Тема 19. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. Определите, к какой из двух фаз экономического цикла: регрессии (Р) или бума (Б) – относятся перечисленные процессы:

а) рост инвестиций в частном секторе,

б) сокращение прибыли,

в) рост налоговых поступлений,

г) увеличение спроса на труд,

д) падение курса акций,

е) рост инфляции,

ж) увеличение выплат по безработице,

з) снижение уровня процентной ставки.

2. Фирма ожидает рост объема продаж своей продукции. Работающие в ней экономисты исходят из следующих соотношений роста объема продаж и потребностями в инвестициях:

Объем продаж (млрд. руб.) 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0
Необходимые инвестиции (млрд. руб.)

а) Объем продаж увеличился с 1 млрд. руб. в 1992 году до 1,5 млрд. руб. в 1993 году. Определите объем дополнительных инвестиций, если в начальном периоде отсутствовали избыточные инвестиции.

б) Фирма должна ежегодно возмещать устаревшее оборудование на сумму 500 млн. руб. Определите объем валовых инвестиций.

в) Объем продаж фирмы возрос с 1,5 млрд. руб. в 1993 году до 2,0 млрд. руб. в 1994 году. Увеличится ли объем чистых и валовых инвестиций 1994 г.?

г) В 1995 году объем продаж фирмы равен объему ее продаж 1994 года. Что произойдет с величиной чистых и валовых инвестиций?

д) Изобразите изменение объема продаж фирмы на рисунке 1.

е) Изобразите изменение объема инвестиций фирмы на рисунке 2.

ж) Сравните оба рисунка и определите, отражают ли они действие принципа акселератора.

       
  Тема 19. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы - student2.ru   Тема 19. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы - student2.ru
 


Рисунок 1. Динамика объема продаж   Рисунок 2. Динамика инвестиционных расходов

3. Правительство просит специалистов дать прогноз роста ВНП на следующий год. Ведущие специалисты считают, что потребительские расходы составят 70% ВНП, сумма инвестиций и государственных расходов достигнет 2 трлн. руб., объем чистого экспорта будет равен 0.

а) Какой прогноз дадут экономисты относительно возможного объема ВНП?

б) Если прогнозные оценки относительно уровня потребительских расходов оказались заниженными и в действительности составили 0,75% ВНП, то какова будет разница между фактическим и прогнозируемым объемами ВНП?

в) Прогнозные оценки относительно уровня потребительских расходов и суммы инвестиционных и государственных расходов оказались ошибочными. В действительности их значения равнялись соответственно: 0,75% ВНП и 2,5 трлн. руб. Рассчитайте разницу между фактическим и прогнозируемым объемами ВНП.

4. На рисунке (графики А и Б) представлены кривые совокупного спроса и предложения.

               
  Тема 19. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы - student2.ru
    Тема 19. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы - student2.ru
 
 
   
ВНП
   
ВНП
 

График А График Б

Рисунок. Кривые совокупного спроса и совокупного предложения

1) На графике А кривая совокупного спроса AD переместилась влево в положение AD1.

Определите:

а) фазу цикла,

б) характер динамики ВНП,

в) характер динамики инфляции.

2) На графике Б кривая совокупного спроса AD переместилась вправо в положение AD1.

Определите:

а) фазу цикла,

б) характер динамики ВНП,

в) характер динамики инфляции.

5. Фирма А считает целесообразным на конец каждого года иметь производственные запасы, равные 2,5 руб. на каждый рубль объема продаж.

В таблице отражены данные в млрд. руб.

Таблица

Год Годовой объем продаж Запасы на начало года Ожидаемые запасы на конец года Годовой объем производства
   
     
     
     
     

1) Рассчитайте:

а) объем запасов на начало и конец каждого года;

б) объем производства в каждом году. Полученные данные занесите в таблицу.

2) Определите, в какие годы имелся самый высокий уровень:

а) инвестиций в запасы;

б) объема производства.

6. Фирма Б считает целесообразным на каждый рубль произведенной продукции в течение года расходовать на оборудование 2 рубля. Ежегодная стоимость изношенного и, следовательно, выбывающего оборудования равна 1 млрд. руб. Фактическая стоимость всего оборудования в 1992 г. составляет 100 млрд. руб.

На основе данных, приведенных в таблице, выполните следующие задания.

Таблица

Год Годовой объем производства Ожидаемая стоимость оборудования Чистые инвестиции Валовые инвестиции
   
     
     
     
     

а) Рассчитайте ежегодную стоимость оборудования и объемы инвестиций (чистых и валовых). Внесите полученные данные в таблицу.

б) Определите год, в котором уровень инвестиций и ожидаемая стоимость оборудования самые высокие. Можно ли сказать, что в этом году наблюдается и самый высокий объем производства?

7. Ведущие экономисты прогнозируют, что через год экономическая ситуация в стране будет характеризоваться следующими данными:

С = 10 + 0,7 Y,

I = 50 трлн. руб.,

G = 100 трлн. руб.

(где С – потребительские расходы, I – частные валовые инвестиции, G – государственные закупки товаров и услуг, Y – ВНП).

Рассчитайте прогнозируемый на следующий год уровень ВНП.

8. Экономисты страны А полагают, что зависимости потребительских расходов (С) и инвестиций (I) от величины ВНП (Y) выражаются в следующих уравнениях (трлн. руб.):

С = 8 + 0,6 Y,

I = 0,1 Y.

По их оценкам, правительственные расходы на покупку товаров и услуг в следующем году должны составить 50 трлн. руб., чистый экспорт – 5 трлн. руб.

Рассчитайте прогнозируемый на следующий год уровень ВНП.

Тема 20. Макроэкономическая нестабильность: безработица. (2 часа)

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и рабочей силе, если они классифицируются следующим образом:

- Занятые (З),

- Безработные (Б),

- Не включаемые в состав рабочей силы (Н).

а) Работник, уволенный по собственному желанию.

б) Работник, переведенный на новый режим работы неполного рабочего дня.

в) Учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать.

г) Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски.

д) Студент, который учится на дневном отделении учебного заведения.

е) Автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения.

ж) Домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей.

з) Домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.

2. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.).

Таблица

  Первый год Пятый год
Рабочая сила
Занятые
Безработные
Уровень безработицы (%) 4,8% 8,3%

а) Рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.

б) Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?

в) Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?

3. Имеется следующая информация:

Численность занятых – 90 млн. человек.

Численность безработных – 10 млн. человек.

а) Рассчитайте уровень безработицы.

б) Месяц спустя из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите, какова численность занятых, количество безработных и уровень безработицы в изменившихся условиях.

4. На рисунке представлены кривые спроса (DD и D1D1) и предложения (SS) на рынке труда. Отрезок LL отражает количество имеющейся рабочей силы.

Заработная плата (тыс. руб.)            
S

     
     
D1

   
D

             
        Тема 19. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы - student2.ru Тема 19. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы - student2.ru   Тема 19. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы - student2.ru              
                           
                           
                           
               
D

       
                           
                           
                           
                           
             
D1

         
     
S

                   
                           
                           
                           
           
        Рабочая сила (L)  
                                                     

1) Кривая DD отражает первоначальный спрос на рынке труда. Определите:

а) уровень равновесной заработной платы,

б) численность занятых,

в) численность добровольно неработающих,

г) численность вынужденно неработающих (при условии, что данный уровень равновесной заработной платы определяет численность желающих работать).

2) Спрос на рынке труда сократился: кривая DD переместилась влево в положение D1D1 . При условии, что заработная плата носит гибкий характер, определите:

а) равновесный уровень заработной платы, соответствующий новому уровню спроса на труд,

б) численность занятых,

в) численность вынужденно неработающих,

г) численность добровольно неработающих.

3) При условии, что заработная плата носит жесткий характер (не снижается), рассчитайте:

а) численность занятых,

б) численность вынужденно неработающих,

в) численность добровольно неработающих.

5. В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВНП (трлн. руб.).

В 1990году экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6%.

Таблица

Год Потенциальный ВНП Фактический ВНП
3712,5

Рассчитайте по данным, относящимся к 1991 и 1992 годам:

а) разницу между фактическим и потенциальным объемами ВНП в абсолютном и процентном выражении;

б) уровень безработицы, используя закон Оукена.

6. Показатели численности страны составляют:

- население – 100 млн. чел.,

- дети до 16-ти лет – 11 млн. чел.,

- находящиеся в исправительных учреждениях – 5 млн. чел.,

- пациенты психиатрических клиник – 3 млн. чел.,

- неработающие пенсионеры – 6 млн. чел.,

- бродяги и бомжи – 4 млн. чел.,

- домашние хозяйки, не имеющие работы – 8,5 млн. чел.,

- студенты – 7 млн. чел., из них на дневном отделении – 5,5 млн. чел.,

- уволены и не ищут работу – 5 млн. чел.,

- занятые неполный рабочий день и ищущие работу – 1 млн. чел.,

- находящиеся на больничном – 2,3 млн. чел.,

- уволенные в результате спада в экономике – 2,2 млн. чел.,

- ожидают выхода на работу – 1,7 млн. чел.,

- уволенные в результате структурных преобразований – 0,9 млн. чел.,

- уволенные по собственному желанию и ищущие работу – 0,8 млн. чел.

Определите:

а) численность рабочей силы и фактический уровень безработицы;

б) потенциальный уровень ВВП (Y*), если фактический уровень ВВП (Yфакт) = 2850 млрд. руб.

7. Естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический уровень – 10%.

Определите:

а) Величину относительного отставания фактического уровня ВВП от потенциального при условии, что коэффициент чувствительности ВВП к динамике безработицы (b = 2).

б) Если фактический уровень ВВП составляет 600 млрд. руб., то каковы потери ВВП, вызванные безработицей.

Тема 21. Макроэкономическая нестабильность: инфляция. (2 часа)

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. Инфляция присуща всем странам. По Вашему мнению: что должна делать страна? Адаптироваться к инфляции или активно бороться с ней? Как, какими методами?

2. В России достаточно высокий уровень инфляции (правда, за счет неординарных мер, он сейчас несколько ниже). Что бы Вы могли предложить нашему правительству для борьбы с инфляцией?

3. Рост цен в России в будущем несомненен. Как можно защитить себя от инфляции?

4. Чем инфляция спроса отличается от инфляции предложения и есть ли такая разница?

5. Объясните, каким образом жесткая гиперинфляция может привести к депрессии?

6. Если Вам пришлось выбирать между:

а) полной занятостью с 6% ежегодным уровнем инфляции и

б) стабильностью цен с 8% уровнем безработицы, что бы Вы выбрали и почему?

7. Что означает «правило величины 70»? Сколько времени потребуется для того, чтобы цены удвоились, если инфляция сохранится на уровне:

а) 5%,

б) 7%,

в) 10%.

8. Оцените состояние экономики при следующих условиях:

а) Индекс цен возрос в 1,5 раза, а объем национального производства остался на прежнем уровне.

б) Индекс цен не изменился, объем производства тоже изменился.

в) Индекс цен возрос в 1,2 раза, а объем производства сократился в 1,1 раза.

9. Летом 1995 года правительством России был введен «валютный коридор». Способствовало ли это снижению темпов инфляции? Если да, то почему?

10. В настоящее время в России большая часть продукции (больше 60%) от производителя к потребителю доставляется при помощи посредников. Влияет ли посредническая деятельность на инфляцию? Если да, то какой вид инфляции она вызывает: инфляцию спроса или инфляцию издержек?

11. В приведенной таблице содержатся данные о темпах прироста денежной массы и темпах инфляции в России по годам: (к предыдущему году)

Таблица

Год Рост денежной массы (раз) Темп инфляции (раз)
6,42 6,1
4,16 9,4
2,03 3,2

Постройте на основании этих данных график и, пользуясь им, прокомментируйте следующее утверждение: «Инфляция – везде и всегда денежный феномен».

12. В таблице отражена динамика производительности и заработной платы в 1992-1994 гг. (рост или уменьшение к предыдущему году).

Таблица

  1994 к 1991
Производительность труда, %
Средняя заработная плата, раз 11,6 9,0 4,1

Можно ли по этим данным утверждать, что с периода 1993-1994 гг. в России прогрессировала:

а) инфляция спроса,

б) инфляция, вызванная ростом издержек производства?

13. Сейчас в нашем правительстве активно дискутируется вопрос о дополнительной эмиссии денег для стабилизации экономики. Допустим, что это произойдет и правительство увеличит денежную массу. Проанализируйте последствия такого решения для экономики.

14. По данным статуправления Нижегородской области уровень инфляции в области за период с декабря 1995 по август 1996 г. возрос на 19,3%, а уровень безработицы возрос на 2,5%. Чем можно объяснить такую ситуацию (известно, что инфляция и безработица находятся в обратной зависимости) и характерно ли подобное положение для других стран?

15. Используя закон Оукена, определите потери экономики, если уровень безработицы составляет 9,5% против естественного уровня в 6%, а номинальный ВВП равен 3000 млрд. долл.

16. На основе данных таблицы определите темп инфляции (ее уровень) в период:

а) 1 – 2 гг.,

б) 2 –3 гг.,

в) 3 – 4 гг.

Таблица

Год Индекс потребительских цен Темп инфляции (%)
 
 
 

16. В таблице представлены данные о динамике потребительских цен.

Таблица

Год
Индекс потребительских цен, %          

В каком из указанных промежутков был самый высокий уровень (темп) инфляции?

17. Предположим, что производятся и потребляются 3 блага А, Б, В. В таблице представлены количество и цена за единицу каждого блага за 2 периода – 1992 и 2000 г.

Рассчитайте индексы Ласпейреса, Пааше, Фишера (1992 г. – базовый год).

Таблица

Благо
цена количество цена количество
А
Б
В

18. Допустим, номинальный доход уменьшился на 2%, а уровень цен вырос на 2%.

Чему равен реальный доход?

Что произойдет, если номинальный доход и уровень цен уменьшатся на 2%?

19. Экономика характеризуется следующими данными.

Таблица

Год Уровень инфляции (%) Номинальная ставка (%)

На сколько процентов изменилась реальная ставка процента во втором году по сравнению с первым?

Тема 22. Экономический рост: сущность, типы, показатели, факторы. (2 часа)

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

Модуль 4.

Государственное регулирование рыночной экономики

Тема 23. Фискальная политика как инструмент стабилизации экономики. (4 часа)

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. Следующая система уравнений отражает простую кейнсианскую модель экономики страны А при постоянном уровне цен (все величины в млрд. руб.)

С = 150 + 0,8 D,

ВНП = D,

I = 210.

(где С – ожидаемые потребительские расходы, I – ожидаемые инвестиции, D – располагаемый доход, ВНП – валовый национальный доход).

Теперь в эту модель включается государственный сектор. Государственные закупки и налоги равны 500 млрд. руб. Чистый экспорт равен 0. Тогда совокупные расходы равны:

150 + 0,8 (ВНП – 500) + 210 + 500.

а) На рисунке постройте кривую совокупных расходов для экономики страны А.

Совокупные расходы

(С + In + G)

                                 
                                   
                                   
                                   
                                   
                                 
                                   
                                   
                                   
                                   
                                 
                                   
                                   
                                   
                                   
         
            ВНП (млрд. руб.)

б) Определите объем равновесного ВНП и покажите на графике точку равновесия экономики.

в) Определите значение мультипликатора.

г) Если государственные расходы повысятся до 800 млрд. руб., а все прочие компоненты совокупных расходов остаются постоянными, то как изменится равновесный объем ВНП?

2. В таблице приведены данные о потребительских расходах и сбережениях, соответствующих конкретным уровням чистого национального продукта (в млрд. руб.)

Таблица

Реальный ЧНП C S Ca Sa Sa + M + T I + X + G Ca + I + Xn + G
         
         
         
         
         
         
         

(C – потребительские расходы; S – сбережения; Ca и Sa – соответственно, потребительские расходы и сбережения после уплаты налогов; M – импорт; T – налоги; In – инвестиции; G – государственные расходы; X и Xn – соответственно, экспорт и чистый экспорт). а) Правительственные расходы равны 200 млрд. Руб., налоги равны 100 млрд. руб., импорт равен 5 млрд. руб. Рассчитайте величину потребительских расходов и сбережений послу уплаты налогов при каждом уровне ЧНП. Заполните соответствующие колонки в таблице.

б) Рассчитайте сумму изъятий Sa + M + T и заполните соответствующую колонку в таблице.

в) Плановые инвестиции равны 150 млрд. руб., экспорт равен 5 млрд. руб. Рассчитайте сумму инъекций In + X + G и заполните соответствующую колонку в таблице.

г) Рассчитайте объем равновесного реального ЧНП.

д) Как изменится объем равновесного ЧНП, если объем налоговых выплат остался прежним, а правительственные закупки возросли на 10 млрд. руб.?

е) Как изменится объем равновесного ЧНП, если правительственные закупки по-прежнему равны 210 млрд. руб., а сумма налоговых выплат увеличится со 100 млрд. руб. до 110 млрд. руб.

ж) Как изменится объем равновесного ЧНП, если одновременно возрастут и государственные закупки и налоги на сумму 10 млрд. руб.?

3. Модель экономики характеризуется следующими данными:

С = 1000 + 0,9 Y

G = 600

I = 390

T = 400

Y = ВНП – T

B = T – G`

X – M = 0

(где С – планируемые потребительские расходы, G – государственные расходы, I – планируемые инвестиции, Т – налоги, Y – располагаемый доход, В – дефицит или излишек госбюджета, Х – экспорт, М – импорт, ВНП – валовый национальный доход).

Рассчитайте:

а) равновесный ВНП,

б) мультипликатор государственных расходов,

в) влияние на величину ВНП прироста налогов на 1 рубль,

г) объем сбережений при равновесном ВНП,

д) разрыв в экономике, если ВНП при полной занятости равен 15000 млрд. руб.,

е) объем сбережений при полной занятости,

ж)Как должны измениться государственные расходы при постоянных налогах, если ставится задача достигнуть уровня полной занятости?

4. Правительство получило заем иностранных банков в размере 1 млрд. долл. по годовой ставке 8%. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн. долл. ежегодно.

а) Приведет ли этот заем к увеличению государственного долга страны и в каком размере?

б) Вырастет ли чистое финансовое бремя, налагаемое на граждан данной страны?

5. В таблице приведены данные о величине спроса и инвестиций при различных ставках процента. Средняя склонность к потреблению равна 0,8.

Таблица

Ставка процента (%) Плановые чистые инвестиции (млрд. руб.)

а) Как изменится равновесный объем реального ЧНП, если объем государственных закупок товаров и услуг увеличится на 20 млрд. руб.?

б) Как изменится равновесный объем реального ЧНП, если правительство получило эту сумму путем увеличения налогов на 20 млрд. руб.?

6. Экономика страны описана следующими данными (в трлн. руб.).

Таблица

ВНП Сумма налоговых поступлений Государственные расходы

а) Определите характер и величину бюджетного сальдо при объеме ВНП, равном 900 трлн. руб.; при объеме ВНП, равном 1100 трлн. руб., достигаемом в условиях полной занятости.

б) Каково соотношение между предполагаемыми инвестициями и сбережениями в условиях полной занятости (чистый экспорт равен 0)?

в) Экономика страны находится в состоянии рецессии при ВНП = 1100 трлн. руб.. Если правительство не изменяет величину налоговых поступлений, то оно может увеличить величину равновесного ВНП с 800 до 1100, повышая государственные расходы на 50 трлн. руб., или, не изменяя величину государственных расходов, увеличить на 40 трлн. руб. Какова будет величина излишка (дефицита) бюджета в этом случае?

7. Определите источники финансирования дефицита бюджета в России. Объясните «эффект вытеснения», используя следующую информацию:

«В 1996 г. доходность государственных долговых обязательств на российском рынке ценных бумаг составила 80% годовых, а процент по вкладам, выплачиваемый коммерческими банками, колебался на уровне 30% годовых. Основными держателями государственных ценных бумаг, прежде всего ГКО, являются коммерческие банки».

Окажет ли влияние на «эффект вытеснения»:

а) введение 15-процентного налога с операции с ценными бумагами;

б) выход России на международные финансовые рынки с пакетами государственных ценных бумаг («евробондов») и спрос на них со стороны иностранных инвесторов;

в) снижение реальных процентных ставок на российских кредитных рынках.

8. Государственный долг России к концу 1996 г. составил 172 млрд. долл., в том числе внешний долг – 127 млрд. долл., а внутренний долг, оформленный государственными ценными бумагами – 45 млрд. долл. Определите совокупность проблем, возникающих с ростом государственного долга. В частности, есть ли связь между ростом государственного долга и инвестиционным кризисом в России, о котором свидетельствует падение доли инвестиций в ВВП с 17% в 1994 г. до 15% в 1995 г. и 11% в 1996 г. в условиях кризиса.

9. Мировая практика свидетельствует, что в небогатых среднеразвитых странах, к которым относится Россия по своим реальным возможностям, величина государственных расходов составляет 26,8% ВВП, что позволяет им поддерживать темпы прироста ВВП в среднем на уровне 3,6% в год. В России все государственные расходы в 1992-1996 гг. составляли в среднем 50,7% ВВП, однако спад производства не удалось преодолеть.

Какие, на Ваш взгляд, меры фискального порядка из нижеуказанных ускорили бы выход России из кризиса:

а) снижение государственных расходов,

б) снижение налоговых ставок на прибыль,

в) повышение государственных расходов,

г) повышение налогов,

д) исключение из налогооблагаемой базы реальных расходов производителей, связанных с зарабатыванием прибыли.

10. Дайте определение дискреционной фискальной политики. Какой ситуации в экономике соответствует сдерживающая дискреционная политика и что она предполагает?

Какой ситуации в экономике соответствует экспансионистская политика и что она предполагает?

11. Дайте определение налогов. Назовите различия прямых и косвенных налогов. Начертите и поясните кривую Лаффера.

12. Какое воздействие на располагаемый доход оказывают налоги. Что такое налоговый мультипликатор (MPT)? Почему он меньше мультипликатора госрасходов (MPG)?

13. Объясните воздействие государственных расходов (G) на ВВП страны.

14. Что такое дефицит бюджета? Назовите источники финансирования бюджета.

Дайте определение государственного долга и назовите его последствия.

15. Дайте определение автоматической фискальной политики. Назовите несколько встроенных стабилизаторов. Какую проблему решает бюджет полной занятости?

Тема 24. Денежный рынок. (2 часа)

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1.Какие функции выполняют деньги? .Дайте определение денежного рынка.

2.Дайте определение спроса на деньги. Начертите график спроса на деньги и поясните его.

3.Что представляет собой уравнение обмена. Напишите формулу уравнения и поясните его.

4. Дайте определение предложение денег. Сформулируйте определение денежных агрегатов.

5. Поясните равновесие на денежном рынке при условии изменения денежного предложения.

6.Поясните равновесие на денежном рынке при условии изменения спроса на деньги.

7. Не смотря на то, что деньги считаются удобными для совершения сделок, чем бартер, бартер все же не исчез из современной экономической системы. Приведите по меньшей мере один пример бартера (из Вашего личного опыта) и объясните, почему в данном случае использовался именно бартер.

8. Предположим, что каждый рубль, предназначенный для сделок, обращается в среднем 5 раз в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный ВВП составляет 2000 млрд. руб.

а) Определите спрос на деньги для сделок (MDt).

б) В таблице представлена величина спроса на деньги со стороны активов. Укажите общий спрос на деньги, используя п. а).

Таблица

  Ставка % Объем спроса на деньги
Со стороны активов Общий спрос на деньги (MDа + MDt) Общий спрос на деньги (MDа + MDt*)
   
   
   
   
   
   
   

в) Определите равновесие на денежном рынке, если предложение денег (MS) будет фиксировано на уровне 600 млрд. руб. Дайте графическую интерпретацию.

г) На каком уровне установится равновесие, если предложение денег увеличится до 620 млрд. руб.? Отобразите решение на графике.

д) На сколько изменится спрос на деньги для сделок (MDt*), если номинальный ВВП вырастет на 400 млрд. руб. Определите общий спрос на деньги при каждом уровне процентной ставки при условии, что предложение денег остается на уровне 600 млрд. руб. Дайте графическую интерпретацию.

9. В таблице приведены данные о номинальном ВВП и денежной массе (млрд. руб.)

Таблица

Год М1 М2 Номинальный ВВП V1 V2
   
   
   
   

Сравните скорость обращения денег в России за указанный в таблице период, исчисленную на основе М1 и М2. В каком из этих случаев скорость обращения была более стабильной?

10. В таблице приведены данные о ВВП и скорости обращения денег в России.

Таблица

 
ВВП (млрд. руб.)
Скорость обращения денег (раз)   1,4   5,8   9,2   10,1

Используя «уравнение обмена», рассчитайте предложение денег в экономике России в указанные годы.

11.Денежная масса увеличилась с 750 до 825 млрд. руб., а товарная масса на 10% при неизменной скорости обращения денег.

Как изменится индекс потребительских цен?

12. Как изменится скорость обращения денег, если денежная масса выросла на 5%, объем производства упал на 10%, а индекс цен составил 1,4?

Тема: Монетарная политика. Товарно-денежное равновесие: модель IS – LM (Хикса – Хансена) (2 часа)

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1.дайте определение монетарной политики и ее целей. Что лежит в основе монетарного подхода использования денежно-кредитной политики? Сформулируйте монетарное правило.

2.Какие инструменты использует центральный банк для регулирования денежного предложения в экономике?

3. В любой момент времени определенное количество денег, выпущенных Центральным банком России, находится:

а) в кошельках у населения,

б) в кассах коммерческих банков,

в) в резервах Центрального банка.

Какое воздействие каждый из этих компонентов оказывает на денежную массу? Входят ли они в нее?

4. Как снятие наличности с текущих счетов влияет на денежную массу? Как это влияет на обязательные банковские резервы? Как это влияет на избыточные резервы? Как это снятие может сказаться впоследствии на денежной массе?

5. Банковская система не имеет избыточных резервов. Общая сумма обязательных резервов составляет 50 млрд. долл., а общая величина текущих вкладов равна 200 млрд. долл. Зависимость суммы займов, которую коммерческие банки берут у Центрального банка, от учетной ставки следующая:

Учетная ставка (%)
Сумма займов (млрд.долл.)

Определите:

а) резервную норму,

б) денежный мультипликатор,

в) какую учетную ставку должен назначить Центральный банк, чтобы объем денежного предложения в экономике составил 40 млрд. долл.

6. Большинство банков России сейчас снижает норму процента, которую они платят по депозитам денежного рынка ежемесячно. Объясните, почему это происходит?

7. ВВП России в 1996 году составил 96% от ВВП 1995 года. Потребительские цены за этот период выросли на 125%.

Как должен измениться объем ВВП России в 1997 году, чтобы соблюдалось монетарное правило, если предположить, что уровень цен не изменится.

8. Индекс потребительских цен в России представлен в таблице.

Таблица

в 6,1 раза в 9,4 раза в 3,2 раза в 2,3 раза

Как изменилась покупательная способность денег за период с 1992 по 1995 год? С 1991 по 1994 год?

9. Многих людей беспокоит размер государственного долга. Представьте себе, Центральный банк скупил все имеющиеся на рынке государственные ценные бумаги, так, что в каком-то смысле государство стало должником только самого себя. Как это можно было бы сделать? Что произошло бы в результате?

10. В соответствии с монетаристской концепцией скорость обращения денег стабильна и равна 5. На основе данной таблицы выполните предлагаемое задание.

Таблица

Средняя цена (руб.) Объем продукции (шт) P´Q (руб.) M´V
   
   
   
   
   

а) Рассчитайте номинальный объем производства при каждом уровне цен.

б) Определите равновесное значение номинального объема производства (P´Q или M´V), цены и физического объема продукции, если М = 180 руб.

12. Имеется следующие данные:

В банке А депозиты составляют 150 млрд. руб. Резервная норма накопления меняется: 1 год – 10%, 2 год – 20%, 3 год – 30%, 4 год – 25%.

Определите, как меняется:

а) денежный мультипликатор,

б) количество вновь созданных денег,

в) общее количество денег.

г)величину избыточных резервов.

д)величину резерва.

15. Дайте определение монетарной политики и ее целей. Что лежит в основе монетарного подхода использования денежно-кредитной политики. Сформулируйте монетарное правило.

16. Коммерческие банки располагают депозитами 400 млрд. руб. Избыточные резервы составляют 360 млрд. руб.

Как изменится предложение денег банками, если:

а) понижение учетной ставки побуждает коммерческие банки взять у Центрального банка заем в размере 2 млрд. руб.

б) Центральный банк продает коммерческим банкам ценные бумаги на сумму 3 млрд. руб.

в) Центральный банк покупает ценные бумаги на сумму 5 млрд. руб. у коммерческих банков.

г)Центральный банк увеличивает резервную норму на 10 пунктов.

18. Назовите функции Центрального банка и коммерческих банков.

19. Дайте определение монетарной политики. Что лежит в основе кейнсианского механизма использования денежно-кредитной политики и политики дорогих и дешевых денег.

Наши рекомендации