Акционерная собственность, ее образование и организация

Акционерное общество представляет собой организационно-пра­вовую форму предпринимательской деятельности. Капитал акционер­ного общества разделен на определенное число акций, приобретен­ных его участниками (акционерами). Акционерное общество являет­ся юридическим лицом и имеет в собственности обособленное иму­щество, выступает как самостоятельный субъект права, может от сво­его имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущест­венные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Собственность (капитал) акционерного общества определяется уставным капиталом, равным номинальной стоимости акций обще­ства, которые приобретены акционерами. При этом акции подразде­ляются на размещенные (приобретенные акционерами), объявленные (которые общество вправе размещать дополнительно в определенном количестве по номинальной стоимости) и оплаченные (приобретен­ные и полностью оплаченные акции в течение установленного сро­ка). Особенность акционерной собственности заключается в том, что акционерный капитал и другое имущество принадлежат обществу как юридическому лицу и не являются собственностью (совместной и до­левой) его акционеров. Право на получение части имущества акцио­неры приобретают только при ликвидации общества. Акционеры име­ют право участвовать в общем собрании с правом голоса, а также пра­во на получение дивидендов.

По сравнению с другими организационно-правовыми формами (например, с обществом с ограниченной ответственностью, которое представляет собой объединение лиц) акционерное общество — это объединение капиталов. Такая особенность акционерной собственно­сти определяет всю систему отношений между акционерным общест­вом и его учредителями (акционерами), а также порядок управления им. В настоящее время нормативное регулирование организации, де­ятельности и управления акционерными обществами регламентиро­вано законодательными актами, которые могут быть объединены в три группы:

· нормы общеэкономического регулирования, устанавливающие правила деятельности всех хозяйствующих субъектов в сфере отно­шений с органами государственного управления, бюджетом, в сфере внешнеэкономических связей, а также по вопросам конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

· нормы, регламентирующие преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества;

· нормы, непосредственно регламентирующие организацию, де­ятельность акционерных обществ и управление ими.

В рамках рассматриваемых проблем наибольшее значение име­ют правовые нормы третьей группы. Эти правовые нормы установ­лены Гражданским кодексом Российской Федерации (введен в дей­ствие с 1 января 1995 г.) и Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет по­рядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также защиту их прав. Положения Закона «Об акционерных обществах» развивают соответствующие статьи Гражданского кодекса, дополняют их нормами, необходимыми для правовой регламентации деятельности хозяйствующего субъекта дан­ной организационно-правовой формы. В соответствии с законом пре­дусматриваются такие права акционеров, как право голоса на общем собрании (в зависимости от доли акций), право на получение диви­дендов, право созыва внеочередного собрания (пакет влияния), пра­во вето (малый контрольный пакет), право решения вопросов повест­ки дня собрания акционеров (контрольный и большой контрольный пакеты).

Для обеспечения организационного единства производственных процессов (создания организационного единства технологических цепочек) законом предусматривается слияние двух или нескольких ак­ционерных обществ с переходом всех прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему обществу. Слияние обществ может происхо­дить и с целью диверсификации производства, совершенствования об­служивания производственных процессов и т. д. Эти же цели пресле­дует и присоединение общества. В этом случае присоединяемые обще­ства прекращают свое существование, а все их права и обязанности передаются другому обществу Процедура присоединения, таким об­разом, не требует создания нового общества и предусматривает вне­сение необходимых изменений в устав и другие документы.

В случае если отсутствует целесообразность организационного объединения различных видов деятельности либо нарушается анти­монопольное законодательство, может быть проведено разделение общества. При этом признается прекращение деятельности общества, а все его права и обязанности передаются вновь созданным обще­ствам. Для аналогичной реорганизации законом предусмотрена воз­можность выделения общества. В этом случае деятельность акционер­ного общества не прекращается, а вновь создаваемые (выделяемые) общества приобретают права юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества. В соответствии с за­конодательством акционерное общество может быть также преобра­зовано в общество с ограниченной ответственностью или в производ­ственный кооператив (преобразование общества).

Во всех случаях реорганизации общим собранием акционеров оп­ределяется порядок конвертации акций общества, а при преобразова­нии общества — обмена акций на вклады общества с ограниченной ответственностью или паевые взносы членов производственного ко­оператива. Схематически способы создания акционерного общества путем реорганизации показаны на рис. 21.1.

Законодательно закреплено требование об активном взаимодей­ствии акционерных обществ (особенно крупных) со специализиро­ванными внешними организациями, в состав которых входят обще­ства, осуществившие размещение акций, или реестродержатели (спе­циализированные регистраторы), аудиторы, оценщики имущества (в том числе привлекаемые для определения рыночной цены акций), а также средства массовой информации, публикующие информацию об общих собраниях, отчеты акционерных обществ, результаты ауди­торских проверок, сведения о реорганизации обществ и т. п.

 
  Акционерная собственность, ее образование и организация - student2.ru

Рис. 21.1. Способы создания акционерного общества путем реорганизации

Структура органов управления в открытых акционерных обществах

Действующее законодательство об акционерных обществах пре­дусматривает трехзвенную систему управления, включающую общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (рис. 21.2).

В зависимости от конкретных условий эта система может быть упрощена или видоизменена. Так, имеется возможность использова­ния двухзвенной системы управления, предусматривающей закреп­ление функций совета директоров за общим собранием, если число акционеров — владельцев голосующих акций не превышает 50 чел. Полномочия исполнительного органа могут быть переданы по дого­вору коммерческой организации или индивидуальному предприни­мателю (трастовое управление).

 
  Акционерная собственность, ее образование и организация - student2.ru

Рис. 21.2. Уровни и сферы управления в акционерном обществе

Собрание акционеров

Общее собрание акционеров является высшим органом управ­ления акционерным обществом. Однако оно не может рассматри­вать вопросы, относящиеся к ведению совета директоров или испол­нительного органа, и не вправе принимать решения по этим вопро­сам. Собрание акционеров представляет собой неоднородный орган с точки зрения его состава. В самом общем виде акционеры могут быть разделены на три группы:

1. Акционеры, приобретающие акции в целях спекуляции или в каче­стве рантье. С акционерной компанией их связывает чисто денеж­ный интерес. Это мелкие акционеры, каждому из которых принадле­жит небольшая доля собственности; они стремятся к тому, чтобы их доля принесла максимум дохода. При возможности увеличения дохо­да они продают акции и вкладывают деньги в более выгодные ценные бумаги.

2. Акционеры —работники предприятия (включая администрацию). Интересы работника предприятия, как правило, не замыкаются на получении дивидендов. Ему не безразлична судьба предприятия, от которой зависит его заработная плата, получение ряда социальных льгот и даже социальный престиж. Побудительный мотив работника представляет собой сочетание мотивов денежного вознаграждения и солидаризации с целями фирмы. Вместе с тем работники — владель­цы акций, скорее их держатели и распорядители, чем ответственные собственники.

3. Крупные акционеры, приобретающие акции из предприниматель­ских соображений. Один и тот же инвестор в одних случаях приобрета­ет предприятие (или ряд предприятий) с тем, чтобы развивать произ­водство, в других — налаживает управление, санирует предприятие, а затем продает, в-третьих — покупает пакет акций в целях перепрода­жи. Но в каждом конкретном случае инвестор выступает в определен­ной роли. В процессе приватизации или продажи крупного пакета акций эта роль инвестора должна учитываться, исходя из интересов государства.

Влияние указанных категорий акционеров на решения, принима­емые собранием, различно в зависимости от распределения между ними акций.

Фактическая реализация права каждого акционера на управление акционерным обществом — проблема, не решенная не только россий­ским законодательством, но и законами других стран. В США, напри­мер, проблема обеспечения участия владельцев акционерного капи­тала в руководстве акционерным обществом обсуждается весьма ак­тивно. Предлагается обеспечить инвесторам значительные преиму­щества перед биржевыми спекулянтами на общем собрании акцио­неров: право голоса на этом собрании должны иметь акционеры толь­ко после двух лет владения акциями, причем на третьем году владе­ния они будут иметь 1/3 голоса, на четвертом году – 2/3 голоса и лишь на пятом - полный голос. Полным голосом сразу пользуется лишь лицо, которое приобрело не менее 20% акционерного капитала. Тем самым резко ограничиваются права биржевых спекулянтов, которые владеют акциями в течение непродолжительного времени.

Необходимо также учитывать угрозу развала национальной эко­номики путем перепрофилирования приватизированных предприя­тий в процессе приватизации или дополнительной эмиссии акций. Иными словами, процесс приватизации каждого предприятия дол­жен проходить под контролем государственных органов. Последние должны следить за законностью сделок, тщательно проводить отбор участников конкурса и не менее тщательно разрабатывать условия продажи. При этом необходимо установить ответственность долж­ностных лиц.

Совет директоров (наблюдательный совет)

Общее руководство деятельностью акционерного общества по всем вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции об­щего собрания, осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). В зависимости от числа акционеров — владельцев обыкно­венных или иных голосующих акций количественный состав совета директоров варьирует от семи или девяти членов.

Введение в действие Закона «Об акционерных обществах» внесло существенные изменения в организацию и деятельность совета ди­ректоров. Прежде всего усилена роль этого органа управления. Его члены избираются на один год, хотя могут переизбираться неограни­ченное число раз. Полномочия любого члена совета директоров ре­шением общего собрания могут быть прекращены досрочно. Усиле­ние роли этого органа управления потребовало повышения ответст­венности (в некоторых случаях субсидиарной) его членов. Закон ог­раничивает участие в совете директоров членов коллегиального ис­полнительного органа акционерного общества, которые не могут со­ставлять в нем большинство. Одновременно установлено, что руко­водитель единоличного исполнительного органа акционерного об­щества не может быть одновременно председателем совета директо­ров. Этим достигается разделение функций стратегического управле­ния и контроля и функций текущего управления (исполнения).

Совет директоров представляет собой не только полноправного представителя акционеров, но и стратегического управляющего по широкому кругу вопросов. Помимо организации общего собрания и вынесения на него вопросов реорганизации общества, дробления и консолидации акций и т. д., совет директоров обладает исключитель­ной компетенцией по следующим вопросам:

· определение приоритетных направлений деятельности общества;

· принятие решений о росте уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения общест­вом акций в пределах количества и категории (типа) объявленных ак­ций, если в соответствии с уставом общества или решением общего собрания акционеров такое право ему предоставлено;

· размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг, если иное не предусмотрено уставом общества;

· определение рыночной стоимости имущества;

· приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг;

· образование исполнительного органа общества и досрочное пре­кращение его полномочий, установление размеров выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

· принятие рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ре­визионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компен­саций и определение размера оплаты услуг аудитора;

· принятие рекомендаций по размеру дивиденда по акциям и по­рядку его выплаты;

· использование резервного и иных фондов общества;

· утверждение внутренних документов общества, определяющих порядок деятельности органов управления общества;

· создание филиалов и открытие представительств общества; принятие решения об участии общества в других организациях, за исключением участия в объединениях коммерческих организаций;

· заключение крупных сделок, связанных с приобретением и от­чуждением обществом имущества, стоимость которого составляет до 50% балансовой стоимости активов общества (на дату принятия ре­шения о совершении такой сделки), и иные вопросы, предусмотрен­ные уставом.

Таким образом, совету директоров принадлежат широкие права в управлении акционерным обществом, однако законодательство не определяет требований к его членам. Указано лишь, что требования, предъявляемые клицам, избираемым в состав совета директоров, мо­гут устанавливаться уставом или другим документом, утвержденным общим собранием акционеров. Практически единственной ограни­чительной нормой является порядок принятия решений о соверше­нии сделки, согласно которому такое решение принимается большин­ством членов совета директоров (независимых директоров), не заин­тересованных в совершении сделки.

Исполнительный орган

Все вопросы управления текущей деятельностью акционерного общества (кроме отнесенных законодательством к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров) решает испол­нительный орган общества. На него же возложена организация вы­полнения решений общих собраний и совета директоров. Образова­ние исполнительного органа и досрочное прекращение его полномо­чий осуществляются в соответствии с уставом акционерного общест­ва либо общим собранием, либо советом директоров.

Существуют два варианта организации исполнительного органа акционерного общества:

· единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор);

· единолично-коллегиальный исполнительный орган (директор, генеральный директор и правление, дирекция).

Компетенция исполнительного органа должна быть определена уставом общества, а также другими документами, утвержденными советом директоров. Права и обязанности единоличного исполнитель­ного органа устанавливаются договором, заключаемым с ним предсе­дателем совета директоров от имени общества.

Указанными нормами, по существу, исчерпывается регламентация вопросов управления текущей деятельностью акционерного общест­ва. Если законодательство достаточно полно определяет управление капиталом (посредством норм, определяющих права, обязанности и компетенцию общего собрания и совета директоров), то решение во­просов организации управления производственно-хозяйственной де­ятельностью предоставлено акционерным обществам. Такое положе­ние объясняется тем, что указанные вопросы должны решаться са­мим собственником. Кроме того, наличие акционерных обществ, различных по масштабу, сфере деятельности и другим конкретным характеристикам, практически не позволяет нормативно регламен­тировать текущее управление.

Создание эффективных систем управления текущей производст­венно-хозяйственной деятельностью в акционерных обществах может осуществляться несколькими путями. Прежде всего при реализа­ции государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятии необходимо предусматривать обязатель­ные требования к перестройке систем управления приватизируемых предприятий. Эти требования должны учитывать конкретные особен­ности предприятий и устанавливаться на основе специально разрабо­танных схем или других документов рекомендательного характера. Государственные органы могут оказать существенное влияние на пе­рестройку систем управления в акционерных обществах, где преобла­дающая часть собственности закреплена за государством. В отноше­нии акционерных обществ с незначительной долей государственной собственности, а также без государственного участия, находящихся в кризисном положении в связи с ненадлежащим управлением, мо­жет применяться процедура внешнего управления.

Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом

Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу на­учиться управлять такими обществами с учетом их специфики, сти­мулируя при этом в максимально возможной мере предприниматель­скую активность. По критерию участия в капитале и влияния госу­дарства на управление можно выделить три группы акционерных об­ществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с при­надлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государ­ственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организацион­но-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчи­вости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государ­ство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущест­венную ответственность, что создает возможность обращения имуще­ства такого предприятия на погашение его долгов. Право собственно­сти на имущество и ответственность по своим долгам создают объек­тивные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм.

Государство-акционер непосредственно не управляет производст­вом, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих пред­ставителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процент­ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие ор­ганы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на вы­пуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспо­собность таких предприятии падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества извращается.

Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой меха­низм взаимоотношений между государственными органами и орга­нами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капи­талом, где государство выступает в качестве единственного акционе­ра, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа об­щества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Прин­цип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акцио­нерного общества с государственными органами, сводится к разум­ному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства.

Более перспективны акционерные общества, в которых государ­ству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества пред­ставляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью ос­новных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное ко­личество акций и создаются условия для широкого привлечения в эко­номику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохра­няется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов об­щества.

Существуют производства, перевод которых в частные акционер­ные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам. Они под­вергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государ­ственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.

Управление акционерными обществами с государственным кон­трольным пакетом акций осуществляется главным образом предста­вителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное боль­шинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, предста­вителям государства приходится считаться с мнением других акцио­неров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций.

Роль представителя государства трудно переоценить. Это не про­сто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии разви­тия. С помощью своих представителей государство оказывает влия­ние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества.

Функции и права представителя государства, управляющего па­кетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные от­личия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционе­ров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.

Наши рекомендации