Тема 9. Статистика рекреации и досуга
9.1 Источники данных статистики рекреации и досуга.
9.2 Обеспечение населения информацией для досуга.
9.3 Потребление населением услуг культуры, искусства и туризма.
9.1 Источники данных статистики рекреации и досуга.
Статистика рекреации (рекреация – это отдых, восстановление сил человека) и досуга включает два потока информации: 1) характеристика потребителей указанных услуг, то есть их предпочтения, объем потребленных услуг, их частота, периодичность использования, расходы на потребление; 2) характеристика рекреационных и услуг досуга со стороны предложения, то есть характеристика фирм и физических лиц, оказывающих эти услуги.
Первый поток содержит изучение бюджетов времени населения, в которых определяется объем свободного времени, основные виды досуга и отдыха, разграничение услуг по социально-демографическим группам населения. Данные получают в ходе специальных выборочных обследований.
Второй поток включает сбор данных, построение регистров субъектов деятельности, разработку классификаций услуг рекреации и досуга, расчет обобщающих показателей. Применяются частные системы показателей, характеризующие конкретные виды деятельности: работу библиотек, музеев, театров и т. п. Общими для всех видов деятельности показателям являются: среднее списочное число работников, фонд оплаты труда, число учреждений, стоимость основных фондов, объем платных услуг, оказанных населению, численность зрителей (посетителей). Наиболее точный учет учреждений, оказывающих услуги для рекреации и досуга, дают переписи, которые проводятся один раз в десять лет.
В соответствии с ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) выделяют: 1) деятельность в области кино, радио, телевидения, театра и т.п.; 2) деятельность библиотек, музеев и работу в области культуры; 3) спортивную деятельность и деятельность по организации отдыха и развлечений.
С 1992 года российская государственная статистика ведет учет тарифов и вычисляет индекс тарифов на платные услуги, оказанные населению (в целом и по видам услуг). Недостаточно разработанным остается статистическое изучение бесплатных и льготных услуг в сфере досуга и отдыха, соотношение платных и бесплатных услуг.
9.2 Обеспечение населения информацией для досуга.
В структуре свободного времени населения наибольший удельный вес приходится на использование средств массовой информации: просмотр телепередач и прослушивание радио (для разных категорий населения: от 32% до 56% свободного времени), чтение газет, журналов, художественной литературы (от 6% до 13%). Для получения информации об использовании свободного времени проводятся выборочные опросы населения по разным возрастным, имущественным, социально-демографическим группам.
Показатели обеспеченности населения информацией включают 4 группы:
1) данные о производстве программ теле- и радиовещания;
2) данные о выпуске печатной продукции и подписке на нее;
3) данные о библиотеках;
4) данные о распространении коммерческой информации (о рекламе).
1. Показатели телевещания и радиовещания учитывают число редакций вещания, число каналов, продолжительность вещания.
2. К показателям второй группы относится обеспеченность печатными изданиями – книгами, брошюрами, журналами, газетами. Книгами называются непериодические публикации объемом свыше 48 страниц, брошюрами – непериодические издания объемом более 4, но менее 48 страниц. Журналом называется периодическое издание статей, очерков, заметок. Журналы имеют установленные сроки выхода и постоянный объем. К ежедневным относятся газеты, выходящие не реже четырех раз в неделю. При выпуске печатной продукции учитываются печатные единицы – это том, выпуск, часть произведения в изданиях, переизданиях.
К показателям печатной продукции относятся: 1) количество листов – общий объем вышедшей литературы (печатный лист – это физический лист размером 60 на 90 см.); 2) тираж – число экземпляров печатных единиц одного названия, вышедшего из печати; для газет определяется разовый тираж – число печатных экземпляров данной газеты за период.
Выпускаемые издания группируются по тематическим разделам литературы: 1) политическая и социально-экономическая; 2) естественнонаучная; 3) техническая; 4) сельскохозяйственная; 5) медицинская; 6) литература по физической культуре и спорту; 7) по культуре и образованию; 8) по филологическим наукам; 9) художественная литература; 10) литература для детей.
На конец 2010 года в России было зарегистрировано 9659 газет и 7049 журналов и других периодических изданий (сборников, бюллетеней). Общий годовой тираж газет составил 10 млрд. экземпляров, в среднем на 1000 человек – 1501 экземпляр. Общий годовой тираж журналов и др. периодических изданий составил 1848 млн. экземпляров, в среднем на 1000 человек – 12929 экземпляров. Также в 2010 году было издано 122 тысячи книг и брошюр (печатных единиц) общим тиражом 654 млн. экземпляров (в среднем на 1000 человек – 4574 экземпляра).
3. Наиболее развита статистика библиотечного дела. Массовые (публичные) библиотеки предоставляют в пользование свои фонды всем слоям населения. Учет специальных библиотек (в учебных заведениях, на предприятиях) проводится во время библиотечных переписей (последняя проводилась в 1986 году).
Основные показатели массовых библиотек:
1) библиотечный фонд – организованное собрание документов. Единица учета – отдельный экземпляр книги, брошюры, номер ежемесячного журнала, годовая подшивка газет. Он учитывается по балансовой схеме: наличие на начало года, поступило за год, выбыло за год, состоит на конец года;
2) число читателей библиотек – число лиц, пользующихся услугами библиотеки, определяется по числу читательских формуляров;
3) книговыдача – выдача читателю одного экземпляра для временного пользования в читальном зале или на абонементе;
4) обращаемость библиотечного фонда – отношение числа книговыдач к объему библиотечного фонда;
5) читаемость – отношение годовой книговыдачи к численности читателей;
6) насыщенность библиотеками населенных пунктов (городов, поселков и т.п.);
7)доступность библиотек для населения – численность населения на одну библиотеку или число библиотек на 10000 человек населения;
8) книгообеспеченность населения – число книг и журналов, приходящихся на одного жителя или читателя.
Все показатели статистики библиотек являются моментными, то есть учитываются на начало года, конец года или на конкретную дату, но могут быть и среднегодовыми. Публичные библиотеки отчитываются в органы государственной статистики по форме № 6-НК (годовая) «Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке».
По данным Росстата на конец 2010 года в нашей стране функционировало 46,1 тысяч общедоступных библиотек. Общий библиотечный фонд в этих библиотеках составил 923 млн. экземпляров, в среднем на 1000 человек населения – 6459 экземпляров.
9.3 Потребление населением услуг культуры, искусства и туризма.
Для характеристики сферы культуры и искусства применяются три группы показателей: 1) средняя частота посещения музеев, театров, кинотеатров за месяц, квартал, год; распределение лиц по частоте посещения; процент посещающих на реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, квартал, полугодие, год; 2) доля оплаты данных видов услуг в бюджете разных категорий домохозяйств, структура оплаченных населением платных услуг; 3) активность населения по созданию театральных, клубных коллективов, коллективов художественной самодеятельности, спортивных секций; участие населения в смотрах, конкурсах, соревнованиях и достигнутые успехи (эти данные не отражаются в материалах государственной статистики).
Показатели музейного обслуживания населения.
К музеям относятся научно-исследовательские и культурно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры, природных объектов. Музеи подразделяются по территориям (республиканские, краевые, областные, городские, сельские) и по профилю: исторические, художественные, литературные, естественнонаучные, технические, краеведческие, музеи-заповедники.
К основным статистическим показателям работы музеев относятся:
1) число единиц хранения основного музейного фонда с распределением по видам (живопись, графика, скульптура и т.п.);
2) число экспонатов в экспозициях;
3) количество выставок;
4) численность посетителей;
5) показатели кадрового состава работников музея;
6) размер музейных площадей, в том числе под экспозициями;
7) число поступлений и использование новых поступлений.
Все музеи отчитываются о своей деятельности в органы государственной статистики по форме № 8-нк «Сведения о деятельности музея» (полугодовая, годовая).
На конец 2010 года в России насчитывалось 2578 музеев, число посещений которых составило почти 81 миллион (567 посещений в среднем на 1000 человек населения).
Показатели статистики искусства
Статистика искусства осуществляет сбор и обобщение данных, характеризующих деятельность театров, концертных организаций, музыкальных, хоровых, танцевальных коллективов и кинотеатров.
Театры делятся по видам: оперы и балета, музыкальные, драматические, музыкально-драматические, детские, театры юного зрителя.
К основным показателям театров относятся: 1) число театров по жанрам; 2) число спектаклей и зрителей; 3) материально-техническая база; 4) сумма сборов; 5) вместимость зрительного зала; 6) посещаемость спектаклей (определяется по числу проданных билетов) в целом по театру, а также по каждому спектаклю (в абсолютном выражении и в относительном выражении – на 1000 человек населения); 7) наполняемость зрительного зала – получается делением общей посещаемости на общую вместимость, рассчитывается в процентах.
Театры отчитываются в органы государственной статистики по форме № 9-нк «Сведения о деятельности театра» (полугодовая, годовая).
На конец 2010 года в нашей стране действовало 604 профессиональных театра. Численность зрителей, посетивших спектакли, составила 31 миллион человек (217 посещений в среднем на 1000 человек населения).
Наиболее доступными для населения видами искусства являются кино и видео продукция. Показ кинофильмов осуществляется в кинотеатрах – зданиях, оборудованных стационарными киноустановками. Кинотеатры отчитываются в органы государственной статистики по следующим показателям: число киносеансов для взрослых и детей, число зрителей, валовой сбор средств, число дней работы и простоя киноустановки.
Киностудии отчитываются о выпуске кинофильмов: полнометражных, короткометражных (отличаются по времени показа). Полнометражными считаются художественные, документальные, научно-популярные фильмы. Короткометражными могут быть художественные, мультипликационные, документальные, научно-технические, учебные фильмы.
Учреждения культуры и искусства отчитываются в органы государственной статистики по форме № 7-НК «Сведения об учреждении культурно - досугового типа» (годовая), а также по форме № 10-нк «Сведения о работе организации, осуществляющей кинопоказ» (ежемесячная).
На конец 2010 года в России насчитывалось 46,6 тысяч учреждение культурно - досугового типа.
В Омской области на конец 2011 года функционировали: 838 общедоступных библиотек, 42 музея, 10 профессиональных театров, 1 цирк, 1108 учреждений культурно-досугового типа.
Статистика туризма
В мировой экономике туризм является одной из высокодоходных сфер деятельности. В России в 1996 году была принята Федеральная программа по развитию туризма. Ее главная цель – создание современного конкурентоспособного туристического комплекса.
Под туризмом понимается деятельность путешествующих лиц, находящаяся за пределами их обычной среды для отдыха, деловых и прочих целей без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания менее 1 года.
Различают внутренний туризм (по территории данной страны), национальный туризм (внутренний и выездной), международный туризм (въездной и выездной).
Статистика анализирует туристическую деятельность со стороны спроса и со стороны предложения.
Показателями, характеризующими туризм со стороны спроса, являются: 1) численность и состав туристов; 2) распределение туристов по целям поездки, странам, длительности пребывания; 3) распределение туристов по видам используемых транспортных средств; 4) расходы туристов на поездку.
С позиции предложения субъектами статистического изучения являются туристические фирмы. В общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) выделяются туристические и экскурсионные услуги. Начиная с 2007 года турфирмы отчитываются в органы государственной статистики по форме № 1-турфирма «Сведения о деятельности туристической фирмы» (годовая), а также по типовой отчетности для предприятий, оказывающих услуги (форма 1-услуги , форма П-1).
Система показателей в сфере туризма включает разделы:
1) показатели спроса на туристические услуги;
2) показатели ресурсов туризма (трудовых, материально-технических, природно-исторических);
3) показатели рекламы туристических услуг, посещаемых мест и маршрутов;
4) показатели производства туристических услуг и их реализации;
5) показатели финансового состояния и эффективности туризма;
6) показатели на уровне страны: доля услуг туризма в ВВП, объемы импорта и экспорта туристических услуг, объем ввоза и вывоза туристами валюты.
Всемирная торговая организация (ВТО) разработала классификацию туристических расходов: комплексные поездки, размещение, питание и напитки, транспорт, культурные мероприятия, посещение магазинов, прочие расходы (медицинские, образовательные, дорожные).
На конец 2010 года в РФ функционировало 9133 туристских фирм. Средняя численность работников в одной фирме составила 48 человек. За этот год было реализовано 4389 туристских путевок на общую сумму почти 170 млн. рублей.