Анализ стратегии по Минцбергу

В 1984 г. вышла в свет знаменитая статья Г. Минцберга по деловой стратегии, озаглавленная «Стратегия в трех

­ Конец страницы 190 ­

¯ Начало страницы 191 ¯

видах». Эта статья положила начало новому подходу к вопросам стратегии, так как ее публикация совпала с возникновением новых взглядов на решающие факторы успеха в бизнесе, которые начали утверждаться с середины 70-х годов.

Минцберг различает 3 различных типа развития стратегии.

Плановая модель

1. Определение стратегии — это обдуманный, полностью осознанный и контролируемый мыслительный процесс.

2. Эта модель рассматривает стратегию как процесс планирования. Результат относительно стандартизован и обычно выражается в виде позиции.

3. В соответствии с моделью назначается поддерживаемый штатом плановиков главный исполнитель, который выступает в качестве главного архитектора, ответственного за разработку стратегии.

4. Модель предполагает, что за определением стратегии в установленное время последует ее реализация.

5. Процесс планирования позволяет разрабатывать совершенные стратегии, которые могут формулироваться и передаваться различными способами.

6. Эта классическая модель предполагает наличие централизованного штата и нацелена на достижение определенного стратегического положения или реализацию портфельной стратегии.

Модель предпринимательского типа

1. Формулирование стратегии — это полуосознанный процесс, который происходит в уме лидера-предпринимателя.

2. Длительное изучение логики функционирования отраслей и глубокое осмысление имеющихся тенденций дают ему возможность сформулировать свое видение, сценарий, в соответствии с которым бизнес должен развиваться в будущем.

3. Это видение служит как бы зонтиком, под которым могут принимать конкретные решения, разрабатываться детальные планы и предприниматься соответствующие действия.

­ Конец страницы 191 ­

¯ Начало страницы 192 ¯

4. Чтобы сохранить свою плодотворность и гибкость видение должно иметь неформальный и личный характер

Модель обучения на опыте

1. Определение стратегии является развивающимся и одновременно повторяющимся процессом и требует взаимной отдачи и восприимчивости.

2. Стратегия представляет собой модель, формируемую под воздействием внешних импульсов, получаемых в процессе ее реализации.

3. Стратегия вылепливается. Стратег должен подходить к ее созданию с большой чуткостью и должен быть постоянно готов пересмотреть выбранную линию поведения.

4. Стратегии могут вырастать из динамизма организации, затрагивая большое число людей, они могут наполнить новым смыслом и оживить поведение всей организации в целом.

5. Этот процесс может быть спонтанным или управляемым. Последнее предполагает тем не менее меньшую степень контроля, чем та, которая требуется для определения стратегий, и вмешательство осуществляется лишь в случае необходимости.

В области стратегии Г. Минцберг—один из тех, кто выступил против закрепления за плановой технократией (особенно американской) исключительного права на решение стратегических вопросов. (Технократ — это тот, кто руководствуется строго рациональными экономическими или техническими соображениями, игнорируя человеческие ценности.) По мнению Минцберга и ряда других исследователей, это привело к отрицанию предпринимательских подходов к руководству и исказило картину истинной природы стратегического управления. Мы рассматриваем здесь взгляды Минцберга, потому что в 80-е годы они оказали (особенно в США) огромное влияние на возникновение нового мышления в этой области.

График прибыльности «Майсигмы»

Шведская консультативная фирма «Майсигма» специализируется на решении задач рационального использования капитала, т. е. на поиске путей и средств минимизации капитала, связанного в оборотных фондах.

­ Конец страницы 192 ­

¯ Начало страницы 193 ¯

Анализ стратегии по Минцбергу - student2.ru

Рис. 27.График прибыльности «Майсигмы» показывает, как годовая норма прибыли может быть увеличена посредством ускорения оборота капитала и (или) путем повышения нормы прибыли, реализуемой в течение одного оборота

На графике показана связь между нормой прибыли и скоростью оборота капитала. Он хорошо иллюстрирует ту пользу, которую может принести одновременное манипулирование тремя переменными, определяющими прибыльность.

Это:

1)уменьшение связанного капитала, позволяющее ускорить оборот капитала;

2)уменьшение массы издержек, позволяющее повысить норму прибыли;

3)увеличение нормы прибыли путем повышения цен. Существуют три вида капитала:

1)основной капитал;

2)оборотный капитал;

­ Конец страницы 193 ­

¯ Начало страницы 194 ¯

Анализ стратегии по Минцбергу - student2.ru

Рис. 28.Северная школа маркетинга услуг создала ориентированную на результат долгосрочную модель маркетинга (Источник:. Totalcommunikation by Christian Gronroos and Dan Rubinstein)

3) заемный капитал (дебиторская задолженность).

В то время как в традиционной теории управления акцент делается на уменьшение дебиторской задолженности, подход «Майсигмы» основан на сокращении капитала, связанного в оборотных фондах.

Впоследствии внимание стало уделяться и основному капиталу, важным компонентом которого является недвижимость.

Затратная часть графика включает:

1) переменные удельные издержки, зависящие от объема производства;

2) постоянные издержки при полном использовании производственных возможностей, независимые от объема производства.

­ Конец страницы 194 ­

¯ Начало страницы 195 ¯

Проценты на основной капитал обычно считаются постоянными издержками, в то время как проценты на оборотные фонды и дебиторская задолженность относятся к переменным издержкам.

Изменение потребительной стоимости продукции, направленное на то, чтобы доходы возросли больше, чем издержки на увеличение потребительной стоимости продукции, обычно называется развитием бизнеса. На практике оно связано с предпринимательским риском и в последние годы привлекало к себе внимание.

Исследования, проводившиеся с использованием базы данных модели PIMS, а также с привлечением других источников, показали, что повышение потребительской оценки качества продукции отражается в росте чистого дохода. Это означает, что дополнительные доходы, получаемые от улучшения качества (усиления дифференциации продукции), превышают дополнительные затраты на повышение качества.

Доходная сторона графика разделяется на две части:

1) доход от каждой проданной единицы продукции;

2) количество проданных единиц продукции.

Наши рекомендации