Проверка контрольной работы
Законченная контрольная работа сдается преподавателю.
Контрольная работа, в которой полно и всесторонне раскрыто теоретическое содержание задания 1 и правильно решены и объяснены задания 2, 3 и 4, получает отметку «зачтена», а студент допускается к сдаче экзамена.
Контрольная работа, в которой имеются небольшие погрешности или ошибки, возвращается студенту на доработку. Студент в конец работы добавляет дополнительные листы, обозначая «Работа над ошибками», и дорабатывает недочеты. С исправленной работой студент приходит на экзамен.
Контрольная работа, которая содержит большое количество замечаний, получает отметку «не зачтена». Такая работа должна быть полностью переписана и вновь сдана на кафедру для проверки преподавателем вместе с прежней работой.
Работа, не соответствующая общепринятым требованиям, на проверку не принимается.
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
ЗАДАНИЕ 1
1.1 Какова основная проблема современной экономической теории и практики? Каким образом она решается?
1.2Какова структура и основные функции современной экономической теории?
1.3Что представляют собой экономические категории?Назовите пять (любых, по вашему выбору) экономических категорий, использующихся в микроэкономическом анализе, и охарактеризуйте их.
1.4Что отражают экономические законы?Назовите три (любых по вашему выбору) экономических закона, использующихся в микроэкономическом анализе. Объясните, какие взаимосвязи они отражают. Дайте их графическое изображение.
1.5Охарактеризуйте основные экономические ресурсы общества. Если бы все люди, фирмы, правительства могли получить в любой момент столько денег, сколько они хотят, можно ли было бы утверждать, что существует ограниченность ресурсов? Свой ответ обоснуйте.
1.6При анализе производственных возможностей общества определяются альтернативные издержки. Что они характеризуют? Какова их динамика? Как они рассчитываются?
1.7Что такое рынок? Правильно ли утверждать, что обмен и рынок это синонимы? Каковы основные функции рынка?
1.8 Какую роль на рынке выполняет конкуренция? В чем состоит различие между совершенной и несовершенной конкуренцией? Почему существует такое понятие, как монополистическая конкуренция, ведь монополия противоположна конкуренции?
1.9Охарактеризуйте основные признаки модели рынка чистой конкуренции. Рынков чистой конкуренции практически не существует. С какой целью они изучаются в экономической теории, и почему им придается особое значение?
1.10 В долгосрочном периоде при анализе деятельности фирмы учитывается эффект масштаба производства. В чем он заключается? Каковы факторы, вызывающие положительный и отрицательный эффект масштаба производства? Дайте их графическое изображение.
ЗАДАНИЕ 2
2.1 Таблица содержит данные о производственных возможностях экономики страны:
Производственные товары, тыс. шт. | Потребительские товары, тыс. шт. |
Выполните задания:
а) перестройте порядок расположения данных так, чтобы получить таблицу производственных возможностей экономики страны;
б) по данным полученной таблицы постройте линию производственных возможностей и объясните ее расположение на графике;
в) определите альтернативные издержки производства потребительских товаров для каждого интервала кривой производственных возможностей экономики и дополните этими данными таблицу в пункте «а»;
г) объясните, какова и чем определяется динамика альтернативных издержек.
2.2 Следующая таблица содержит данные о производственных возможностях выпуска потребительских товаров и товаров производственного назначения в экономике страны:
Товары потребительские, млн. шт. | Товары производственного назначения, млн. шт. |
Выполните задания:
а) перестройте порядок расположения данных, приведите его в надлежащий вид и постройте график;
б) обозначьте точку Н правее кривой производственных возможностей. Что показывает эта точка? Объясните, что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка Н;
в) определите альтернативные издержки производства товаров производственного назначения для каждого интервала кривой производственных возможностей экономики и дополните этими данными таблицу в пункте «а»;
г) объясните, какую закономерность вы заметили в динамике альтернативных издержек. Как она называется в экономической теории?
2.3При полной занятости всех ресурсов в экономике страны можно одновременно произвести два товара: X (потребительский товар) и Y (производственный товар) в следующих комбинациях:
Х, тыс. шт. | |||||
Y, тыс. шт. |
Выполните задания:
а) составьте таблицу производственных возможностей экономики страны и постройте на графике линию производственных возможностей;
б) первоначально правительство данной страны запланировало выпустить 4 тыс. единиц товара Y и 21 тыс. единиц товара X. Впоследствии было решено выпустить 6 тыс. единиц товара Y и 12 тыс. единиц товара X. Определите альтернативные издержки такого решения правительства. Объясните, какими целями руководствовалось правительство, изменяя первоначальный план, и как это изменение отразится в будущем на производственных возможностях страны. Дайте графическое изображение.
2.4 Программист Петрова за час зарабатывает 200 руб. Ее мать на пенсии. В магазине «24 часа» около дома Петровой говядина продается по цене 250 руб. за 1 кг. На рынке, который работает в рабочее время Петровой и куда дорога составляет в оба конца 2 ч (проезд на автобусе с оплатой 15 руб. и на метро с оплатой 10 руб. в один конец), говядина стоит 150 рублей за 1 кг.
Определите:
а) при каком объеме покупки рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой;
б) при каком объеме покупки рационально приобретение более дешевой говядины для ее матери;
в) при каком объеме покупки рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой, если говядина будет стоить на рынке не 150, а 200 руб.
2.5 Программист Петрова за час зарабатывает 200 руб. Ее мать на пенсии. В магазине «24 часа» около дома Петровой говядина продается по цене 250 руб. за 1 кг. На рынке, который работает в рабочее время Петровой и куда дорога составляет в оба конца 2 ч (проезд на автобусе с оплатой 15 руб. и на метро с оплатой 10 руб. в один конец), говядина стоит 200 руб. за 1 кг.
Определите:
а) при каком объеме покупки рационально приобретение более дорогой говядины для программиста Петровой;
б) при каком объеме покупки рационально приобретение более дорогой говядины для ее матери;
в) при каком объеме покупки рационально приобретение более дорогой говядины для программиста Петровой, если говядина будет стоить на рынке не 200, а 150 руб.
2.6 Программист Петрова за час зарабатывает 200 руб. Ее мать на пенсии. В магазине «24 часа» около дома Петровой говядина продается по цене 200 руб. за 1 кг. На рынке, который работает в рабочее время Петровой и куда дорога составляет в оба конца 2 ч (проезд на автобусе с оплатой 15 руб. и на метро с оплатой 10 руб. в один конец), говядина стоит 150 руб. за 1 кг.
Определите:
а) при каком объеме покупки для программиста Петровой рационально приобретение как дорогой, так и дешевой говядины;
б) при каком объеме покупки рационально приобретение как дорогой, так и дешевой говядины для ее матери;
в) при каком объеме покупки для программиста Петровой рационально приобретение как дорогой, так и дешевой говядины, если говядина будет стоить на рынке не 150, а 110 руб.
2.7 Фирма изготавливает два вида теннисных ракеток, тратя на их производство по 300 и 200 руб. за штуку.
Выполните задания:
а) составьте таблицу производственных возможностей фирмы, если известно, что общие затраты на производство ракеток составляют 9 тыс. руб.;
б) покажите на графике, как изменится положение линии производственных возможностей фирмы, если она сократит свои затраты на производство двух видов ракеток (в расчете на одну ракетку) на одну треть. Объясните, какие последствия это будет иметь для фирмы.
2.8 В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране Аталия в условиях военного времени.
Варианты | Тракторы, тыс. шт. | Минометы, тыс. шт. | Альтернативные издержки производства одного миномета, шт. |
Выполните задания:
а) заполните до конца таблицу, рассчитав альтернативные издержки производства одного миномета;
б) постройте на графике линию производственных возможностей экономики страны Аталия;
в) объясните, какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны Аталия описывалась параметрами точек на линии производственных возможностей;
г) покажите на графике смещение кривой производственных возможностей страны Аталия вследствие потери ею части своего производственного потенциала в ходе войны.
2.9 Домохозяйка тратит на стирку одной рубашки 15 мин, а на мытье окна 45 мин.
Выполните задания:
а) составьте таблицу производственных возможностей домохозяйки и графически изобразите линию ее производственных возможностей, если она занимается стиркой рубашек и мытьем окон 6 ч;
б) покажите на графике, как изменится линия производственных возможностей домохозяйки, если после мытья четырех окон она устала и последующие окна моет за 1 час каждое. Объясните изменение линии производственных возможностей.
2.10 Домохозяйка тратит на стирку одной рубашки 10 мин, а на мытье окна 30 мин.
Выполните задания:
а) составьте таблицу производственных возможностей домохозяйки и графически изобразите линию ее производственных возможностей, если она занимается стиркой рубашек и мытьем окон 4 ч;
б) покажите на графике, как изменится линия производственных возможностей домохозяйки, если после мытья четырех окон она устала и последующие окна моет за 1 час каждое. Объясните изменение линии производственных возможностей домохозяйки.
ЗАДАНИЕ 3
3.1Продавец огурцов решил увеличить выручку от продаж товара, подняв цену с 5,5 руб. за 1 кг до 6,5 руб. При этом объем продаж за день упал с 200 до 140 кг. Удалось ли ему достичь поставленной цели и как это характеризует эластичность спроса на огурцы? Оправдано ли экономически повышение цены, если продавец закупает их оптом по 3,5 руб. за 1 кг. Означают ли полученные результаты, что при дальнейшем увеличении цены выручка и прибыль будут вести себя точно так же?
3.2В июле 2002 г. продавцы газеты «Спид-инфо» решили проверить эластичность спроса на эту газету и снизили цену за номер с 18 до 15 руб. При этом количество проданных газет в день выросло с 200 до 240. Какова эластичность спроса на газету при таком изменении цены и как изменилась выручка от продаж? Оправдано ли экономически снижение цены, если продавец покупает газеты по 12 руб. за номер? Означают ли полученные результаты, что при дальнейшем уменьшении цены выручка и прибыль будут вести себя так же?
3.3Продавец роз решил увеличить объем продаж путем снижения цены за цветок с 25 до 20 руб. При этом объем продаж изменился со 150 до 250 шт. в день. Что можно сказать об эластичности спроса на розы? Оправдано ли экономически снижение цены, если продавец закупает их оптом по 12 руб. за одну розу? Означают ли полученные результаты то, что при дальнейшем уменьшении цены выручка и прибыль будут вести себя точно так же?
3.4 В городе К. работают четыре завода по переработке и упаковке молока. Завод № 1 закончил реконструкцию, установил новое производственное оборудование, которое позволяет ему предлагать ежедневно 10 тыс. пакетов молока ежедневно по цене 8 руб. за пакет. Завод № 2 располагает возможностями поставлять 8 тыс. пакетов в день по цене 10 руб. за пакет. На заводе № 3 стоят две линии мощностью по 5 тыс. пакетов день – старая и новая. Цена пакета со старой линии 12 руб., а с новой – 9 руб. Завод № 4 совсем старый и может производить только 8 тыс. пакетов в день по 13 руб. каждый.
Постройте кривую совокупного предложения расфасованного молока в городе К., откладывая по горизонтали количество пакетов, а по вертикали – цену пакета.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Какие экономические процессы произойдут, если местные жители хотят покупать 25 тыс. пакетов в день? На какие действия это подтолкнет производителей молока?
2. Может ли так случиться, что в городе К. при спросе 25 тыс. пакетов в день будут покупать продукцию всех четырех заводов, и при каких условиях?
3.5Рассмотрите условия задачи 3.8, но с изменившимися параметрами:
а) завод № 1 ввел техническое усовершенствование, позволяющее производить 12 тыс. пакетов в день по той же цене;
б) на заводе № 3 сломалась старая линия и действует только новая;
в) заводу № 2 удалось снизить себестоимость пакета молока до
9 руб. при той же производительности.
Ответьте на вопросы 1 и 2, поставленные в задаче 3.8.
3.6Для регулирования лова рыбы из охраняемого озера местные власти приняли решение ограничить улов одного рыбака 10 кг рыбы и продавать лицензии, разрешающие такой улов. Озеро расположено вдали от транспортных магистралей, поэтому на рыбалку ходят только жители близлежащего села. Всего в нем живет 100 рыбаков, из них 20 готовы заплатить за лицензию 200 руб., 30 – 150 руб., 30 – 100 руб. и остальные – 20 могут себе позволить уплатить только 50 руб.
Выполните задания:
а) постройте кривую совокупного спроса на лицензии среди местных жителей;
б) объясните, что произойдет, если к продаже будет предложено 40 лицензий по 150 руб. или 90 лицензий по 80 руб.;
в) определите, какую цену на лицензию должны установить власти, чтобы максимально ограничить вылов рыбы из озера и получить максимальную выручку от продажи лицензий;
г) определите эластичность спроса на лицензии;
д) объясните, что произойдет со спросом на лицензии, если через это село будет проложена железная дорога, по которой можно быстро доехать до областного центра. Покажите это на кривую совокупного спроса.
3.7 Определите денежную выручку, тип эластичности и коэффициент эластичности спроса, заполнив таблицу.
Показатели | Куртки | Автомобили | Домашние кинотеатры | |||||
Цена единицы товара, руб. | ||||||||
4 тыс. | 3 тыс. | 500 тыс. | 250 тыс. | 50 тыс. | 30 тыс. | |||
Количество продаж, шт. | ||||||||
Денежная выручка, руб. | ||||||||
Тип эластичности спроса | ||||||||
Коэффициент эластичности | ||||||||
3.8 В стране имеется пять крупных потребителей моторов для электропылесосов: четыре завода и ремонтные мастерские. Все они готовы оплачивать транспортные издержки за свой счет и покупать моторы по цене и в количестве, указанном ниже:
Заводы | Количество моторов, тыс. в год | Цена, руб. /шт. |
№ 1 | ||
№ 2 | ||
№ 3 | ||
№ 4 | ||
Все ремонтные мастерские |
Выполните задания:
а) составьте таблицу и постройте кривую совокупного спроса на моторы для электропылесосов в стране;
б) объясните, что произойдет, если к продаже будет предложено 400 тыс. моторов по цене 350 руб. и 550 моторов по цене 400 руб.;
в) определите, какое количество моторов должно производиться в стране, чтобы выручка от их продаж была максимальной;
г) определите эластичность спроса на моторы по цене;
д) объясните, что произойдет со спросом на электромоторы, если в результате снижения жизненного уровня в стране население сократит число покупаемых электропылесосов. Покажите эти изменения на кривой совокупного спроса.
3.9 Студентам экономических специальностей предложили приобрести учебное пособие по экономической теории. Трое студентов готовы приобрести его по цене не дороже 150 рублей, 9 студентов - не дороже 120 рублей, 8 студентов - не дороже 100 рублей, 6 студентов - не дороже 80 рублей, остальные 10 человек - не дороже 70 рублей.
а) Составьте таблицу рыночного спроса студентов на учебник.
б) Изобразите графически кривую спроса студентов на учебник.
в) Определите, выгодно ли предпринимателю, распространяющему учебное пособие, снизить его цену со 120 до 100 рублей, если его целью является увеличение выручки (стоимостного объема продаж). Свой вывод подтвердите расчетом коэффициента ценовой эластичности спроса и выручки предпринимателя.
3.10 В таблице представлены данные о различных товарах, которые продаются на различных рынках.
Показатели | Рынок А | Рынок Б | Рынок В | Рынок Г |
P0 | 10 дол. | 400 дол. | 25 дол. за 1 шт. тов. X | |
Q0 | 1 5 млн. шт. | 600 тыс. шт. | 16 шт. | 160 шт. товара Z |
P1 | 16 дол. | 800 дол. | 35 дол. за 1 шт. тов. X | |
Q1 | 10 млн. шт. | 1 800 тыс. шт. | 40 шт. | 160 шт. товара Z |
I0 | 20 тыс. дол. | |||
I1 | 40тыс. дол. |
На основании приведенных данных определите:
а) Какой вид эластичности можно установить для товаров, представленных на каждом рынке.
б) Коэффициенты эластичности для каждого товара.
в) Тип эластичности для товаров, продающихся на рынках А и Б.
г) К какому виду товаров относится товар, представленный на рынке В.
д) Какими по отношению друг к другу являются товары, представленные на рынке Г.
ЗАДАНИЕ 4
4.1 Годовой суммарный доход от предпринимательской деятельности составляет 2 млн. рублей. Затраты на покупку сырья и материалов составили 800 тыс. рублей, наем рабочей силы – 500 тыс. рублей, оплату энергоресурсов – 200 тыс. рублей, амортизацию – 50 тыс. рублей, заработную плату управляющих – 100 тыс. рублей, прочие расходы – 100 тыс. рублей.
Предприниматель ведет производство в собственном помещении, которое при сдаче его в аренду обеспечило бы ему ежегодную арендную плату в 30 тыс. рублей, и использует собственный капитал, который при помещении его в банк обеспечил бы доход в 40 тыс. рублей. До организации своего бизнеса предприниматель работал банковским служащим и получал 80 тысяч рублей в год.
Определите:
а) Внутренние и внешние издержки данного бизнеса.
б) Бухгалтерскую и экономическую прибыль и издержки.
в) Степень выгодности или невыгодности данного вида предпринимательской деятельности. Ответ обоснуйте.
4.2 Предприниматель владеет небольшой фирмой по производству керамических изделий. Он нанимает одного помощника за 12 тыс. долл. в год, уплачивает 5 тыс. долл. годовой арендной платы за производственное помещение и 20 тыс. долл. в год за сырье. В производственное оборудование предприниматель вложил 40 тыс. долл. собственного капитала, который мог бы приносить ему 4 тыс. долл. годового дохода. Срок службы производственного оборудования составляет 4 года.
Конкурент предлагает предпринимателю место гончара с оплатой 15 тыс. долл. в год. Свой предпринимательский талант предприниматель оценивает в 3 тыс. долл. в год. Суммарный годовой доход от продажи керамических изделий составляет 72 тыс. долл.
Определите:
а) Бухгалтерские и экономические издержки производства и прибыль фирмы предпринимателя.
б) Объясните, почему предприниматель не принял предложение конкурента
4.3 Данные об общих постоянных и переменных издержках фирмы приведены в таблице.
Q | TFC | TVC | ТС | МС | AFC | AVC | АТС |
а) Дополните таблицу недостающими данными.
б) Определите оптимальный объем производства фирмы, если критерием ее деятельности является минимизация издержек производства. Свой ответ обоснуйте.
в) Объясните, будет ли и сколько производить данная фирма продукции, если она функционирует на рынке чистой конкуренции и рыночная цена единицы продукции составляет 32 рубля.
4.4 Используя данные задания 4.3, определите:
а) все издержки фирмы, заполнив полностью таблицу.
б) будет ли фирма производить продукцию и сколько, если она функционирует на рынке чистой конкуренции и рыночная цена установилась на уровне 50 рублей. Каков критерий деятельности фирмы при данном уровне рыночной цены? Будет ли фирма получать прибыль или нести убытки?
в) низшую критическую цену для данной фирмы.
4.5 Используя данные задания 4.3.
а) определите все издержки фирмы, заполнив полностью таблицу.
б) изобразите на графике средние и предельные издержки фирмы.
в) учитывая, что фирма функционирует на рынке чистой конкуренции, выделите на графике кривую предложения данной фирмы по всем возможным уровням рыночных цен.
г) определите, какой объем будет производить фирма, если рыночная цена установится на уровне 55 рублей. Каков критерий деятельности фирмы при этой цене?
4.6 Используя данные задания 4.3., определите:
а) все издержки фирмы, заполнив полностью таблицу.
б) будет ли фирма производить продукцию и сколько, если она функционирует на рынке чистой конкуренции и рыночная цена установилась на уровне 42 рубля. Каков критерий деятельности фирмы при данном уровне рыночной цены? Будет ли фирма получать прибыль или нести убытки?
в) долгосрочную критическую цену для данной фирмы. Объясните, что она выражает.
4.7 В таблице показана зависимость общих издержек предприятия от выпуска продукции.
Выпуск продукции, штук | Общие издержки, руб. |
а) определите для каждого объема производства общие постоянные, общие переменные, средние общие, средние постоянные, средние переменные и предельные издержки, дополните этими данными таблицу.
б) все средние и предельные издержки изобразите на графике.
в) на основе анализа издержек фирмы определите уровень низкой критической цены, при которой фирма сможет продолжать свою деятельность.
4.8 Используя данные задания 4.7, определите:
а) определите для каждого объема производства общие постоянные, общие переменные, средние общие, средние постоянные, средние переменные и предельные издержки, дополните этими данными таблицу.
б) будет ли фирма производить продукцию и сколько, если она функционирует на рынке чистой конкуренции и рыночная цена установилась на уровне 50 рублей. Каков критерий деятельности фирмы при данном уровне рыночной цены? Будет ли фирма получать прибыль или нести убытки?
в) низшую критическую цену для данной фирмы.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вечканов, Г. С. Микроэкономика : учебное пособие /
Г. С. Вечканов. – СПб. : Питер, 2003.
2. Гальперин, В. М. Микроэкономика : учебник : в 2-х т. /
В. М. Гальперин. – СПб. : Экономическая школа, 2004.
3. Курс экономической теории : учебник / под общ. ред.
М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров : АСА, 2005.
4. Курс экономической теории : учебное пособие / под ред.
А. В. Сидоровича. – М. : МГУ, 1997.
5. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика : пер. с англ. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М. : ИНФРА-М, 2001.
6. Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник /
под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. – М. : КНОРУС, 2000.
7. Микроэкономика: практический подход (Managerial economics) : учебник / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. – М. : КНОРУС, 2004. – 672 с.
8. Михайлушкин, А. И. Экономика : учебник для технических вузов / А. И. Михайлушкин. – М. : Высшая школа, 2006.
9. Михнева, С. Г. Введение в рыночную экономику : учебное пособие / С. Г. Михнева, Т. В. Ровенская. – Пенза : ПГУ, 2002.
10. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М. : Экономика : Дело, 2001.
11. Селищев, А. С. Микроэкономика. Анализ рынка. Теория цены. Рынок и общество / А. С. Селищев. – СПб. : ПИТЕР, 2003.
12. Тарасевич, Л. С. Микроэкономика : учебник / Л. С. Тарасевич. – М. : Юрайт, 2006.
13. Экономика : учебник / под ред. А. С. Булатова. – Изд. 4-е. – М. : Юристъ, 2006.
14. Экономическая теория : учебник / под ред. В. Д. Камаева. –
Изд. 10-е. – М. : Владос, 2004.
15. Экономическая теория: Микроэкономика – 1, 2 : учебник / под общ. ред. Г. П. Журавлевой. – М. : Дашков и К, 2004.
16. Экономическая теория : учебник / под общ. ред. В. И. Видяпина. – М. : ИНФРА-М, 2007.
17. Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М. : КНОРУС, 2006.
18. Экономическая теория : учебник / под ред. А. И. Добрынина,
Л. С. Тарасевича. – 3-е изд. – СПб. : Изд-во СПб ГУЭФ : ПИТЕР, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ А