами (организациями); процесс достижения цели организации при помощи ее работников. Субъектом данного процесса является менеджер.

В упрощенном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

2. Менеджмент (по-русски - управление) - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Однако менеджмент - емкое понятие, не сводимое только к управлению. Это также область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию. Наконец, менеджмент, как производное от слова "менеджер" - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

3. Цель изучения основных общих идей и принципов теории современного менеджмента - научиться на практике, в повседневной предпринимательской деятельности использовать его достижения (конкретные крупицы опыта). Для этого необходимо четкое знание возможностей маневра при использовании различных правовых средств, таких как договор, ответственность, должностные полномочия и др.

Кроме того, знание современного предпринимательского законодательства, практики его применения предпринимателем, владеющим основами менеджмента, помогут ему ориентироваться в ситуациях, близких к рискованным, а попав в такие ситуации, находить юридически безупречный и предпринимательски оправданный выход из создавшегося положения.

4. Исследование правовых аспектов современного менеджмента находится пока в самом зачаточном состоянии. Предстоит выработать методологию правовых подходов к этому явлению, общие правовые положения касательно обширнейшей области знания, каковой является менеджмент. И на этой базе проанализировать конкретные взаимосвязи отдельных составляющих менеджмента и их правового обеспечения.

Вопросы

1. Что такое менеджмент? Сформулируйте его определение.

2. Из каких составных частей состоит современный учебный курс менеджмента?

3. Какие виды менеджмента вы знаете? Дайте их определение.

4. Дайте определение и сформулируйте основные функции менеджмента.

5. Сформулируйте основные принципы менеджмента и раскройте их содержание.

6. В чем заключается роль права в надлежащем обеспечении менеджмента?

7. Что такое бизнес-план и в чем его значение?

8. Раскройте правовой статус бизнес-плана.

9. Дайте характеристику менеджера, раскройте его правовой статус в сравнении с правовым статусом предпринимателя.

Рекомендуемая литература

Виханский О.С. Стратегический менеджмент. М., 1998.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1998.

Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по менеджменту. М., 1998.

Вудкок М., Фрэнсист Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / Пер. с англ. М., 1991.

Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. Как добиться успеха в информационную эру. 2-е изд. М., 2001.

Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 1994.

Грейсон Джексон младший, о'Делл Карла. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М., 1998.

Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами. Правовой аспект. М., 2001.

Ойхман Е.Г., Попов Е.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. М., 1997.

Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. М., 1991.

Право в системе менеджмента. План-проспект органайзера "Правовое регулирование". СПб., 1998.

Семь нот менеджмента. Настольная книга руководителя. М., 1998.

Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М., 1998.

Уткин Э.П. Курс менеджмента. М., 1998.

Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. М., 1998.

Файоль А. Общее и промышленное управление // Управление - это наука и искусство. М., 1992.

Шестаков А.В. Менеджмент и право. Курс лекций. М., 2000.

Шиткина И.С. Локальное нормотворчество коммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2002. N 3-4.

Наши рекомендации