Подведение итогов делового общения

Искусство общения проверяется уже после состоявшегося разговора. Результаты беседы не следует переоценивать, так как посредством одного разговора не всегда удается достичь стратегических целей общения и понять собеседника.

При анализе беседы следует очень внимательно оценить отношение собеседника к тем событиям, людям и фактам, по поводу которых собственно и состоялась беседа. Просматривая свои записи и итоги, можно установить нерешенные задачи и наметить план будущей беседы.

Принятие решения. Это заключительный элемент процесса общения. Подводятся общие и частные итоги беседы; оговаривается полученный результат; конкретизируются вопросы для последующего решения, а также выделяются нерешенные проблемы.

Таким образом, межличностное общение базируется па навыках, которые в процессе трудовой деятельности менеджера постоянно совершенствуются. Руководитель не должен недооценивать навыков межличностного общения, без которых невозможно эффективное управление организацией.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте идеальную модель общения по туристской тематике с воображаемым собеседником. Продумайте следующие действия:

а) построение контакта и налаживание отношений доверия;

б) привлечение внимания;

в) аргументацию.

Вопросы для повторения

1. Какую роль играет общение в жизни менеджера?

2. Опишите и поясните модель процесса общения.

3. Как влияет степень общительности менеджера на эффективность работы предприятия?

4. Дайте характеристику компонентов (слагаемых) общения.

5. Назовите и дайте характеристику двух форм общения.

6. Охарактеризуйте вид коммуникации, возникающий между партнерами в процессе общения.

7. Назовите виды информации, проходящей по каналам общения, и определите степень их значимости.

8. Опишите составные элементы организации (технологии) общения.

9. В чем суть и значение подготовки к общению?

10. Охарактеризуйте основные этапы процесса непосредственного общения.

11. Сформулируйте основные задачи начальной стадии общения.

12. В чем суть проблемы, связанной с умением слушать партнера по общению?

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ И ПЕРЕГОВОРОВ

ГЛАВА

В этой главе:

11.1. Деловое совещание

11.2. Деловые переговоры

Деловое совещание

Задачи деловых совещаний

Деловые встречи (совещания) — одна из важнейших форм управленческой деятельности. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, принимаются управленческие решения.

Как свидетельствует опыт, деловые совещания далеко не всегда приносят должный эффект из-за того, что многие руководители неясно представляют себе технологию их организации и проведения. В ряде случаев деловые совещания созываются слишком часто и готовятся плохо; к их проведению привлекают слишком много лиц, причем непременно «первых» руководителей; необоснованная продолжительность совещаний снижает их результативность; наконец, решения, которые принимаются на деловых совещаниях, часто неудовлетворительно оформляются, а в процессе выполнения плохо контролируются, что существенно снижает их эффективность, в связи с чем возникает необходимость в повторном совещании по тем же вопросам.

Деловое совещание — способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам, возникающим на предприятии. Процесс управления в этом отношении сводится к трем основным стадиям:

q сбор и переработка информации;

q координация деятельности всех служб фирмы и всех сотрудников;

q принятие решения.

Кроме своего прямого назначения, каждое рационально организованное совещание решает и важную учебно-воспитательную задачу. На совещании сотрудники учатся работать в коллективе, комплексно подходить к решению общих задач, достигать компромиссов, приобретают культуру общения и т.п. Для некоторых сотрудников пребывание на деловом совещании — единственная возможность видеть и слышать руководителей высших уровней управления. Кроме того, на деловом совещании руководителю предоставляется возможность показать свой талант менеджера.

Таким образом, управленческие действия менеджера дополняются коллективными заседаниями (совещаниями), на которых решаются повседневные деловые вопросы и проблемы. В связи с этим можно сформулировать основные задачи, решаемые с помощью деловых совещаний:

q развитие и укрепление политики предприятия и проведение ее в жизнь;

q интеграция мероприятий всех отделов и служб с учетом общих целей фирмы;

q выявление и расчет коллективных результатов;

q коллективное решение проблем с учетом обучающего эффекта.

Наши рекомендации